- 16.11.2022
- 3018 Просмотров
- Обсудить
Гарькавая Оксана Юрьевна, преподаватель
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж», г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности методики обучения общеобразовательной дисциплине «Родная литература» при реализации программ среднего профессионального образования.
Основными задачами совершенствования системы преподавания дисциплины «Родная литература» в СПО являются:
- обновление ее содержания с учетом общих подходов в преподавании литературоведческих дисциплин, реализации межпредметных связей, интеграции содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями;
- реализация системно-деятельностного, личностно-дифференцированного, коммуникативного подходов в ее преподавании;
- усиление практической направленности обучения и воспитания с учетом современных нормативных требований к выпускникам средней школы, которые включают необходимость формирования у обучающихся опыта применения приобретенных знаний, умений, навыков для принятия обоснованных решений в различных жизненных ситуациях и решения проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
- включение в общеобразовательную учебную дисциплину «Родная литература» содержания прикладного характера, соответствующего профессиональной направленности профессий и специальностей;
- внедрение в педагогическую практику современных информационных технологий, в том числе технологий дистанционного обучения;
- освоение педагогами способов преподавания данной дисциплины с учетом интенсификации обучения.
Под интенсификацией в методике понимается передача значительного количества информации при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к его результатам.
Целями интенсификации являются:
- грамотный отбор и структурирование учебного материала, выделение его основных и второстепенных частей;
- индивидуальный подход к учащимся, учитывающий их психофизиологические особенности;
- поиск новых и совершенствование традиционных форм и методов обучения (например, учебные дискуссии, уроки-собеседования, уроки-конференции, проблемные семинары);
- использование групповых и индивидуальных форм работы с обучающимися;
- внедрение в образовательный процесс современного цифрового контента.
Решить задачу интенсификации возможно, например, за счет укрупнения тем в рамках содержательных разделов, повышения их информационной емкости; оптимизации выделения количества часов на изучение тематических блоков с учетом других филологических и гуманитарных дисциплин, содержание которых связано с развитием родной литературы («Русская литература», «Русский язык», «История»); увеличение практической составляющей; рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; отбор эффективных методов, форм, средств технологий, предусматривающих интенсивную подготовку, в частности, технологий интерактивного обучения, таких как игровая технология (методы ролевых/деловых игр); проблемное обучение (методы дискуссионный, коммуникативный); рефлексивно-ситуационная технология, кейс-технология (метод решения практических задач, поисковый метод); проектная технология (исследовательский метод) и др.
Интенсификация общеобразовательной подготовки предполагает переход с преимущественной активности на занятии преподавателя на активность самих обучающихся и включает методы, активизирующие когнитивные способности учащихся в направлении достижения запланированных результатов.
Дисциплина «Родная литература» изучается на базовом уровне в рамках всех четырех профилей обучения с учетом получаемой профессии или специальности. Изучение данной дисциплины на углубленном уровне могло бы быть реализовано в рамках отдельных профессий, в особенности по социально-экономическому и гуманитарному профилям.
Однако, учитывая ограниченное число учебных часов в учебном плане, наличие в нем дисциплин, содержание которых пересекается с содержанием дисциплины «Родная литература» (например, «Литература», «Родной язык», «История», «Культурология»), выделение углубленного уровня изучения данной дисциплины не представляется целесообразным. При общности содержательного компонента дисциплины «Родная литература» для всех специальностей среднего профессионального образования, тем не менее, может осуществляться учет профессиональной направленности обучения в процессе отбора теоретико-литературного, историко-литературного, историко-культурного материала, а также с учетом наиболее оптимальных форм работы с обучающимися, выбор которых зависит от специальности.
Так, например, изучение данной дисциплины обучающимися по группам специальностей «История и археология», «Искусствознание», «Культуроведение и социокультурные проекты» предполагает расстановку дополнительных акцентов на историко-культурной составляющей в процессе преподавания. В этом ключе целесообразно опираться на знания об эпохах становления и развития России, важнейших исторических событиях, нашедших отражение в литературных произведениях. Указанные знания обучающиеся получают в процессе изучения дисциплины «История». Предлагается уделить особое внимание понятиям, связанным с направлениями и течениями в культуре (реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм и др.), а также использовать на уроках примеры из области живописи, архитектуры, музыки.
Дополнительно могут быть востребованы сведения из области этнографии и фольклора, которые способствуют лучшему пониманию содержания и художественного своеобразия литературных произведений. При изучении дисциплины «Родная литература» (русская) обучающимися, в профессиональной деятельности которых не предполагается широкое применение полученных в рамках дисциплины знаний и умений, можно следовать классической схеме разбора художественных произведений с выделением темы и идеи произведения, обсуждением его образной системы и хода развития сюжета.
При этом в плане отбора литературного материала для изучения стоит отдавать предпочтения произведениям малой формы (рассказы, новеллы, повести, стихотворения и т.д.). В содержание данной дисциплины входит представление об аксиологии родной литературы, системе ценностей как одном из важнейших компонентов проблематики литературного произведения. Это предполагает формирование определенных ценностных ориентаций у обучающихся, т.е. системы установок, в свете которых они воспринимают окружающую действительность и выбирают соответствующую модель поведения.
Таким образом, изучение родной литературы позволяет сформировать у них верные духовно-нравственные установки, помогает строить системы ценностных ориентаций в обществе, выстраивать отношения и коммуницировать с другими людьми, в том числе и в профессиональном общении, осуществлять оценку процессов и явлений общественной жизни. В основании данной дисциплины заложена традиция восприятия родной литературы как ядра отечественной культуры, источника непреходящих эстетических и нравственных ценностей.
Это создает условия для получения опыта применения освоенных знаний и умений, повышения интереса к чтению и развития умения выстраивать собственную читательскую траекторию, формирования эмоционального интеллекта на основе эстетических эмоций, освоения и осмысления этических установок, которые призваны способствовать выстраиванию отношений между людьми различных взглядов, национальностей и вероисповеданий в общегражданской, профессиональной и семейно-бытовой сферах, соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения; выстраивания моделей осознанного поведения в реальных общественных взаимоотношениях на основе общечеловеческих ценностей и содействия общественному благополучию.
Представление о родной литературе как неотъемлемой части отечественной литературы в целом включает осознание и понимание преемственности литературного процесса, взаимосвязи литературной классики и современной художественной словесности как сбалансированного сочетания традиций и новаторства. Именно через изучение взаимодействия литературы минувших эпох и последних десятилетий осуществляется формирование целостной картины родной литературы.
Содержание учебной дисциплины «Родная литература» (русская) позволяет предоставить обучающимся лучшие и наиболее показательные образцы художественной словесности. На основе изученных литературных произведений, осмысления их проблематики складываются обобщенные модели поступков, ориентированных на высокие ценности, что позволяет вносить вклад в развитие личного социального опыта обучающихся. Моделирование такого рода образцов поведения осуществляется в контексте анализа современных ситуаций в понятных обучающимся контекстах. В основу рассматриваемой методики легло обучение родной русской литературе. И в этом плане основную часть художественного материала, который предлагается к изучению, составляют литературные произведения второй половины XX в. Именно в этот период литературный процесс зачастую характеризуется ярко выраженной региональной спецификой. Осмысление своеобразия родного края, его традиций, обычаев, устоев, преломленных в художественном слове, позволяет обучающимся через культурный код малой родины приобщиться к литературе и культуре России.
Обязательным для рассмотрения должен стать региональный компонент. Опора на анализ культурных реалий, характерных для региона, делает изучение курса более наглядным, личностно-значимым. Рассмотрение регионального компонента вносит вклад в формирование общероссийской идентичности, гражданской ответственности и патриотизма. Изучение в курсе родной литературы жанровой специфики, особенностей поэтики и языка произведения должно, с одной стороны, способствовать эффективной работе с текстом через постижение его художественного своеобразия, с другой - создать базу для дальнейшего изучения гуманитарных дисциплин в системе профессионального образования.
Результатом качественной литературоведческой подготовки должна стать готовность обучающихся включаться в процесс информационно-коммуникационного обмена между людьми, готовность к профессиональному общению, в том числе общению с представителями другой культуры. Одним из важных компонентов содержания литературного образования является освоение отраженных в литературе моделей социального поведения и типичных социальных ролей – ключевая составляющая процесса социализации личности и формирования функциональной грамотности. Речь идет о таких типичных социальных ролях, как роль гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя, волонтера и т.д. Практическая направленность и функциональная составляющая изучения учебной дисциплины «Родная литература» связана с формированием опыта применения полученных знаний и умений в различных жизненных ситуациях, и это обеспечивает вклад дисциплины в формирование функциональной грамотности обучающихся. Применение знаний и умений целесообразно рассматривать как особый этап их усвоения, на котором происходит процесс их интериоризации, закрепления и совершенствования.
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счет знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса. В структуре содержания дисциплины выделяются шесть содержательных разделов: «Традиция русской классики в творчестве писателей второй половины XX в.», «Специфика литературы как вида искусства и современный литературный процесс», «Литература о Великой Отечественной войне», «Литература эпохи оттепели», «Деревенская и городская проза в литературном процессе 1960–90-х гг.», «Постмодернизм и новая искренность в современной литературе». Логическая взаимосвязь разделов способствует разностороннему развитию современной личности, постижения ею целостной научной картины мира, создает условия для овладения необходимым набором компетенций современного человека и гражданина.