Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Ноябрь » 24

Применение педагогических технологий на уроках учебной практики

Бакина Татьяна Викторовна, преподаватель

ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от образовательных учреждений готовить специалистов нового уровня, социально мобильных, адаптирующихся к рынку труда. Качество образования связывают с формированием компетенций обучающихся, готовых к профессиональной и личностной самореализации.

ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции.  Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Я считаю, что на уроках профессионального цикла и особенно учебной практики,   очень важен личностно-ориентированный подход, потому что к  нам приходят обучающиеся, часто выбравшие свою специальность еще не вполне осознанно. Влияет и возраст, и не устоявшиеся взгляды на свое будущее. Одной из своих главных задач, считаю заинтересовать их предметом, стремлюсь к тому, чтобы они полюбили свою профессию.

Чтобы выпускники были успешными и востребованными на современном рынке труда, я должна научить их учиться. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую элементы различных технологий: компьютерные, проблемное обучение, взаимообучение, мастер – класс.

В рамках перечисленных образовательных технологий использую нетрадиционные формы уроков: уроки самостоятельной деятельности, исследовательские, проблемные, уроки-тренинги, уроки-семинары. Считаю, уроки самостоятельной работы  формируют и развивают механизмы независимости обучающихся, утверждают самостоятельные качества личности.

Уроки  на основе групповой деятельности помогают обучать работать  в коллективе. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если преподавателем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно  сам процесс обсуждения учебных заданий воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно.

Семинар - одна из форм учебных занятий, которую я применяю довольно часто. Непременное требование к нему - активное участие каждого обучающегося.

На уроке-семинаре выявляется сформированность общеучебных умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала, причем обучающийся должен практически применить знания и умения не только в известных ему, привычных, но и в новых ситуациях. Урок-семинар я использую  для воспитания самостоятельности обучающихся, формирования умения работать со справочной литературой и развития навыков монологической речи.

Формирования профессиональных компетенций возможно лишь в том случае, если обучающийся займет активную позицию в учебном процессе, в котором он будет лично заинтересован.

Т.е. успех и качество учебного процесса напрямую зависит от сознательности обучающегося в процессе обучения.

Практический опыт работы в колледже, что большинство студентов имеют слабую  мотивацию к учебе. Как  вызвать   положительное отношение к обучению, помочь  студентам превратить знания в умения? Как обучить всех: и тех, у кого имеется интерес, и тех, у кого его нет.

     Все эти вопросы, так или иначе, связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения.  Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им.

Каждый урок учебной практики начинается с вопроса: «Почему я должен это уметь делать?», «Где это я могу применить»?

Для того, чтобы активизировать работу студентов, необходимо применять разные педагогические технологии или их элементы.

Используются ИКТ во время прохождения учебной практики в следующих направлениях:

  • использование программ создания презентаций при работе над проектами;
  • изучение элементов отработки трудовых приемов;
  • трансляция мастер-классов;
  • создание банка творческих работ.    

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций.

Проблемное обучение - как и любой другой метод преподавания не является универсальным, однако оно представляет собой важную составную часть современной системы профессионального образования.

Что  же  такое  «проблемная  ситуация» и как она создается на уроке?

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение  учащегося, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает учащегося искать новый способ объяснения или способ действия.

Проблемное обучение предполагает:

  • проблемное изложение, при котором  мастер производственного обучения формулирует проблему и находит её решение;
  • проблемное обучение, при котором мастер производственного обучения формулирует проблему, а поиск её решения осуществляется совместно со студентами;
  • творческое обучение, предполагающее активное участие студентов в формулировании проблемы и поиске её решения.

      При разработке оценочных материалов, обязательно включаются производственные ситуации. Они используются практически на каждом уроке учебной практики и позволяют приблизить студентов к условиям реального производства, повышают качество усвоения учебного материала и возможность его практического использования при выполнении практических заданий.

     Работа с проблемными ситуациями формирует как профессиональные компетенции, так и общие. 

При применении технологии взаимообучения на занятиях группе обучающихся дается опережающее задание по теме урока, затем они выступают на уроке в роли педагога. Такая работа всегда вызывает интерес у студентов. Это также работа парами: сильный-слабый, сильный- сильный или слабый-слабый.

Интерактивное обучение – это может быть взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения.

Для проведения мастер-класс, приглашаются специалисты высокого уровня, работающие на профильных предприятиях.

Считаю, что через внедрение элементов перечисленных технологий, у студентов формируются профессиональные и общие компетенции а также студенты:

-  приобретают навыки самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

-подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы;

- умение работать в команде.

Применение компьютерных технологий на уроках учебной практики позволяет проводить занятия более эффективно, наглядно и содержательно, позволяют разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся, стимулируют деятельность студентов.

Проектная технология - это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие.

Цель проекта - раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний, показать на практике возможности применения знаний в постижении выбранной специальности.

Этот метод органично сочетается с методом проблемного обучения. От ситуационных задач и их решения студенты переходят к исследовательской деятельности. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность студентов:

  • ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;
  • формулировка целей и задач исследования;
  • сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);
  • проведение исследования – выделение изучаемых факторов;
  • выдвижение гипотезы;
  • объяснение полученных данных;
  • формулировка выводов, оформление результатов работы.

  Суть учебно–исследовательской деятельности состоит в том, чтобы не просто дать студентам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, но и решить более глубокую задачу формирования компетенций, наличие которых необходимо для успешной будущей профессиональной деятельности.

     С целью развития мотивации к проблемному, поисково-исследовательскому методу на уроках учебной практики предполагаются задания профессионального характера.

Считаю, что через внедрение элементов перечисленных технологий, у обучающихся формируются профессиональные и общие компетенции:

  • понимание сущности  и социальной значимости своей будущей специальности;
  • организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения;
  • осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • умение работать в команде.

Результатом применения вышеперечисленных технологий является:

  • повышение качества знаний обучающихся, развитие способностей каждого обучающегося;
  • приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
  • активизация познавательной деятельности и творческой активности обучающихся;
  • формирование личностных качеств обучающихся.

В результате такого подхода в обучении абсолютная и качественная успеваемость по предметам профессионального цикла остается стабильной на протяжении всего курса обучения. Результаты государственной итоговой аттестации показывают, что содержание и качество выпускников соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта СПО.

 

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar