- 24.11.2022
- 3271 Просмотр
- Обсудить
Бакина Татьяна Викторовна, преподаватель
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж
Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от образовательных учреждений готовить специалистов нового уровня, социально мобильных, адаптирующихся к рынку труда. Качество образования связывают с формированием компетенций обучающихся, готовых к профессиональной и личностной самореализации.
ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.
Я считаю, что на уроках профессионального цикла и особенно учебной практики, очень важен личностно-ориентированный подход, потому что к нам приходят обучающиеся, часто выбравшие свою специальность еще не вполне осознанно. Влияет и возраст, и не устоявшиеся взгляды на свое будущее. Одной из своих главных задач, считаю заинтересовать их предметом, стремлюсь к тому, чтобы они полюбили свою профессию.
Чтобы выпускники были успешными и востребованными на современном рынке труда, я должна научить их учиться. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую элементы различных технологий: компьютерные, проблемное обучение, взаимообучение, мастер – класс.
В рамках перечисленных образовательных технологий использую нетрадиционные формы уроков: уроки самостоятельной деятельности, исследовательские, проблемные, уроки-тренинги, уроки-семинары. Считаю, уроки самостоятельной работы формируют и развивают механизмы независимости обучающихся, утверждают самостоятельные качества личности.
Уроки на основе групповой деятельности помогают обучать работать в коллективе. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если преподавателем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно.
Семинар - одна из форм учебных занятий, которую я применяю довольно часто. Непременное требование к нему - активное участие каждого обучающегося.
На уроке-семинаре выявляется сформированность общеучебных умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала, причем обучающийся должен практически применить знания и умения не только в известных ему, привычных, но и в новых ситуациях. Урок-семинар я использую для воспитания самостоятельности обучающихся, формирования умения работать со справочной литературой и развития навыков монологической речи.
Формирования профессиональных компетенций возможно лишь в том случае, если обучающийся займет активную позицию в учебном процессе, в котором он будет лично заинтересован.
Т.е. успех и качество учебного процесса напрямую зависит от сознательности обучающегося в процессе обучения.
Практический опыт работы в колледже, что большинство студентов имеют слабую мотивацию к учебе. Как вызвать положительное отношение к обучению, помочь студентам превратить знания в умения? Как обучить всех: и тех, у кого имеется интерес, и тех, у кого его нет.
Все эти вопросы, так или иначе, связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.
Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им.
Каждый урок учебной практики начинается с вопроса: «Почему я должен это уметь делать?», «Где это я могу применить»?
Для того, чтобы активизировать работу студентов, необходимо применять разные педагогические технологии или их элементы.
Используются ИКТ во время прохождения учебной практики в следующих направлениях:
- использование программ создания презентаций при работе над проектами;
- изучение элементов отработки трудовых приемов;
- трансляция мастер-классов;
- создание банка творческих работ.
Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций.
Проблемное обучение - как и любой другой метод преподавания не является универсальным, однако оно представляет собой важную составную часть современной системы профессионального образования.
Что же такое «проблемная ситуация» и как она создается на уроке?
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение учащегося, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает учащегося искать новый способ объяснения или способ действия.
Проблемное обучение предполагает:
- проблемное изложение, при котором мастер производственного обучения формулирует проблему и находит её решение;
- проблемное обучение, при котором мастер производственного обучения формулирует проблему, а поиск её решения осуществляется совместно со студентами;
- творческое обучение, предполагающее активное участие студентов в формулировании проблемы и поиске её решения.
При разработке оценочных материалов, обязательно включаются производственные ситуации. Они используются практически на каждом уроке учебной практики и позволяют приблизить студентов к условиям реального производства, повышают качество усвоения учебного материала и возможность его практического использования при выполнении практических заданий.
Работа с проблемными ситуациями формирует как профессиональные компетенции, так и общие.
При применении технологии взаимообучения на занятиях группе обучающихся дается опережающее задание по теме урока, затем они выступают на уроке в роли педагога. Такая работа всегда вызывает интерес у студентов. Это также работа парами: сильный-слабый, сильный- сильный или слабый-слабый.
Интерактивное обучение – это может быть взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения.
Для проведения мастер-класс, приглашаются специалисты высокого уровня, работающие на профильных предприятиях.
Считаю, что через внедрение элементов перечисленных технологий, у студентов формируются профессиональные и общие компетенции а также студенты:
- приобретают навыки самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
-подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы;
- умение работать в команде.
Применение компьютерных технологий на уроках учебной практики позволяет проводить занятия более эффективно, наглядно и содержательно, позволяют разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся, стимулируют деятельность студентов.
Проектная технология - это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие.
Цель проекта - раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний, показать на практике возможности применения знаний в постижении выбранной специальности.
Этот метод органично сочетается с методом проблемного обучения. От ситуационных задач и их решения студенты переходят к исследовательской деятельности. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность студентов:
- ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;
- формулировка целей и задач исследования;
- сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);
- проведение исследования – выделение изучаемых факторов;
- выдвижение гипотезы;
- объяснение полученных данных;
- формулировка выводов, оформление результатов работы.
Суть учебно–исследовательской деятельности состоит в том, чтобы не просто дать студентам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, но и решить более глубокую задачу формирования компетенций, наличие которых необходимо для успешной будущей профессиональной деятельности.
С целью развития мотивации к проблемному, поисково-исследовательскому методу на уроках учебной практики предполагаются задания профессионального характера.
Считаю, что через внедрение элементов перечисленных технологий, у обучающихся формируются профессиональные и общие компетенции:
- понимание сущности и социальной значимости своей будущей специальности;
- организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения;
- осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- умение работать в команде.
Результатом применения вышеперечисленных технологий является:
- повышение качества знаний обучающихся, развитие способностей каждого обучающегося;
- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
- активизация познавательной деятельности и творческой активности обучающихся;
- формирование личностных качеств обучающихся.
В результате такого подхода в обучении абсолютная и качественная успеваемость по предметам профессионального цикла остается стабильной на протяжении всего курса обучения. Результаты государственной итоговой аттестации показывают, что содержание и качество выпускников соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта СПО.