- 07.12.2022
- 2587 Просмотров
- Обсудить
Дмитриева Наталья Владиславовна, преподаватель
ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж»
г. Архангельск, Архангельская область
Аннотация: В статье рассматривается самостоятельная работа в современном образовательном процессе как форма организации обучения.
Ключевые слова: компетентность студентов, разнообразные формы познавательной деятельности студентов, восприятие и осмысление учебного материала.
Самостоятельная работа обучающихся - деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя.
Если правильно организовать самостоятельную работу обучающихся, то она сможет оказать огромное образовательное и воспитательное значение, а также стать определяющим условием в достижении высоких результатов в обучении латинского языка.
Самостоятельная работа по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» проводится в соответствии с требованиями ФГОС СПО и на основе рабочей программы по специальностям: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Фармация», «Лабораторная диагностика».
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися соответствующими общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые формы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Итак, согласно критериям оценки уровня сформированности компетенций у обучающихся колледжа в образовательном процессе общая учебно - познавательная компетенция предполагает умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию и работу по самосовершенствованию.
Преподаватель планирует по дисциплине самостоятельную работу, что позволяет обеспечить и при необходимости скорректировать учебный процесс. При этом студент самостоятельно организует свою учебную работу, проводит самоконтроль с использованием обучающих и контролирующих заданий разного характера, предложенных ему преподавателем, объективно оценивает свою работу по дисциплине по соответствующим темам.
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к уровню подготовленности обучающегося. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, объема работы, основных требований к результатам работы, критериям оценки, форм контроля и перечня литературы. Необходимо также предупредить о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Для методического обеспечения самостоятельной работой разрабатываются методические рекомендации по самостоятельной подготовке студентов.
Самостоятельную работу можно проводить как индивидуально, так и для всей группы студентов в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются опрос, различные упражнения, написание докладов и реферативных сообщений по теме, составление тематических кроссвордов на латинском языке.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы является уровень освоения обучающимся учебного материала.
Остановлюсь на примере задания по написанию доклада. Это вид самостоятельной работы студента, который содержит информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторном занятии, и представляет профессиональный интерес. Темы предлагаются различные, например, «Латынь Эпохи Возрождения»; «История развития латинского языка»; «Нет медицины без латинского языка»; «Латинская терминология как зеркало истории медицинской науки» и др.
Регламент озвучивания доклада - 5 мин.
Максимальное количество баллов - 5.
Роль преподавателя: определить тему и цель доклада, рекомендовать литературу по теме доклада, оценить доклад.
Студент собирает и изучает литературу по теме.
Критерии оценки доклада:
- актуальность темы;
- соответствие содержания теме;
- грамотность и полнота использования источников;
- соответствие оформления доклада требованиям.
В заключение необходимо еще раз отметить, что роль самостоятельной работы обучающихся значительна, так как сможет повысить уровень мотивированности студентов к изучению латинского языка, а также будет способствовать росту языковой компетенции обучающихся.
Список литературы
1.Кругликов, В. Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов. - СПб., 2006. -190 с.
2. Меренков, А.В.Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие / А.В. Меренков, С.В. Куньщиков. – Екатеренбург: Уральский Федеральный университет, 2016.- 80 с.
3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А. П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.
4. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2010. - 188 с.