Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Декабрь » 27

Гендерные особенности восприятия собственной внешности студентами-медиками в условиях современной реальности

Авторы: Берко Елена Евгеньевна, Зажогина Наталия Владимировна

ГБПОУ ДЗМ «МК № 2», Москва

Аннотация. В статье рассматриваются гендерные особенности восприятия собственной внешности студентами-медиками. Проведен анализ литературы по проблеме психологических особенностей отношения к себе и к образу своего тела как фактора нарушений пищевого поведения. Представлены результаты исследования, посвященного изучению особенностей отношения к образу своего тела обучающихся медицинского колледжа № 2.

Ключевые слова: образ тела, восприятие собственной внешности, пищевое поведение, расстройство пищевого поведения, подростковый и юношеский возраст, гендерные особенности.

Постановка проблемы и анализ существующих исследований

В настоящее время все чаще предметом психологических и медицинских исследований становится проблема восприятия собственной̆ внешности. Это социально-психологическая проблема, зависящая от множества факторов. Особенно актуальной̆ проблема внешности становится в подростковом возрасте, так как в этот период интенсивно выстраивается собственная Я-концепция, представления о себе и собственной̆ идентичности. Последствием негативного восприятия собственной̆ внешности у подростков может стать нарушение пищевого поведения и такие виды пищевых аддикций как нервная анорексия и булимия.

Исследованием восприятия собственной внешности и нарушениями пищевого поведения занимаются многие специалисты, но не в полной мере изучены вопросы, связанные с гендерными особенностями восприятия собственной внешности, что и определяет актуальность данного исследования.

Проблеме изучения отношения к собственной внешности и нарушению пищевого поведения посвящены работы исследователей по различным аспектам: формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста [3], взаимосвязь оценки собственной̆ внешности и я-концепции подростков [7, с.84-89], образ тела у подростков с нарушениями пищевого поведения [6, с.198-204], исследование коррекции восприятия образа тела у подростков [2],  современные методы работы с подростками с расстройствами пищевого поведения [1] и т.д.

Однако необходимо отметить, что глубоких теоретико-прикладных исследований гендерных особенностей восприятия собственной внешности и нарушения пищевого поведения проведено достаточно мало.

Тело – это место рождения, роста, развития, удовольствия, боли, объект желаний…. Оно меняется в течение жизни, каждая стадия вносит свои изменения. В 1920 гг. П. Шилдер ввел такое понятие как образ тела. Образ тела – динамическая конструкция в психике человека, постепенно формирующаяся и меняющаяся в течение жизни. Состоит из нескольких компонентов: схема тела (его контуров, размеров, границ, соотношения и положения частей тела…); эмоции (переживание нравится мне свое тело, доставляет удовольствие, или испытываю отвращение, чувство стыда…); мысли (нужно похудеть или наоборот прибавить в весе, сделать круговую подтяжку лица, одеть себя потеплее…); поведение (можем заботиться, делать массажи, а можем соблюдать изнурительные диеты, мучить сверхтренировками, делать пластические операции…).

Формирование наших представлений образа тела и отношения к нему зависит от множества факторов, в том числе, где и когда мы родились, в какой стране, в какое время складываются наши представления о собственной внешности.

Как показывает исторический и культурный анализ литературы, с телом производят различные манипуляции, иногда неприятные, болезненные, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым референтными группами к своим членам [4]. Это выражается в необходимости иметь определенный образ.

С расцветом телевидения и интернета представления об идеалах внешности стали транслироваться с экранов телевизоров и мониторов. В поддержании канонов красоты, определенной моды задействовано множество индустрий (косметика, пластическая хирургия…). Социум диктует, каким должно быть наше тело [8].

В результате этого могут возникать тревожные мысли о несоответствии стандартам, страх быть отвергнутым, непринятым, осуждаемым, начинает страдать самооценка, самовосприятие, принятие себя, что приводит к нарушению образа тела, а это может привести к расстройству пищевого поведения (анорексии, булимии, перееданию, пикацизму и т.д.), самоповреждению, нарушению социальных контактов, дисморфофобии [9].

Следует обратить отдельное внимание на то, что современные исследования в Великобритании показали следующее:

  • девочки, начиная с возраста 5 лет, беспокоятся о своих размерах и внешности;
  • в 7 лет – одна из 4 девочек пытались сбросить вес;
  • 34% опрошенных юношей и 49% опрошенных девушек придерживались диеты, чтобы изменить свою фигуру или сбросить вес;
  • 60% взрослого населения сообщили, что стыдятся того, как выглядят;
  • 47% взрослого населения считает, что то, как ты выглядишь влияет на то, чего ты добьешься в жизни;
  • 32% согласны с утверждением, что «твоя ценность как личности зависит от того, как ты выглядишь» [5].

Таким образом, можно сделать вывод: роль привлекательности в современном обществе играет огромную роль и уже в раннем возрасте есть обеспокоенность своей внешностью. В современном обществе создан миф, чтобы быть счастливым, вы должны выглядеть определенным образом. Отсюда возникает идея, что если я не соответствую определенному образу, то я недостоин любви.

Нами было проведено исследование по восприятию своей внешности и степени удовлетворенности образом своего тела обучающихся медицинского колледжа № 2.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что существуют значимые различия восприятия собственной внешности обучающимися мужского и женского пола в условиях современной реальности.

Были поставлены следующие задачи:

  • дать определение основным понятиям;
  • проанализировать зарубежные исследования;
  • выявить гендерные особенности восприятия собственной внешности студентами-медиками в условиях современной реальности;

Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов: в рамках предварительного этапа осуществлялась подготовка необходимых для исследования материалов по анкетированию обучающихся  медицинского колледжа № 2, согласование с администрацией колледжа, на базе которого проводилось исследование; на основном этапе исследования были выделены группы испытуемых и проведена обработка данных исследования; в условиях заключительного этапа были подготовлены сводные таблицы по данным исследования, проведена обработка и интерпретация полученных результатов.

Выборка исследования представлена 150 респондентами, из которых 75 – обучающихся женского пола, 75 – обучающихся мужского пола, в возрасте от 15 до 25 лет и старше.

Исходя из полученных результатов все обучающиеся женского пола хотели бы изменить какие-то части или все тело. Наибольшее недовольство своим телом у обучающихся 16 лет (64%), 19 лет (68%), старше 25 лет (73%).

Исходя из полученных результатов все обучающиеся мужского пола удовлетворены своей внешностью и не хотели бы что-то менять в своем теле. Юноши 16 лет (64%), 17 лет (71%), 18 лет (57%), старше 20 лет (75%) удовлетворены своим телом.  Обучающиеся 19 летнего возраста разделились 50% удовлетворены своим телом и 50% есть желание что-то изменить в своем теле.

Таким образом, восприятие своей внешности обучающимися женского и мужского пола в условиях современной реальности имеют свои особенности. Существуют значимые отличия между этими группами. Более высокие значения неудовлетворенности образом своего тела и своей внешностью характерно для обучающихся женского пола. Исходя из этого, можно говорить о том, что существуют гендерные особенности восприятия своей внешности. Для обучающихся мужского пола характерно большее принятие своей внешности и в меньшей степени есть желание изменить что-то в теле. Тогда как обучающиеся женского пола в большей степени не удовлетворены своей внешностью и имеют желание изменить какую-то часть тела или все тело целиком.

В заключение хотелось бы отметить, что полученные результаты исследования способствуют более глубокому и всестороннему осмыслению особенностей восприятия своей внешности студентами-медиками. Будет интересным для практикующих психологов, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по определению эффективных методов формирования адекватного отношения к своей внешности и образу своего тела.

Кроме этого, анализ современных исследований показывает, что проблема неприятия своей внешности и нарушенного образа тела может приводить к расстройству пищевого поведения. В настоящее время это приобретает всемирные масштабы, особенно в подростковом возрасте, и приводит к нарушению здоровья, летальному исходу, что вызывает необходимость её всестороннего изучения и поиска современных, эффективных методов работы в этом направлении, а именно ранней диагностики и коррекции нарушений пищевого поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аптикиева Л.Р. Современные методы работы с подростками с расстройствами пищевого поведения. Вестник Оренбургского государственного университета. 2020; 2: 225. https://doi.org/10.25198/1814-6457-223-6.
  2. Волгуснова Е.А. Исследование коррекции восприятия образа тела у подростков. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №2(50). С. 208-213. https://doi.org/10.5 2772/25420291_2021_2_208. — 162 —. Russian Journal of Education and Psychology 2022, Volume 13, Numberhttp://rjep.ru
  3. Дурнева М.Ю. Формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ Учредители: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN: 1814-2052eISSN: 2311-7273
  4. Дурнева М.Ю., Мешкова Т.А. Влияние социокультурных стандартов привлекательности на формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 25–34.
  5.  Ерохина Е.А., Филиппова Е.В. Образ тела и отношение к своему телу у подростков: семейные и социокультурные факторы влияния (по материалам зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. № 4. С. 57—68. doi: 10.17759/jmfp.2019080406
  6. Иванов Д.В., Хохрина А.А. Образ тела у подростков с нарушениями пищевого поведения //Вестник университета. 2019. № 6. С. 198-204.
  7. Капустина В.А., Митрофанова Е.А. Взаимосвязь оценки собственной̆ внешности и я-концепции подростков. // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - т. 6. - с. 84-89.
  8. Николаева Н.О., Мешкова Т. А., Нарушения пищевого поведения: социальные, семейные и биологические предпосылки // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2011).
  9. Шнакенберг Н. Мнимые тела, подлинные сущности. Преодоление конфликтов идентичности с внешностью и возвращение к подлинному Я Издательство: Phoca Books, 2019 ISBN: 978-5-9907950-5-1
  10. Шнакенберг Н. Тело, заявляющее о себе. Влюбитесь в свое тело и помните о своей божественной сущности. Издательство: Бурлака Ростислав. 2021. ISBN: 978-617-7840-11-3.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar