- 19.01.2023
- 2077 Просмотров
- Обсудить
Макарова Светлана Александровна
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж N1» Орехово-Зуевский филиал, преподаватель иностранного языка
Современные студенты часто показывают несерьёзное отношение к учёбе, не имеют желания частого чтения и размышления, что выливается в пропуски занятий, понижение успеваемости и представление преподавателю скачанных или сделанных на заказ учебных работ. Причины этого могут быть самые различные: ленивость, неумения рационально делить своё свободное время и строить график совмещения учёбы с работой до ссор с однокурсниками и неосознавания значимости образования для дальнейшего формирования личности. Помимо вышеперечисленных, одной из причин низкой и неэффективной учебно-познавательной деятельности становится тоже несовпадение стилей мышления студента и преподавателя. Многие преподаватели родились в советскую эпоху, в те времена страна была «самой читающей страной в мире», при обучении по «бумажным» учебникам с преобладанием работы с текстом, информация преподносилась устно, что развивало дальше абстрактное мышление. Общепринятые методы стимулирования и средства формирования иноязычной компетенции, делающие упор на слово, уже не работают, тем более что у студентов колледжей более развит невербальный интеллект, но недостаточен уровень языковой подготовки, востребованы новые подходы к преподаванию. Сегодняшнее поколение выросло в эпоху информационной цивилизации, когда большие потоки информации и её все доступность делают бесполезным «много знание» и вызывают у молодых людей нежелание глубоко понимать текст, прослеживать логику рассуждений, стараться запомнить большие размеры информации.
Широко известно, что образование невозможно без опоры на индивидуальность человека, т. к. почти каждый человек по-разному воспринимает, перерабатывает поступающую к нему информацию. Более актуальными становятся умения искать самим и обрабатывать информацию, выбирать второстепенную и неверную информацию и применять новые идеи. Не случайно глобальными образовательными тенденциями на сегодня являются life-long learning и берут ориентир на активное освоение различных способов познавательной деятельности, иметь способность самостоятельно пользоваться методами и средствами познания, что входит в число важных общекультурных компетенций в ФГОС ВПО. Этот момент известен, но в практическом обучении студенты, которые находят информацию способом, не совпадающим со стилями преподавателя, по-прежнему испытывают трудности в учёбе.
Базой изучения познавательных стилей была заложена в трудах американских психологов в 1950-е гг., и в наши дни данная проблема продолжает оставаться для учёных актуальной. Как заграницей, так и в России она получает обновленные грани направленности по темам исследований в психологии интеллекта, теории нейролингвистического программирования и педагогике. Большое развитие получило преподавание на основе стилей познания/учения в США. Так, доктором Р. Данн были созданы специальный Центр, изучающий стили учения и преподавания при Университете св. Иоанна, образовательный веб-сайт и международная сеть учебных заведений в США, Австралии, Турции, Сингапуре, на Филиппинах и в др. странах, которые работали по технологии стилевого обучения. Разрабатывались диагностические процедуры и различные методы работы с обучающимися с принятым учётом их индивидуально-своеобразных психологических свойств. Многолетний опыт исследований и практика работы по данной методике Р. и К. Данн показывают, что учёба в соответствии с предпочитаемыми индивидуальными стилями дает возможность обучающимся достичь высоких результатов.
За долгую историю экспериментального исследования было обнаружено свыше 50 разных видов познавательных стилей, изобретено около 20 их классификаций. Более интересной была теория познавательных стилей отечественного исследователя М. А. Холодной, которая определяет познавательный стиль как «индивидуально-своеобразный способ изучения реальности». Она сделала анализ исследования многих американских психологов и построила иерархию видов познавательных стилей на множественных уровнях стилевого поведения. Поддерживается точка зрения М. А. Холодной, которая делает предположение, что вовремя обучении важно не только учитывать познавательные стили обучающихся, но и делать создание условия для расширения репертуара стилевого поведения в максимально нужном диапазоне, поглощение всей системы познавательных стилей на множестве различных уровней, что ведет к повышению эффективности учебной деятельности.
Самый близкий к вышесказанной идее подход с применением американских методов обучения иностранному языку предлагает Б. Л. Ливер: 1) адаптирование информации к когнитивным стилям и доминантному полушарию головного мозга обучающихся при изучении новейшего материала;
2) увеличение количества стратегий стилевого поведения на этапе закрепления при помощи индивидуального инструктажа и работы обучающихся с разнообразными наборами когнитивных стилей в небольших группах;
3) варианты стилей при проверке знаний.
На практике было показано, что при таком подходе имеет развитие умение совмещать стратегии различных стилей и действовать по-разному в зависимости от требований момента, хотя имеет место быть некоторое тяготение к одному из полюсов. В исследовании нами была показана роль формирования индивидуально-своеобразных способов познавательной деятельности. Решению задачи самопознания стилевого поведения значительно оказывает влияние «психологическое просвещение» обучающихся и дающее возможность свободы выбора способа работы. Ведение беседы со студентами о способах познания, целей и достижения результатов учебной работы, единая оценка её качества делает атмосферу уверенности, свободы и несения ответственности. Опрос студентов младших курсов колледжа показывает, что целевыми иноязычными компетенциями, которые они хотели бы в первую очередь освоить в колледже, являются навыки устной речи и перевода лексических текстов. Из предложенных студентам форм работы на аудиторных занятиях 72 % сделали выбор в традиционную коллективную форму, когда преподаватель общается со всей аудиторией, 36 % – работу в парах и группах, 4 % – индивидуальную форму. 92 % обучающихся отдают предпочтение мультимедийному способу освоения информации, небольшое изложение материала и мобильность познавательной деятельности.
Наиболее нужными приёмами пополнения лексического запаса и освоения грамматики студенты назвали запоминание при помощи зрительных образов и освоение полученных знаний в той или иной ситуации, всего 4 % находят пользу в частом устном повторении. Среди различных видов заданий наиболее предпочтение отдавалось тем, где одна и та же информация выдана различными способами, т. е. в виде образов, слов, предметных действий, аналитически и синтетически, конкретно, а также задания данные на самопроверку. Стало понятно, наиболее предпочтительными в данном моменте являются электронные технологии обучения, однако речь не идёт об отказе от общения преподавателя со студентами, который студенты имеют желание приобрести, обучаясь в коллективе.
Появляется небывалое обилие курсов, учебников, сайтов и программ, мультимедиа на английском языке, однако выбрать более нужное пособие для необходимого профиля обучения по-прежнему нелегко. Общение с преподавателем остаётся очень важным для бесед по целям, способам и последовательности изучения дисциплины, наиболее трудному материалу, для практики иноязычной речи, оказания помощи и корректировки деятельности. Изучение научных публикаций открывает многообразие форм и средств электронного обучения: это разные информационно-коммуникационные технологии, применяемые на аудиторных занятиях, виртуальное обучение в искусственной среде, различные образовательные порталы и т. д. В традиционных отечественных учебниках имеется аналитическое представление материала с механико-логическим соединением лексики и грамматики, различные задания по работе с лексическими текстами. Основываясь, что использование электронного учебника при изучении ИЯ дает возможность: – увидеть задания для актуализации познавательных стилей обучающихся на всех этапах обучения.
Процесс обучения ИЯ с использованием такого электронного учебника важно строить на основе субъектно-деятельностного подхода, принципов системности, единства развития субъективных и обучающегося. Образовательные сайты и электронные программные продукты просят вложения денежных средств. В проведенном анализе учебных пособий было выявлено малое количество заданий, которые при подаче языкового материала учитывают познавательные стили и делают работу над обогащением способов познавательной деятельности. Лучшим выходом из ситуации может стать разработка собственного электронного учебника при помощи средств Microsoft Office или же бесплатных компьютерных программ-конструкторов типа eBook Maestro и др.
Итак, для совершенствования преподавания в колледже считаем особенно важным:
1) осуществлять много сенсорное обучение, в т. ч. с использованием средств виртуального образовательного пространства;
2) проводить диагностику познавательных стилей преподавателя и студентов; 3) давать возможность выбора способа восприятия и запоминания материала; 4) давать стимул осознание обучающимися своих индивидуальных познавательных особенностей;
5) подчёркивать преимущества разных стилей познания, напоминать студентам об их «самых сильных» сторонах;
6) давать больше времени самостоятельной работе обучающихся;
7) применять различные коммуникативные методы и ситуативное обучение; 8) обращать внимание не столько на содержании, сколько на способах познавательной деятельности;
9) работать над развитием рефлексии и саморегуляции.
Даем предположение, что нужность познавательных стилей и развитие индивидуально своеобразных способов познавательной деятельности студентов при помощи различных электронных технологий может сделать лучше результативность освоения иностранного языка.
Литература:
1. Рожина В. А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Рожина Вера Анатольевна. Киров, 2007. 257 с.
2. Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.
3. A Conversation with Dr. Rita Dunn / Kortland R. Koch, Ball State University // Institute for Learning Styles Journal. Volume 1, Fall 2007. pp. 1–11.