- 08.02.2023
- 1788 Просмотров
- Обсудить
Гераськина Екатерина Николаевна
Демонстрация видеофильмов- это один из наиболее эффективных методов обучения. При этом подключается как аудиальное, так и визуальное восприятие, обучающиеся отвлекаются от традиционного проведения занятия.
Видеометод выполняет следующие функции:
- Контроль;
- Закрепление;
- Повторение;
- Обобщение;
- Систематизация.
Обучающиеся хорошо запоминают и осваивают больший объем материала благодаря видеофильмам. Они развивают воображение студентов, способствуют восприятию материала по теме. Просмотр необходимо дополнять проблемными вопросами, приемами сравнения, аналогиями и причинно-следственными связями. Таким образом, расширяется кругозор и эрудированность, формируется компетентность самостоятельной познавательной деятельности. Используя информационные мультимедийные продукты, преподаватель переходит от статуса информатора к координатору, организатору. Особенность видеометода подачи учебного материла способствует восприятию там, где другие способы не дают необходимого педагогического эффекта.
В XXI веке преподаватели истории имеют технические возможности подобрать каталог видеоматериала самостоятельно, в нем могут быть представлены как видеофильмы, так и телепередачи, целые циклы, даже мультфильмы. Но необходимо обратить внимание на успешную подготовку и организацию заянтия. Видеоматериал должен передавать новый материал, углублять, закреплять знания, полученные на прошлых заянтиях, соответствовать плану занятия. Он должен соответствовать возрасту обучающихся. Предварительный просмотр является обязательным условием его последующей подачи на занятии. Преподаватель должен решить как наиболее эффективно по времени показывать фильм: в начале, в середине или в конце. Наиболее эффективная продолжительность видеофрагмента составляет от 4 до 12 минут. Просмотр не должен оставаться без акцентов, комментариев педагога и обучающихся. Также необходимо составить список вопросов, которые будут заданы в конце демонстрации.
Преподаватель может провести беседу после просмотра фильма, предложить различные задания. Существует вариант демонстрации с поэтапным решенем заданий и обсуждением. Не нужно исключать из возможностей и лекции с использованием видеофрагментов. Интересными для обучающихся могут быть также видеоэкскурсии, видеорепортажи. Также преподаватель должен выделить определенный вопрос, проблему, её рассмотреть и обсудить с группой.
По дисциплине «История» были составлены каталоги видеофильмов по темам:
- «Первобытное общество и зарождение цивилизаций»,
-«Древняя Русь»,
-«Смутное время: Причины, сущность, последствия»,
-«Попытки модернизации в странах Востока»,
-«Россия в начале ХХ века», «Отечественная война 1812 года»,
-«Великая Отечественная война»,
-«Русская культура 18 века»,
-«Золотой век» русской культуры».
Демонстрация данных видеоматериалов позволила повысить заинтересованность студентов в изучении новой темы, эффективность восприятия нового материала. Контроль знаний показал увеличение качественной успеваемости обучающихся на 25%, что позволяет сделать вывод о пользе данного метода обучения.
Список литературы:
1. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [электронный ресурс] URL: http://raec.ru/upload/files/eios_conception.pdf (дата обращения 12.12.22)
2. Сушкова О.Ю. «Методика преподавания географии» / учебно-методическое пособие для вузов под ред. А. Ю. Котлярова. – Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 г. [электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/resource/642/65642/files/m09-33.pdf (дата обращения 12.12.22).
3. Федорова, Г. А. Информатизация управления образовательным процессом // Г. А. Федорова. Учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 200 с.