- 08.02.2023
- 2068 Просмотров
- Обсудить
Фомина Ольга Валерьевна
Попов Николай Анатольевич
ГБПОУ БрПК, г. Братск, Иркутская область
«Развитие физических способностей, возможностей и интереса к спорту посредством вовлечения детей с разными (ограниченными) возможностями здоровья в спортивную и внеурочную деятельность».
Аннотация: проблема учебной мотивации, считается одной из главных. Многое здесь зависит от мастерства педагога, от его творчества, от постоянного поиска новых технологий, форм и приемов обучения.
Ключевые слова: физическая культура, ограниченные возможности, урок, дети, развитие, физические способности.
Annotation: The problem of educational motivation is considered one of the main ones. Much here depends on the skill of the teacher, on his creativity, on the constant search for new technologies, forms and methods of teaching.
Key words: physical culture, disabilities, lesson, children, development, physical abilities.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В.А. Сухомлинский.
Например, идет урок физической культуры. Поставлены задачи, все рассказано, все показано. Все учащиеся обеспечены спортивным инвентарем. Остается только радоваться. Но чувствую беспокойство. Почему? Что не так? Где упущение? Осматриваю рабочую группу. Определяю интерес студентов к занятиям. Выделяю особо активных ребят. Эта категория детей с удовольствием работает на уроках, любит движения, спорт. За этих не волнуюсь, эти свое не упустят. Другая категория детей. Также работает и неплохо. Но… как бы выполняя обязанность. Кто ради оценки, кто просто дисциплинированный, а кто, чтобы избежать наказания. Эти тоже в общем не вызывают тревоги. Они трудятся, и будут трудиться, каждый соответственно, какому – то своему мотиву. Но чувство беспокойства не покидает. А вот и ответ. Вижу неработающих детей, явно уклоняющихся от выполнения задания. Учащиеся этой категории часто являются объектом насмешек со стороны сверстников, их нередко обижают. На уроках их порою трудно приобщить к делу, они могут работать только под контролем педагога. В результате растут эти дети, отвергнутые сверстниками. Им нужна помощь. И пока они учатся у нас, мы можем поднять этих детей до соответствующего уровня.
Вы спросите, как? Отвечаю – с помощью проведения внутри колледжных соревнований по различным видам упражнений, подвижных и спортивных игр, т.е. через внеурочную деятельность.
Понаблюдайте за детьми. С ранних лет в их игровой деятельности большую значимость получает фактор соперничества – в беге наперегонки, в езде на велосипедах и самокатах, в дальности и точности метания, в прыжках в длину и многих других двигательных действиях.
Состязательная деятельность способствует и учит мобилизации и максимальному проявлению физических и психических сил. Она помогает не только эффективнее решать задачи развития двигательных качеств и способностей, но и в большей степени реализовывать свой двигательный потенциал. Физкультурно - спортивные соревнования – это отличная школа закалки воли и характера, развитие физических качеств, стойкости, умения не только побеждать, но и достойно проигрывать, мужественно переносить неудачи. Для детей с ограниченными возможностями здоровья это незаменимая школа совершенствования физических способностей, умение рационально и оперативно решать двигательные задачи различной степени сложности, как в индивидуальных, так и в коллективных действиях, обогащения специальными знаниями, накопление двигательного опыта, тактики соревновательной деятельности, проверки технической и физической подготовленности.
Предлагаю рассмотреть, как обычно в колледже проходят соревнования по игровым видам. Закончили, например, на уроках тему: «Волейбол». Следовательно, согласно плану спортивно – массовой работы, по этому виду спорта, должны состояться соревнования между группами. Закипела работа. Собраны капитаны команд (заседание физоргов), судейская коллегия, обсуждено положение о соревнованиях, поданы заявки, начались матчи. На поле 5 игроков - это обычно активные, сильные ребята, 2-3 игрока сидят в запасе, а остальные - болельщики, которых увидеть в играх практически невозможно. Как помочь таким детям «обрести силу». Ведь внутри колледжных соревнований по игровым видам проводиться намного больше, чем нормативного типа. А привлекаются по состязанию по баскетболу, футболу только те, кто умеет играть (в отличие от соревнований нормативного вида, тестирования, сдачи нормативов, в которых участвуют все учащиеся).
Обязательным условием успешного формирования у студентов активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность детей не эффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки учащихся. Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого в обучение нужно включать личностно - значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда студенты, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений (например, прыжки через скакалку – превосходная разновидность физических упражнений, которая сочетает в себе эффективность длительного бега, атлетическую мощь и эстетичность танцев). Однако и здесь каждому должен быть определен индивидуальный доступный результат, достижение, которого, должно расцениваться педагогом, окружающими детьми, как успех, как победа над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре. Например, как это происходит у нас: изучили тему «Легкая атлетика» - проводим соответствующие состязания (забег на длинные и короткие дистанции, прыжки в длину с места, метания мяча на дальность и т. д.).
Что дает внеурочная работа по предмету?
- Удлиняется учебный процесс, поскольку соревнования, его продолжение.
- Добровольный характер участия обучающихся во спортивной, внеклассной работе.
- Отсутствие строгой урочной регламентации, касающейся времени, места и форм их проведения.
- Отсутствие строгого учета знаний, умений и навыков.
- Большая самостоятельность и инициативность студентов в выполнении внеурочных поручений.
- Вовлекаемые в активные самостоятельные действия слабенькие дети, обретают уверенность, становятся сильнее.
Каждого учащегося необходимо ориентировать на доступный и подходящий для него результат, в том или ином виде соревнований, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться преподавателем, руководителем секции, товарищами по группе, родителями как успех, как победа студента над собой. Например, не всем детям легко удается освоить спортивные игры, но в шашечных турнирах они могут показать свои способности, умения и навыки, именно в этом виде спорта.
Спортивная, внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию склонностей творческой активности, открывает простор для осуществления нравственного воспитания, т.к. позволяет привлечь дополнительный и разнообразный материал. Совместная творческая работа, не ограниченная условностями урока, сближает учащихся и педагога, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.
Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение физических упражнений, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремленности.
Такова уж детская психология – действия ребят управляются более эмоциями, нежели разумом. Занятия физической культурой и спортом они рассматривают, как средство самовыражения и самоутверждения. А соревновательный метод, активизирующий двигательную деятельность студентов – это море эмоций, независимо от того слабый ты или сильный.