- 12.02.2023
- 4403 Просмотра
- Обсудить
Бакина Татьяна Викторовна
преподаватель
Промышленно-экономический колледж ГГТУ
г. Орехово-Зуево, Московская область
В настоящее время участие обучающихся в олимпиадах и профессиональных конкурсах является неотъемлемой частью на пути к освоению специальности и профессии. И задача педагогов профессиональных дисциплин подготовить их к участию в профессиональных конкурсах, приблизив их тем самым к реальным производственным условиям и ситуациям.
Подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, совершенствуя профессиональные умения и навыки, развивают профессиональное и креативное мышление студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.
Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование, а олимпиады – систематизация и закрепление теоретических знаний.
Подготавливая обучающихся к профессиональным конкурсам и олимпиадам, преподаватели тем самым формируют профессиональную готовность студентов к осуществлению ими трудовой деятельности по приобретаемой специальности.
Профессиональный конкурс или олимпиада способствуют формированию творческой заинтересованности к труду, применению полученных знаний в практической деятельности, а так же повышают общий эмоциональный статус, то есть оказывает положительное влияние сразу на все компоненты профессиональной и мотивационной готовности: когнитивной, деятельностной и эмоциональной.
Выявление наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных обучающихся осуществляется путем:
-наблюдения в ходе уроков;
-организации кружковой работы и проведением других внеклассных мероприятий по предметам и МДК;
-выявлением способностей обучающихся и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Система формирования и развития конкурсов профессионального мастерства предусматривает координацию и совокупность усилий всех структурных подразделений профессиональных образовательных организаций, участников образовательного процесса, родителей, работодателей, социальных партнёров.
На начальном этапе подготовки обучающихся к профессиональным конкурсам и олимпиадам важно грамотно создать организационно-педагогические условия подготовки с целью максимального вовлечения студентов в специальность, закрепления практических профессиональных навыков. Участие позволяет учащимся применить полученные навыки, а также показать свое мастерство, что является прекрасным стимулом профессионального роста и положительным примером для остальных. В конкурентной борьбе у студентов возрастают показатели компонентов мотивационной готовности к дальнейшей работе по приобретаемой специальности. В процессе подготовки к участию в конкурсе выявляются новые технологии, необходимые условия, появляются знакомства, предполагающие дальнейшие сотрудничества.
С первого дня подготовки обучающегося к конкурсам профессионального мастерства нужно создать благоприятные условия для развития «адаптивных ресурсов». В противном случае можно столкнуться с адаптационным синдромом или стрессом (Г. Селье). Сначала наступает первая стадия – «стадия тревоги» - характеризующаяся генерализованной реакцией функциональных систем организма, направленной на мобилизацию его защитных сил. Затем её сменяет вторая стадия «резистентности», которая состоит в частичном приспособлении, выявлении напряжения отдельных функциональных систем, особенно нейрогуморальных регулятивных механизмов. На смену второй приходит третья стадия состояния организма, который либо стабилизируется и наступает устойчивая адаптация к атмосфере предстоящего конкурса профессионального мастерства, либо в результате истощения ресурсов организма возникает срыв адаптации. Конечный результат зависит от характера, силы, индивидуальных возможностей и функциональных резервов организма участника конкурса профессионального мастерства. Для того чтобы этого избежать должна обеспечиваться психофизиологическая адаптация, т.е. привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды. Важная роль отводится педагогу-психологу, который помогая обучающемуся адаптироваться: – проводит диагностику профессионально значимых психофизиологических свойств; – проводит психологическое консультирование; – организует тренинги саморегуляции эмоциональных состояний. При необходимости: – снимает состояние тревоги; – формирует позитив установки на преодоление трудностей. В результате у обучающегося, подготовленного к участию в конкурсе профессионального мастерства должно быть комфортное эмоциональное состояние. Он должен привыкнуть к режиму труда, режиму работы. Формируется оптимальная работоспособность.
Преподаватели специальных дисциплин должны начать подготовку обучающихся к конкурсной деятельности с момента их поступления в колледж путем:
- включенность студентов в учебную деятельность академического типа, направленную на формирование профессиональных компетенций, конкурентоспособности в образовательном процессе;
- создание творческой группы, команды (6-7 обучающихся), готовящихся к конкурсам профессионального мастерства;
- реализация взаимопомощи, передача опыта участия в конкурсах профессионального мастерства, психологическая подготовка новых участников;
- выбор наиболее подготовленных участников на фоне знания сильных и слабых сторон обучающихся команды;
- оптимально выстроенные индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- организация интеллектуальных соревнований по каждой дисциплине и МДК;
- основная форма работы на занятиях - индивидуальная и парная;
- чтение литературы, работа в Интернете;
- общение дистанционно при помощи средств Интернет;
- развитие умения непосредственно работать с инструментами, веществами, материалами, приборами и т. д.
Преподавателям специальных дисциплин ежегодно необходимо осуществлять:
- раскрытие творческих и профессиональных способностей обучающихся;
- создавать благоприятные условия для развития «адаптивных ресурсов».
Педагогу-психологу:
- проводить диагностику профессионально значимых психофизиологических свойств;
- проводить психологическое консультирование;
- организовывать тренинги саморегуляции эмоциональных состояний;
- снимать состояние тревоги;
- формировать позитив установки на преодоление трудностей.
Студентам можно дать возможность подготовки к конкурсу в ходе теоретических и практических занятий, в профессиональных кружках, а также в процессе самоподготовки. Победителей можно назначать помощниками и выдвигать в наставники. Практика применения наставничества в образовательном процессе показывает положительные результаты. Подростки легче и быстрее осваивают практические навыки, так как сверстники объясняют сложные вопросы более доступным языком, имеют возможность многократно повторить, показать на своем примере, рассказать о трудностях, с которыми сами сталкивались при приобретении данного профессионального навыка, а также об особенностях, важных при освоении профессии. Не следует упускать из виду и положительное влияние примера. Отобранные в конкурсе профессионального мастерства студенты поощряются морально и материально.
Сами студенты - наставники получают возможность развивать и совершенствовать профессиональные компетенции по приобретаемой специальности и в процессе наставничества. Участвуя в профессиональных конкурсах, студенты совершенствуют профессиональные навыки, приобретают необходимый опыт подготовки и участия в конкурсных программах, значительно повышается их самооценка, к ним обращаются с просьбами поделиться опытом.
Согласно опросу, победители пользуются авторитетом у сверстников, ситуация их успеха повышает стремление студентов к освоению профессиональных навыков, что в итоге способствует формированию положительного отношения к труду как к ценности, желания самоутверждения посредством труда и психологическую установку на труд.
Таким образом, профессиональные конкурсы и олимпиады являются действенным средством для выявления и создания организационно-педагогических условий подготовки учащихся по специальности, для обмена опытом, формирования мотивационной готовности студентов к работе по профессии. Опыт успеха обладает огромной жизненной значимостью, он убеждается в собственной компетентности, способности решать сложные профессиональные задачи в условиях соревнования, что укрепляет его чувство самоуважения и служит основанием для уважения его со стороны не только сверстников, но и родителей, и педагогического коллектива. Чувство профессионального успеха выступает в данном возрасте ведущим эмоциональным компонентом мотивационной готовности к труду.
Проведение конкурсов профессионального мастерства способствует совершенствованию профессионального образования, внедрению новых форм и средств формирования и развития профессиональных компетенций. Профессиональные конкурсы оказывают благоприятное влияние и на престиж профессии, и на раскрытие новых возможностей для профессионального совершенствования, творчества. Само участие в конкурсах обогащает новыми практическими навыками, теоретическими знаниями, придает уверенность в своем мастерстве и открывает перспективы для дальнейшего профессионального роста и творчества.
Для того чтобы обучающиеся смогли достойно представлять свою образовательную организацию на профессиональных конкурсах необходимо в колледже создать для этого необходимые условия:
- в течение всего периода обучения у обучающегося, подготовленного к участию в конкурсе профессионального мастерства должно быть комфортное эмоциональное состояние;
- постоянное развитие материально-технической базы;
- необходимое современное учебно-лабораторное оборудование для подготовки к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства;
- создание инновационно-развивающей, практико-ориентированной и здоровье- сберегающей среды, обеспечивающей качество образования, а также развитие творческой активности обучающихся, направленное на подготовку высококвалифицированных специалистов;
- сетевое взаимодействие, реализация поставленных целей для выпускников школ, работодателей и социальных партнёров;
- профессиональная ориентация молодёжи;
- информирование населения о подготовке профессиональных кадров (оглашение правил, регламента и результата конкурсов), расширение диапазона профессионального общения, повышение престижа выбранной профессии, обеспечение взаимодействия по независимой оценке качества условий формирования квалифицированных трудовых ресурсов, содержания и результата подготовки обучающихся;
- повышение числа абитуриентов в образовательном учреждении;
- систематический анализ результатов участия в конкурсе профессионального мастерства: анализ работы участников, выявление пробелов в знаниях; анализ конкурсных заданий; корректировка программ подготовки; составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Таким образом, можно сделать вывод, что важным фактором, определяющим результативность участия в олимпиадах и профессиональных конкурсах, является система подготовки. Она повышает эффективность подготовки, позволяет более уверенно чувствовать и вести себя во время соревнования, развивает умение мобилизовать себя в решающий момент.
И главное, по моему мнению, необходимо изменять подход к организации образовательного процесса, не бояться перестроиться самому преподавателю. Нам всем нужно активизировать свой творческий потенциал, педагогическую готовность и желание к инновационной деятельности, мобилизовать профессиональный талант - все это залог продуктивной, ориентированной на конечный результат.
Список использованной литературы:
1. Аккредитация в образовании. Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва [Электронный ресурс]. – 12014. – 2 марта. – Режим доступа: http://akvobr.ru (дата обращ. 22.01.2016).
2. Кострова, В.Вторая Всероссийская Ассамблея WorldSkillsRussia открылась в Йошкар-Оле. [Электронный ресурс]. – 2013. – 10 окт. – Режим доступа: http://ug.ru (дата обращ. 22.01.2016).
3. Россия выступила с инициативой проведения детского конкурса профессионального мастерства WorldSkillsKids на международном уровне.[Электронный ресурс] // Редакция сайта АСИ. – 2013. – 19 окт. 2013. – Режим доступа: http://asi.ru (дата обращ. 22.01.2016)
4. Словарь терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psihotesti.ru/gloss/tag/adaptatsiya/ (дата обращ. 22.01.2016)
5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013–2020 [Электронный ресурс] : протокол от 18 июля 2013 г. № ПК -5вн.. – Режим доступа: http://koipkro.kostroma.ru (дата обращ. 22.01.2016).