Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Март » 6

Формирование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на примере притяжатель

Аникина Любовь Александровна
ГКОУ УР «Школа 79»

Аннотация: Статья посвящена описанию исследования по работе над формированием словообразовательных умений (на примере притяжательных прилагательных) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, к ходе которого, используя прием сравнения результатов контрольной группы и экспериментальной группы, автор пришел к выводу о эффективности разработанных приемов и методов логопедического воздействия по формированию притяжательных прилагательных и практической значимости в работе логопеда.
Ключевые слова: словообразовательные умения, эксперимент, контрольная группа, экспериментальная группа, общее недоразвитие речи.


Вопрос о том, как ребенок овладевает языком, был и остается одним из актуальных. Знакомство с классическими и современными лингвистическими, психологическими и психолингвистическими концепциями дает основание считать, что проблема овладения морфемными закономерностями в онтогенезе является достаточно сложным и спорным вопросом. Авторы по-разному представляли механизмы, лежащие в основе становления морфологической системы словообразования.

Отдельные методики и приемы по развитию словообразовательных умений у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста изучали и описывали в своих трудах (Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) и др. [ 3,6,9,10]
.
Несмотря на то, что изучением навыков словообразования занимаются несколько десятков лет, данная проблема считается актуальной, в особенности для логопедической практики.

Исходя из этого объектом исследования явился процесс формирования словообразовательных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования: поэтапное содержание коррекционно-логопедической работы по формированию словообразовательных умений притяжательных прилагательных у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Цель работы:
определить поэтапное содержание логопедической работы по формированию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на примере притяжательных прилагательных).

Гипотеза: успешность формирования словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня обеспечивается реализацией следующих этапов:
1) Выделение суффикса на основе слухового восприятия слов;
2) Уточнение значения суффиксов;
3) Упражнения в использовании изучаемых морфем;
4) Самостоятельное образование слова с использованием предложенной модели.

Исследование проводилось на базе КУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ижевска» и ГОУ «УГНГ им. Кузебая Герда» г. Ижевска. В исследовании принимали участие 12 детей, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группа по 6 детей старшего дошкольного возраста в каждой группе с логопедическим заключением: общее недоразвитие речи III уровня.

Для проведения констатирующего эксперимента нами была использована методика обследования авторов Г. А. Волковой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой [1].

Мы изучили умение детей понимать смыслоразличительную функцию морфем, изучили умения вычленять словообразующие аффиксы из слов, сравнивать слова с одинаковым по значению словообразующим аффиксом и выделять общее значение, вносимое аффиксом, изучили умения детей с общим недоразвитием речи III уровня образовывать новые слова с помощью аффиксов, а также умения осуществлять самоконтроль за правильным использованием словообразовательного аффикса.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети имеют низкий уровень сформированности словообразования притяжательных прилагательных, у всех испытуемых не сформированы умения самостоятельно образовывать притяжательные прилагательные, а также не сформированы умения вычленять суффиксы и сравнивать слова с одинаковым суффиксом.

Рис.1 Сравнение результатов словообразовательных умений притяжательных прилагательных на этапах констатирующего и контрольного экспериментов у детей контрольной группы

Рис.2 Сравнение результатов словообразовательных умений притяжательных прилагательных на этапах
констатирующего и контрольного экспериментов у детей экспериментальной группы


Выявление словообразовательных трудностей при констатирующем эксперименте и анализа видов помощи, способствующих выполнению заданий, нами было разработано поэтапное содержание коррекционной работы по преодолению нарушений словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Этапы коррекционной работы:
1. Выделение суффикса на основе слухового восприятия слов;
2. Уточнение значения суффиксов (на данном этапе анализируется звуковой состав морфемы);
3. Упражнения в использовании изучаемых морфем (на данном этапе сравниваются слова с одинаковым словообразующим суффиксом. При этом подбираются слова с одинаковыми словообразующими суффиксами (по значению и звучанию); выделяется общее значение, вносимого суффиксом);
4. Самостоятельное образование слова с использованием предложенной модели.

На 1 этапе выделение суффикса на основе слухового восприятия слов (умение на слух выделять и узнавать в словах словообразовательный суффикс) помогали приемы интонированного выделения морфем. Задания носили характер наблюдения за речью, определения правильного и неправильного использования суффикса, использование суффиксов в словах подражательной речи (из мультфильма Сутеева «Хвосты», повторение считалок);
На 2 этапе уточнению значения суффиксов способствовали приемы моделирования, группировки суффиксов, аналогии и рифмовки;
На 3 этапе правильное использование морфем закреплялось в ходе специальных игр и упражнений;
На 4 этапе использование рассказов с картинками способствовало самостоятельному образованию слова с использованием предложенной модели.

При отборе методов и приемов коррекционного воздействия, учитывая психофизиологические особенности детей с ОНР III уровня, мы отбирали методы и приемы, стимулирующие различные каналы получения информации из окружающей среды (визуальных, аудиальных, кинестетических).

После проведения обучающего эксперимента мы пришли к следующим результатам:
1. При изучении умения вычленять словообразовательный аффикс притяжательных прилагательных в экспериментальной группе наметилась положительная динамика.
2. У детей экспериментальной группы сформировались умения выделять, вычленять суффикс, сравнивать слова с одинаковым суффиксом, сформировались умения осуществлять контроль за правильным использованием словообразовательного суффикса, повысилось языковое чутье. Задания чаще всего выполнялись самостоятельно, без оказания помощи. Если же кому- то нужна была помощь, то с заданиями дети справлялись, когда была оказана помощь по аналогии со схожими словообразовательными суффиксами и интонирование на суффиксе. Задания выполнялись достаточно быстро, речевой материал предъявлялся в смешанном виде без группировки аффиксов.
3. Дошкольники же из контрольной группы образовывали больше неологизмов, чем дети из экспериментальной группы, по-прежнему затруднялись в вычленении, возникали трудности при сравнении словообразовательных суффиксов, образовании притяжательных прилагательных самостоятельно, требовалась помощь взрослого в виде повторных инструкций и повтора образца, интонированном произнесении аффикса, речевой материал предъявлялся поэтапно от простого к сложному (от продуктивных моделей к непродуктивным), группируя слова в зависимости от суффикса и каждый раз предлагался аналог (образец), языковое чутье также на низком уровне. Дети не справлялись самостоятельно с выполнением заданий и им требовалась помощь логопеда, а именно наводящие вопросы и неоднократные пояснения.

Успешность логопедического воздействия стала возможной благодаря использованию приемов аналогии, группировки, моделирования, привлечения разных средств обучения (мультфильм, предметные и сюжетные (несуществующее животное, нелепицы) картинки, рассказы в картинках, рифмовки).

Таким образом, контрольный эксперимент показал, что реализация поэтапного обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является эффективной и может быть использована в практической работе логопедов.

Список литературы
1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи/ Г.А.Волкова.- СПб: Детство-Пресс, 2003.-75 с.
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.- 240 c.
3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб пособие / Н. С. Жукова. - М., 1994.
4. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)/ Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. – СПб., 2001.- 166 с.
5. Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. Под ред. Л.С. Волковой. – М.; Просвещение, 1989. – 528 с.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб; Союз, 2001. – 186 с.
7. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР // Дефектология – 2001. — № 4.
8. Туманова Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2004. - № 5. – С. 34-41.
9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учебно- методическое пособие. – М., Гном – пресс, 1999. – 80 с.
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: в 2 ч. 4.1. Первый год обучения. 4.2. Второй год обучения. М., Альфа, 1993. -37с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar