- 06.03.2023
- 3940 Просмотров
- Обсудить
Аникина Любовь Александровна
Телицына Анна Павловна
ГКОУ УР «Школа «79»
Аннотоция: статья посвящена опыту логопедической работы по вызыванию звуков у неговорящих детей на примере методики Т.В.Грузиновой, описан принцип методики и игры по выхыванию звуков.
Вашему вниманию мы представляем тему: «Эмоциональное вовлечение в игре как способ стимулирования речи». На данный момент мы работаем с младшими школьниками, имеющие интеллектуальные нарушения и обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью. У таких детей снижены внимание, мотивация к учебной деятельности. На занятия по запуску речи мы берем неговорящих детей, детей с расстройством аутистического спектра с грубыми речевыми нарушениями.
В нашей практике было немало детей, с которыми велась работа по вызыванию речи, накопив определенный опыт, мы хотим поделиться своими знаниями и наработками. Перепробовав методики разных авторов, на сегодняшнее время нам близка методика Т.В.Грузиновой, так как на опыте испытали ее эффективность. В свою работу много взяли из данной методики, адаптировали под наших детей, придумали свои игры, игровой материал, изменили некоторые жесты (звук т, звук к, звук н).
Этап стимуляции подражательной речевой деятельности требует определенной готовности ребенка. Поэтому методикой Т.В.Грузиновой по вызыванию звуков мы начинаем работать тогда, когда ребенок 1) понимает обращенную речь, команды, 2) у него имеются произвольные и непроизвольные вокализации гласных звуков; 3) он может подражать отдельным звукам.
Если с ребенком был пройден этап подражания, и тогда ребенок не делает различия в предлагаемом материале (ручное движение, оральная поза или звук)- при просьбе повторить не возникает реакции отказа. И еще поэтому мы предлагаем начать с комплексов «движение+звук», они увлекают ребенка и смещают внимание на действие.
На занятиях в начальном периоде мы отдаем однозначное предпочтение предметам, а не картинкам. Так как у ребенка в раннем детском возрасте, да и у безречевого ребенка не сформировано или недостаточно сформировано образное мышление. Так мы даем возможность ребенку манипулировать предметами. И игра с этими предметами быстрый путь к эмоциональному вовлечению ребенка, так как сама игра является мотивационным стимулом для ребенка.
Если у ребенка нет гласных звуков, мы начинаем работу по вызыванию гласных звуков через подражание и сопряженные с игровым действием. Например:
Вызывание гласных звуков:
Звук «А». «Барабан».
Зайцу предлагается постучать по груди как по барабану. Затем просят ребенка стучать вместо зайца.
Звук «У». «Паровоз».
Взрослый берет паровоз и ставит в начале стола. Паровоз едет со со звуком У к ребенку. В обратную сторону со звуком У едет ребенок.
Звук «Э». «Звери у доктора».
Взрослый- доктор, куклы- больные. Ребенок подводит больных кукол к доктору, доктор просит открыть рот и сказать Эээ. Ребенок выполняет за куклу.
Как организована работа по вызыванию звуков через эмоциональное вовлечение
Стимулирование речи у неговорящих детей по методике Т. В. Грузиновой происходит в несколько этапов.
Первый этап
Вызывание звуков происходит на 1 этапе, поэтому мы уделим ему особое внимание.
В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков. Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение предмета с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом (как по методике Макатон), так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным звуком. Здесь мы сделали опору на известный способ обучения ребёнка речи преимущественно имитационным методом, осуществляя опору на реальные объекты по методике Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёвой и В.К.Лотарёва).
Принцип методики: педагог показывает стимул (предмет для игры), когда ребенок дает реакцию (желаемый звук), тогда педагог выполняет игровое действие с данным предметом. Ну а теперь перейдем к практике.
Игра «Мячики» для вызывания звука «Б».
Предмет – пирамидка и мячики.
Жест – слегка бьём по щеке кулаком.
Ход игры: В тот момент, когда педагог бросает мячи в ёмкость, произносим БА, БО-БУ-БЭ.
Игра «летающие пробки», вызывание Звука «П».
Предмет: пробки.
Жест -ладонь в кулаке, на звук П выбрасываем руку вперёд, разжимая кулак.
Ход игры: Пробка во рту у педагога, перед этим педагог дает инструкцию: пробка летит ПА или по, пы или пу. Если ребенок сказал желаемый слог, звук, педагог выплёвывает пробку. Пробок некоторое количество, при этом ребенок должен видеть, сколько ему следует назвать звук п. По такому принципу строятся все остальные игры.
Игра «Звонкие колпачки». Звук «Д».
Предмет: колпачки.
Жест: ставим кулак на кулак.
Ход игры: стучим колпачками друг об друга. В тот момент, когда стучат колпачки, ребёнок произносит слоги КА-КО-КУ-КЭ.
Игра «Забиваем гвозди». Звук «Т».
Предмет: молоток и гвозди.
Жест: стучим кулаком по верхней губе.
Ход игры: забиваем молотком гвозди, при этом произносим: ТА, ТО, ТУ, ТЭ.
Игра «Лопни пузырь». Звук «К».
Предмет: мыльные пузыри.
Жест: показываем указательным пальцем руки на горло.
Ход игры: педагог пускает мыльные пузыри, а ребёнок указательным пальцем их лопает, произнося: КА-КО-КУ-КЭ.
Что при звуке «Т», так и при звуках «К», «Г», «Н», «В», «Ф» нам важно показать ребенку на лице, дать ему очередную подсказку, где эти звуки произносятся.
«Песочек». Звук «С».
Предмет: контейнер с песком.
Жест: раскрытая ладонь у подбородка.
Ход игры: педагог сыплет песок, произносим слоги СА, СО, СУ, СЭ. Как только звуки перестали произносится, песок перестал сыпаться.
Игра «Запусти воздушный шар». Звук «Ш».
Предмет: воздушные шары.
Жест: раскрытая ладонь поднимается вверх.
Ход игры: педагог надувает воздушный шар и отпускает его в тот момент, когда ребенок произноси слоги ША, ШО, ШУ, ШЭ.
Игра «Заведи машину». Звук «В».
Предмет: горка и машинки.
Жест: задеваем пальцем нижнюю губу.
Ход игры: педагог пускает машинку с горки, в этот момент поочерёдно произносятся слоги ВА, ВО, ВУ, ВЭ.
Игра «Задуй свечу». Звук «Ф».
Предмет: свечи.
Жест: прокручиваем большим пальцем у нижней губы.
Ход игры: педагог дует на свечи, при этом ребёнок произносит ФА, ФО, ФУ, ФЭ.
Игра «Комарик». Звук «З»
Предмет: вибрационная зубная щётка.
Жест: имитируем вибрацию указательным пальцем руки.
Ход игры: педагог включает вибрацию на щётке, если ребенок хочет, чтоб щетка завибрировала, он произносит звук комарика ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ. Так «комарик» может сесть ему на руку, на ножку, на носик.
Игра «Подуй на снежинку». Звук «Х».
Предмет: снежинка
Жест: дуем на ладонь.
Ход игры: просим ребенка широко открыть рот и согреть ладошку, во время того, как педагог сдувает снежинку, ребёнок поочерёдно произносит слоги ХА, ХО, ХУ, ХЭ.
Второй этап
Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь ребенку помогает ритмический рисунок слова, безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.
Также может случится, что данные игры не у всех детей вызывают желание повторить звуки, слоги, то есть сама игра не является для них стимулом, тогда, чтобы повысить мотивацию данного ребенка, мы, после того как ребенок дал реакцию (в нашем случае повторил или сам сказал звук, слог, слово), ему дается подкрепляющий стимул (приз: жетоны, а потом пузыри). Для этого у педагога есть контейнер с однотипными предметами (камушки марблс или магнитные жетоны), которыми он расплачивается.
Такие игры мы используем для детей раннего возраста, а также применяем со школьниками с интеллектуальными нарушениями, мы играем сначала с предметами, которые соотносятся с определенным звуком, потом закрепляем жестом и переходим к букве.
Таким образом, данные упражнения создают игровую ситуацию, у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Данные игры помогают вызвать и закрепить согласные звуки, произношение которых ребенок раньше контролировать не мог. А жест в дальнейшем является опорой для называния слов, он помогает тем детям, которые имеют трудности переключения с одного слога на другой. С помощью таких приемов создается ситуация успеха ребенка.