Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Март » 25

Развитие подготовки специалистов среднего профессионального образования

Ирина Юрьевна Замула
к.и.н., доцент,
преподаватель колледжа АНО ВО РосНОУ
г. Москва


Аннотация. Выход экономики РФ на новые рубежи открывает возможности для качественного образования, для трудоустройства и профессионального роста специалистов среднего звена. Общая направленность обучения - профессиональная; образовательный процесс строится на принципах опережающего образования, определяя в качестве главного результата достижение социальной и профессиональной компетентности выпускника, адекватной современным требованиям общества и экономики. Основные направления развития среднего профессионального образования в АНО ВО «Российский новый университет».
Ключевые слова: потребность в кадрах со средним профессиональным образованием, новые профессиональные и личностные качества специалистов, вариативность, регионализация, непрерывность образования.

Развитие среднего профессионального образования осуществляется сегодня в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России.

Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года отметил выход экономики на новый цикл роста, обозначив, что экономический спад в 2022 году был зафиксирован только во II квартале. Уже в III и IV кварталах отмечался рост, подъём.

Сформулированная стратегическая задача - вывести нашу экономику на новые рубежи открывает огромные перспективы в развитии инфраструктуры, обрабатывающей промышленности, внутреннего туризма, во многих других отраслях.

Президент подчеркнул при этом, что за последние годы ощутимо вырос престиж, авторитет среднего профессионального образования, а спрос на выпускников техникумов и колледжей просто огромный, колоссальный. Поэтому, предполагается существенно расширить проект "Профессионалитет", в рамках которого создаются образовательно-производственные кластеры, обновляется учебная база, а предприятия-работодатели в тесном контакте с колледжами и техникумами формируют образовательные программы, исходя из потребностей экономики. И конечно, очень важно, чтобы в эту сферу приходили наставники с опытом работы на реальном, сложном производстве.

В настоящее время возрастает использование специалистов среднего звена в сервисном обслуживании населения (технический, технологический, информационный, транспортно-коммуникационный, социально-культурный сервис), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы.

Расширяется потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в социальной сфере (пенсионное обеспечение, здравоохранение, культура и искусство, различные формы социально-психологической поддержки населения, реабилитационная деятельность, образовательные услуги, в том числе для лиц с особыми потребностями).

Развитие малого предпринимательства не только расширяет сферу использования специалистов среднего звена, но и предоставляет им принципиально новые возможности самостоятельного создания рабочих мест для себя и других.

Ведущая роль в развитии отраслей экономики и социальной сферы принадлежит наукоемким и информационным технологиям, применение которых сопровождается увеличением количества рабочих мест, требующих среднего профессионального образования.

Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявить другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу.

В связи с этим, большое значение приобретают:
1. вариативность образования (гибкое реагирование на изменение внешней среды);
2. регионализация образования (последовательная ориентация деятельности на социально-экономическое развитие региона и запросы населения);
3. непрерывность образования (обеспечение преемственности с другими образовательными уровнями);
4. личностная ориентированность образования (обеспечение условий для самореализации личности); удовлетворение потребности личности в образовательных услугах, обеспечивающих ее профессиональное и социальное самоопределение;
5. эффективность социального взаимодействия (согласованность действий субъектов образовательного пространства);
6. Развитие системы дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся.
Общая направленность обучения - профессиональная; образовательный процесс строится на принципах опережающего образования, определяя в качестве главного результата достижение социальной и профессиональной компетентности выпускника, адекватной современным требованиям общества и экономики.

Актуальным на сегодняшний день являются:
• Расширение перечня направлений подготовки специалистов среднего звена с учетом интересов личности, потребностей рынка труда, перспектив развития экономики и социальной сферы; дифференциация содержания среднего профессионального образования в колледже с увеличением доли повышенного уровня подготовки.
• Повышение качества подготовки и обеспечение уровня профессиональной компетенции, конкурентоспособности, профессиональной мобильности специалистов на основе модели опережающего образования в соответствии с целевой установкой, требованиями рынка труда и образовательных стандартов, обеспечивающих гибкость и вариативность содержания образования.
• Формирование качеств личности студента, необходимых для реализации ее индивидуальной автономии в рыночных отношениях, па основе принципов гуманизации, гуманитаризации, интеллектуализации, информатизации среднего профессионального образования, а также усиления общенаучной и общепрофессиональной подготовки.
• Обеспечение качественного роста педагогических кадров и укрепление материально-технической базы, как основы подготовки высококвалифицированных кадров; совершенствование организации образовательного процесса; информатизация содержания образования.
• Обеспечение преемственности содержания среднего профессионального образования с другими уровнями образования; продолжение интеграции с вузом.
• Усиление значения воспитательной работы как приоритетного на¬правления совершенствования образовательного процесса; обеспечение вариативности воспитательной работы, расширение использования различных форм внеучебной творческой деятельности студентов.

Основные направления развития СПО в РосНОУ:
- Развитие механизмов прогнозирования потребности в специалистах среднего звена различных профилей по основным и дополнительным образовательным программам в соответствии с потребностями социума и рынка труда регионального пространства.
- Развитие многопрофильности, многофункциональности и многоуровневости колледжа как основы расширения спектра образовательных услуг.
- Развитие пространства профессионального партнерства и различных форм взаимодействия его субъектов: институтов Университета, других колледжей, школ, служб занятости, Департамента образования Москвы и т. д.
- Совершенствование организации учебно-производственного процесса на основе принципа опережающего образования. Развитие и обогащение содержание образовательных программ, в том числе с учетом национального своеобразия Московского региона, России.
- Развитие воспитательной работы как приоритетного направления совершенствования образовательного процесса.
- Развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических, инженерно-педагогических, научно-педагогических кадров и руководящих работников. Введение новых технологий и методов обучения, включая личностно-ориентированные, модульные, интенсивные информационные технологии. Создание в коллективе единых ценностных ориентиров, мировоззренческого потенциала, традиций, особой высококультурной педагогической среды.
- Совершенствование и развитие учебно-методического обеспечения образовательных программ в соответствии с запросами личности, потребностями рынка труда, перспективами экономики и социальной сферы.
- Развитие научно-исследовательской и иной инновационной деятельности преподавателей и студентов, ориентированной на получение конкретных практикозначимых результатов.
- Разработка механизмов, обеспечивающих своевременное информационно-аналитическое сопровождение деятельности колледжа.
- Развитие форм обучения (очной, очно-заочной, заочной формы), их гибкого сочетания в образовательном процессе, развитие дистанционного образования и создание сети центров в регионах Москвы, России, стран СНГ.
- Развитие системы довузовской подготовки, в том числе различных видов подготовительных курсов, параллельного обучения в сочетании с другим уровнем образования, а также с применением дистанционных технологий.
- Формирование механизмов управления, обеспечивающих оптимальное
сочетание централизации, единоначалия и коллегиальности в управлении
колледжем.
- Развитие инфраструктуры колледжа, учебно-материальной базы, модернизация и компьютеризация учебной базы колледжа.
- Развитие системы социального партнерства.

Ожидаемый социальный эффект:
- Достижение заданного качества профессионального образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
- Достижение социальной компетентности выпускниками через формирование базовой культуры личности, сочетания личностных интересов и профессиональных возможностей, создание необходимых условий для самореализации студентов в различных сферах;
- Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Из Послания Владимира Путина Федеральному собранию 21 февраля 2023 г:
«Задача конкретная - за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России.
У молодёжи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства и профессионального роста».

Фото: ru.freepik.com
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar