- 29.03.2023
- 4408 Просмотров
- Обсудить
Христич Любовь Алексеевна, преподаватель
ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования», г. Смоленск
Аннотация: в статье раскрывается воспитательный потенциал изучаемых в системе СПО общеобразовательных дисциплин, определяются подходы, условия и инструменты его реализации на учебных занятиях по гуманитарным дисциплинам в целях развития личности обучающихся, раскрывается воспитательная роль гуманитарного знания в образовательном процессе.
Ключевые слова: профильная направленность, личностные результаты, воспитательный потенциал, базовые ценности общества, основные направления воспитания, формы и методы организации занятия.
Занков Л. В.
В «Стратегии развития образования в РФ на период до 2025 года» (Распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р) приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными профессиональными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Большую роль в формировании личности в системе СПО играют и общеобразовательные дисциплины. Вспомним, методика преподавания общеобразовательных дисциплин на базе основного общего образования в системе СПО учитывает профильную направленность и особенности осваиваемой профессии или специальности. В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования при реализации программ общеобразовательных учебных дисциплин обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового уровня (ПРб). Значительное место в результатах освоения общеобразовательных дисциплин отводится именно ЛР, которые направлены на становление личности как субъекта общества.
Формируемые при этом чувства и отношения включают в себя: патриотизм, гражданственность; уважение к Закону; к труду и человеку труда; к памяти защитников Отечества; уважение к старшему поколению; взаимное уважение к культуре и многонациональным традициям; бережное отношение к собственному здоровью; бережное отношение к природе; эстетические чувства; уважение к ценностям семьи. Новый подход к развитию образования состоит не только в обновлении содержания образовательных результатов, но призван использовать и воспитательный потенциал изучаемых дисциплин [2]. В соответствии с заявленным подходом возникает совсем не риторический вопрос: что и как можно воспитать у обучающихся на обычном учебном занятии? Любые попытки ответить на эти вопросы непременно приведут нас к разговору о ценностях — о тех значимых для общества объектах и явлениях, которые придают смысл нашей жизни, на которые мы ориентируемся в своем повседневном поведении. Усвоение базовых ценностей, выработанные нашим обществом за века его существования, и являются тем самым содержанием воспитания на занятиях. Эти ценности должны находить свое отражение в учебном материале, который предлагается обучающимся для освоения на общеобразовательных дисциплинах, если мы хотим сделать их воспитывающими. Важнейшие социокультурные ценности человек, семья, отечество, культура, труд, здоровье. Указанные ценности закрепляются на законодательном уровне в правительственных документах, в программах политических партий и разного рода общественных организаций. И самое главное – они получают свое выражение в практических отношениях нашего российского общества.
Применительно к современной системе СПО сформулированы основные направления организации воспитания. Они ориентированы на изменение социальной роли будущих специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда, готовности к принятию самостоятельных решений и способности нести ответственность за свою судьбу [1]. Актуальным направлением воспитания в СПО является, кроме этого, формирование социальной и экономической активности будущих специалистов, развитие их личности, ориентация в ценностях общества и государства. Условиями и инструментами воспитания становятся новые знания, новые впечатления, новый опыт, общение, деятельность, психологический климат, нужная для этого инфраструктура, коллективные и индивидуальные формы воспитания.
Основой воспитания будущего специалиста в профессиональной образовательной организации, по мнению специалистов, должен стать системно-деятельностный подход с применением современных воспитательных технологий и использованием уникальных платформ, которые помогут расти студенту как личности [3, 43]. Важно при этом помнить о главных закономерностях воспитания: воспитывает успех, а не успешность приносит разочарованность; воспитывает деятельность, а не нотации; воспитывает общение в процессе деятельности.
Занятия в рамках всех общеобразовательных дисциплин в СПО обладают уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Условием достижения качества образования является совершенствование учебного занятия как основной цели. Важно отметить, что воспитание на занятиях по всем общеобразовательным дисциплинам должно строиться на основе принципа гуманизации, учета специфических особенностей воспитательного воздействия каждой общеобразовательной дисциплины. К современным ресурсам, обеспечивающим воспитательный потенциал занятия относятся: информативный (специфика содержания); трудовой (усилия, направленные на познание); организационный (способы, формы, средства управления процессом); социальный (межличностные отношения) [4, с. 9].
Ни у кого не вызывает сомнения, что наибольшим воспитательным потенциалом обладают гуманитарные науки. Гуманитарное знание имеет неформализованный характер, в его центре - человек мыслящий, способный к сопереживанию, занимающий активную жизненную позицию, проявляющий терпимость к людям, уважающий историю своих предков. Эффективным методическим приемом здесь является обращение к художественной литературе отечественных классиков, которые ярко выражают чувства и эмоции своих героев, вызывают глубокие переживания в сознании обучающихся, благодаря чему оставляют глубокий след в памяти. Педагогический опыт автора свидетельствует о том, что при изучении гуманитарных дисциплин уместна организация дискуссии на занятии, оправдано наличие иллюстративного материала, видео фрагментов, цитат, афоризмов, составление презентаций, включение примеров и др.
Подчеркнем, главная цель изучения гуманитарных наук формирование мировоззрения на основе воспитания и развития у обучающихся высших потребностей, мотивов будущей деятельности, интересов, духовности, ценностных ориентаций, творческого мышления и др. Не сомневаемся в том, что большинство из нас согласны с тезисом: несмотря на то, что процесс воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов работы на занятиях гуманитарного цикла, главным в этом процессе остается все-таки преподаватель. Преподавателям приходится прилагать много усилий, чтобы стать авторитетом и наставником, заслужить уважение обучающихся. Педагог воспитывает, прежде всего, собственной личностью, ибо, как говорили древние, нельзя дать того, чего не имеешь. Но никто не будет отрицать, что важна и технологическая составляющая: если педагог освоит различные педагогические приемы и техники, то у него освободится место для творчества. Методы обучающего свойства известны и применяются каждым педагогом: устное изложение, обсуждение исторических событий и деятельности отдельных личностей, самостоятельная поисковая и исследовательская работа и т.д.
Не будем оригинальными, если подчеркнем, что наш XXI в. по праву считается веком компьютерных технологий и электронных телекоммуникаций, его часто называют «цифровым» веком. Информационные технологии уже изменили мир и продолжают играть ключевую роль в его дальнейшем преобразовании. Сегодня преимущества информационных технологий очевидны. Без компьютеров и информационных технологий в современном образовательном процессе нам уже не обойтись. Именно поэтому важно сделать их своим помощником (руководствуясь соблюдением меры!) в процессе изучения общеобразовательных дисциплин.
Считаем уместным напомнить, что на занятиях по общеобразовательным дисциплинам следует чаще давать обучающимся оригинальные проблемно-поисковые задания, нацеленные на поиск малоизвестных фактов из жизни выдающихся государственных деятелей, политиков, полководцев, подвижников. Надлежит научить их понимать и давать свою оценку мотивам их поступков, выделять проблемы и осмысливать пути их решения, научить умению обобщать и систематизировать изучаемый материал, используя при этом искусство красноречия.
В качестве вывода: обновление содержания общего образования предполагает сегодня не только особое внимание к новым методам преподавания или новым аспектам предметных результатов занятия. Оно предполагает и особое внимание к вопросам воспитания на уроке. Этого требует обновленный федеральный государственный образовательный стандарт, это – веление времени.
Список литературы
1. Актуальные вопросы воспитания личности выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования [Текст]: Материалы международной научно-практической конференции, 30 апреля 2020 г. URL: https://ggk-gorodec.ru/images/educational-work/scientific-and-methodical-work/compilations/pdf (дата обращения: 28.02.2023).
2. Борисевич Т. А. Семинар-практикум: Воспитательный потенциал учебного занятия. URL: https://gimn-mozyr.schools.by/m/pages/seminar-praktikum-vospitatelnyj-potentsial-uchebnogo-zanjatija (дата обращения; 22.02.2023).
3. Лучшие практики СПО: воспитательный аспект [Текст]: Региональная научно-практическая конференция (Киров, 21 апреля 2021 года): Сборник материалов / Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Киров, 2021. 195 с. (Серия «Образование. Бизнес. Кадры»).
4. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. 94 с.