- 30.03.2023
- 4737 Просмотров
- Обсудить
Христич Любовь Алексеевна, преподаватель социальных и гуманитарных дисциплин
ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования»,
Аннотация: представлен авторский опыт использования мультимедиа технологий в преподавании дисциплины Основы философии, отмечены достижения, обозначены проблемы с учетом специфики дисциплины.
Ключевые слова: мультимедиа технологии, компьютеризация и информатизация обучения, противоречия и риски внедрения, формат применения, компьютерная грамотность.
Никто не станет спорить, что современная нам эпоха – это эпоха информационных технологий. Исторически так сложилось, что они стали результатом информационной революции и сегодня являются неотъемлемой частью жизни общества. Особую популярность в наш век приобрела известная фраза Натана Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Семимильными шагами идет сегодня процесс информатизации и в области образования. Создание информационно-цифровой образовательной среды в системе современного образования является в нашей стране последовательным и систематизированным процессом, который направляется и курируется соответствующими правительственными и региональными органами управления. Они провозглашают, что направлен этот процесс на повышение эффективности учебного процесса. Большинство исследований в этой области подтверждает, что достичь положительных результатов в современном образовательном процессе возможно лишь при условии активного применения мультимедиа технологий [4, с. 25].
Тезис о том, что внедрение мультимедиа технологий кардинальным образом изменяет характер педагогической деятельности преподавателя: проектировочный, организаторский, творческий, при котором происходит значительное обогащение педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося тоже никто не оспаривает. Но заслуживает внимания и тезис: в рамках процесса создания информационно-цифровой образовательной среды, прежде всего в системе СПО, требуется найти приемлемый формат применения средств мультимедиа технологий.
К примеру, педагогическая практика доказала целесообразность создания в СмолАПО виртуальных кабинетов по ряду дисциплин. Такой виртуальный кабинет был созданы и по преподаваемой автором дисциплине Основы философии. Виртуальный кабинет, ставший своеобразным банком учебных материалов по дисциплине, доступен для всех студентов и размещен на официальном сайте СмолАПО. Успешно применяются созданные автором интерактивные обучающие материалы: лекции-презентации для очного обучения, слайд-лекции с визуальным и звуковым сопровождением, охватывающие весь курс. Слайд-лекции записаны на дисках и предоставляются студентам в случае необходимости (находящимся на домашнем обучении, или отсутствующим на занятиях по причине длительной болезни). Оправдано применение созданных по дисциплине Основы философии тестов-тренажеров, текущих тестовых и итоговых контрольных заданий, размещенных на цифровом устройстве.
Опытом подтверждена рациональность использования по преподаваемым дисциплинам универсальных сервисов образовательной платформы «Юрайт», возможностей наиболее популярной образовательной площадки Google Classroom. Автором статьи созданы на этой площадке курсы по трем дисциплинам, в том числе и по Основам философии. Зарегистрированные на сайте студенты и получившие код доступа имеют возможность воспользоваться размещенными там дополнительными учебными материалами. Там же размещаются задания для студентов, отрабатывающих задолженности (пропущенный учебный материал) по дисциплинам; выполненные задания проверяются, оцениваются и рецензируются, на Ленте размещаются важные сообщения. Благодаря созданным курсам, у преподавателя имеется возможность (особенно тогда, когда при необходимости вводится в образовательном учреждении дистанционное обучение) прикрепить к заданиям по дисциплине Основы философии видео YouTube, формы Google, PDF-файлы и другие объекты с Диска. Названные средства мультимедиа способствуют результативному освоению обучающимися не только общими компетенциями, но и информационно-коммуникационными, как того требует ФГОС СПО.
В соответствии с ФГОС СПО при изучении дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии, которая является обязательной в базовой части учебного плана, должны быть сформированы общие компетенции. В зависимости от специальности перечень их несколько варьируются. Особая роль в соответствии с заявленным компетентностным подходом отводится, как известно, процессам компьютеризации и информатизации обучения [5, с. 11].
Поэтому, с одной стороны, использование средств мультимедиа технологий при изучении дисциплины Основы философии является одним из основных требований, а с другой стороны, при этом необходимо понимать и учитывать специфику ее изучения. Ниже приведем примеры из практики преподавания дисциплины Основы философии, которые могут выступать в качестве своеобразного интегрированного показателя пользы и некоторого вреда от внедрения элементов мультимедиа технологий.
Поясним, что приведенные примеры учитывают особенности освоения дисциплины Основы философии: развитие критического мышления, дискурсивность, приветствуются личностный и творческий подход, импровизация при выборе формата представления результата своего творческого мини-исследования или проекта. Например, в качестве домашнего задания студентам предлагается подготовить сообщения, создать презентации, подобрать отрывки из учебно-познавательных фильмов по определенной тематике: «Охарактеризовать основные заповеди буддизма»; «Проанализировать китайскую категорию «Дао»; «Проанализировать и оценить значение идей философии Просвещения»; «Раскрыть содержание и особенности русского космизма»; «Установить связь между сознанием, познанием и деятельностью»; «Определить и обозначить специфику цивилизации России»; «Раскрыть суть философского понимания искусства и творчества» и др.
Обучающиеся должны ответить на вопросы аудитории по теме своего выступления и подготовить не менее пяти вопросов к аудитории, которые нацелены на определение степени понимания рассматриваемой темы. На наш взгляд, приведенные выше задания демонстрируют их творческую и проблемную направленность, предусматривают изучение и анализ дополнительных информационных источников (из Интернет-ресурса, разработанного курса по дисциплине на площадке Google Classroom, виртуального кабинета и др.). Такие и подобные задания невозможно выполнить на основе знания только материала учебника или лекции по теме.
Студенты, изучающие дисциплину Основы философии, часто становятся участниками научно-практических конференций разного уровня, выступают с результатами своих исследований, создают на базе исследуемого материала свои презентации. В качестве примера приведем лишь некоторые исследования: «Актуальные проблемы философии: будущее человечества, Земли и Вселенной», «Проблемы современной молодежной культуры и ее ценностные ориентиры», «Усадебный мир Смоленщины: философский аспект», «Актуальные проблемы современной культуры: информационная безопасность человечества». Применение в данном случае мультимедиа средств (презентаций, видеофрагментов), созданных студентами, несомненно, оправдано, так как демонстрирует уровень развития у обучающихся общих и информационно-коммуникативных компетенций. Естественно, что это важно для повышения качества подготовки будущего современного специалиста.
А теперь о негативной стороне бездумного и иногда и агрессивного внедрения мультимедиа технологий в образование. Уже довольно давно появляются публикации, в которых называются и осмысливаются проблемы, противоречия и риски, появившиеся в связи с широким внедрением мультимедийных технологий в образовательный процесс. Общеизвестен факт, что все новое, решая одни проблемы, создает другие. Ограничимся здесь констатацией лишь некоторых проблем и рисков, подмеченных и озвученных в научных сообществах. Так, Осипов Н. И., ученый-педагог, доктор философских наук еще в 2016 г. предупреждал, что абсолютизация мультимедийных технологий, восприятие их как главного показателя модернизации системы образования, игнорирование появившихся проблем и рисков может способствовать «профанации образования и снижению уровня квалификации преподавателей» [6, с. 135].
Критически осмысливая феномен цифровой революции, медиатизацию общества в целом и системы образования, в частности, некоторые авторы заявляют, что главная проблема современного образования «не в недостатке информации, а в ее отборе, обобщении и осмыслении». По их мнению, огромные объемы информации не столько помогают, сколько отвлекают внимание в процессе обучения [3, с. 5].
В ряде публикаций поднимаются вопросы о границах применения мультимедийных технологий, о свертывании «живого общения» обучающихся между собой и замене его «диалогом с компьютером», где явно проявляется дегуманизация коммуникации. К сожалению, приходится констатировать, что образ современного общения обучающихся представлен виртуальным другом, социальными сетями, гаджетом, монитором и др.
С описанной ситуацией связана еще одна реальная проблема, характерная не только для системы образования, но и для общества в целом. Она связана с негативным влиянием на здоровье участников образовательного процесса из-за чрезмерного использования средств информатизации. Своеобразным ограничителем и проблемой для применения мультимедиа средств становятся и существующий разрыв между обучающимися с высоким и низким уровнем компьютерной грамотности, и разрыв между мотивированными на изучение дисциплины и немотивированными студентами; и противоречие между небольшим количеством часов, отводимых учебным планом для обучения, и большим объемом информации [2, с. 26].
Нарекания педагогического сообщества вызывает и чрезмерное увлечение использованием мультимедийных технологий при проверке знаний обучающихся. Это напрямую касается и дисциплины Основы философии. Нередко на основе Интернет-тестирования проверяются базовые знания с предлагаемыми вариантами ответа на уровне воспроизводства учебного материала лишь какого-то конкретного учебного пособия.
Серьезной проблемой Интернет-тестирования является и отсутствие возможности у преподавателя контролировать аналитические способности студентов. А они, как известно, у всех разные и очень важны при изучении философии. Предлагаемые тесты иногда просто некорректно сформулированы. В число парадоксов, связанных с таким подходом и применением мультимедиа технологий в учебном процессе входит и требование к преподавателю, который должен поддерживать определенную свободу и самостоятельность на занятии и реальным положением. Объясним: среди целей изучения в СПО дисциплины Основы философии подчеркивается не только «развитие дискурсивного мышления, формирование целостного взгляда на мир и человека, усвоение ценностных ориентаций, но и выстраивание коммуникативных связей и отношений через диалог, сравнение разных точек зрения» [1, с. 17]. Именно в этом проявляется особенность дисциплины: «философия – это культура ума», прежде всего ориентированная на формирование абстрактно-обобщенного мышления. Такой подход обуславливает тщательный отбор методических и дидактических задач при подготовке занятия, особенно, как уже не раз подчеркнуто, с опорой на использование различных средств мультимедиа технологий.
Для ясности вернемся к содержанию специфики дисциплины. Суть этой специфики в критичности, философия ставит под сомнение любую заявленную в источниках истину. А это значит, что при изучении конкретного вопроса на лекции или семинаре от обучающихся требуется выработать свою точку зрения, уметь ее озвучить и защитить с опорой на логические связи. Естественно, для студентов это непростая задача. Это непростая задача и для преподавателя, особенно при неуместном использовании на таком занятии различных инструментов мультимедиа технологий. К примеру, формат слайд-шоу сводит к минимуму возможности организации дискуссии с аудиторией, или приводит к игнорированию важных комментариев преподавателя. Поэтому преподаватель должен грамотно структурировать этапы занятия, определить, где возможно использование мультимедиа средств, и каких именно. Ничуть не сомневаясь в позитивном опыте умелого использования инструментов мультимедиа (автор выше привела в доказательство этому конкретные примеры), важно знать, что иногда их применение «тормозит» логику выстраивания выводов.
Преподаватели философии знают, что очень трудно, не навязывая собственного видения решения проблемы, «подвести» обучающихся к «правильному мнению». Неуместное применение мультимедиа средств на таком занятии приведет к той самой «профанации», о которой предупреждал профессор Н. И. Осипов, или породит при этом иллюзию успешного усвоения учебного материала.
Так как же все-таки выйти из целой череды противоречий в применении мультимедиа средств, изучая дисциплину Основы философии? Решение таких и подобных ситуаций, как представляется, связано со знанием важнейшего принципа диалектики в философии – соблюдением меры. Полагаем, что мастерство преподавателя, обладающего обширными знаниями, высокой профессиональной культурой, будет состоять в том, что в процессе решения широкого спектра философских проблем на занятии, он дозированно и в приемлемом формате будет использовать возможности мультимедиа технологий.
Преподаватель определит, где и когда потребуется «разбавить», например, тезисный материал слайдов, изложить содержание других точек зрения, концепций, сопроводить представленный тезис яркими комментариями, или прервать звуковое сопровождение, поэтому важно разработать даже опытному преподавателю сценарий применения мультимедиа на занятии. Как убедились, в описанных ситуациях степень самостоятельности обучающихся и их свобода, мыслительная деятельность должны определяться и рационально использоваться именно преподавателем, а мультимедиа не должны абсолютизироваться, а представлять лишь средство эффективного усвоения основной учебной информации.
Несмотря на довольно критические замечания приведенные автором в статье, не оспаривается необходимость соответствовать велению времени и выборочно внедрять в процесс изучения дисциплины Основы философии линейку аппаратных средств мультимедиа, следуя понятию «мера» и «уместность».
Список использованных источников
1. Антонюк А.В., Антонюк Л.В. Особенности преподавания философии в системе среднего профессионального образования // Colloquium-journal. 2020. № 7 (59). С. 17-18. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prepodavaniya-filosofii-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.02.2023).
2. Волкова Е.Г. Современные информационные технологии в преподавании философии: от теории к практике // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. № 4 (21). С. 25-29. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-informatsionnye-tehnologii-v-prepodavanii-filosofii-ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 15.02.2023).
3. Ивлева М.Л., Иноземцев В.А., Ивлев В.Ю. Философское рассмотрение внедрения информационно-коммуникационных технологий // Гуманитарный вестник. 2020. № 3 (83). С. 1-13. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-rassmotrenie-vnedreniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 13.02.2023).
4. Информационные технологии в образовании : монография / Н.А. Бородина, С.В. Подгорская, О.С. Анисимова; Донской ГАУ. Персиановский : Донской ГАУ, 2021. – 168 с. – С. 25.
5. Малькова Т.П. Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии в техническом университете // Гуманитарный вестник. 2016. № 3 (41). С. 1-11. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-informatsionnom-obschestve-spetsifika-prepodavaniya-filosofii-v-tehnicheskom-universitete (дата обращения: 12.02.2023).
6. Осипов Н.Е. Нужны ли философии электронные технологии преподавания? // Философия и общество. 2016. № 3 (80). С. 134-140. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nuzhny-li-filosofii-elektronnye-tehnologii-prepodavaniya (дата обращения: 11.02.2023).