Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Март » 31

Использование симуляционных технологий на практических занятиях по специальности «Сестринское дело»

Момотова Галина Алексеевна,
Евграфова Лариса Эдуардовна,
Кокорина Екатерина Михайловна

ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж», г. Архангельск, Архангельская область

Аннотация: В статье описаны симуляционные технологии, используемые в медицинском колледже, показана важность симуляционного обучения. Представлены результаты программы симуляционного обучения и опроса обучающихся выпускных групп.
Ключевые слова: симуляционные технологии, симуляционное обучение.

Подготовка квалифицированного специалиста невозможна без контакта и общения с реальными пациентами, но все чаще безопасность пациента и его благополучие представляют фундаментальную этическую проблему. Одним из способов достижения этой задачи и повышения качества практической подготовки будущих медицинских сестёр/медицинских братьев является использование симуляционных технологий. Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации.

В случае правильного функционирования симуляционного обучения, все участники здравоохранения будут достигать собственные цели:
- Государство (Министерство здравоохранения) – повышение качества подготовки молодых специалистов, контроль качества работы практикующих специалистов. Кроме того, государство вправе ожидать экономию средств, затраченных на обучение специалистов, за счёт сокращения времени на подготовку, а также экономию в связи с повышением качества медицинской помощи.
- Работодатели – уменьшение числа профессиональных ошибок, снижение риска ответственности за действия своих сотрудников, повышение авторитета своего учреждения.
- Медицинские работники – быстрое вхождение в профессию, соответствие требованиям работодателей.
- Пациенты – безопасность и качество при оказании им медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ № 502 от 12.05.2014 г., в 2017 году была разработана и утверждена программа симуляционного обучения по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка), профессиональных стандартов «Медицинская сестра/медицинский брат». Для получения компетенции, необходимой для оказания медицинской помощи, в Программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс.

Учебный план определяет состав Стандартных имитационных модулей (СИМ) по изучаемым профессиональным модулям с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение с перечнем практических манипуляций и конкретизирует умения обучающегося. Результатом освоения Программы симуляционного обучения является овладение обучающимися видами деятельности, в том числе профессиональными, общими компетенциями и достижение обучающимися личностных результатов.

Овладение обучающимися видами деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Медицинская сестра / медицинский брат». Важнейшими преимуществами симуляционных технологий являются: клинический опыт в виртуальной среде без риска для пациента, объективная оценка достигнутого уровня мастерства, не ограничено число повторов отработки навыка, отработка действий при редких и жизнеугрожающих патологиях, снижен стресс при первых самостоятельных манипуляциях. Преимущества для обучающегося: интересно, наглядно, эффективно.

Важность подготовки к проведению симуляционного обучения отражена в программе симуляционного обучения по наполнению кабинетов соответствующим оборудованием. В настоящее время по уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий для обучения медицине: визуально-вербальный, тактильный, реактивный, автоматизированный, аппаратный, интерактивный и интегрированный.

1 уровень реалистичности - визуально-вербальный: воспроизводится внешний вид человека, его органы. Наглядные пособия: печатные плакаты, схемы, анатомические модели, электронные учебники, видеофильмы. Назначение: формирование визуального представления и понимания последовательности действий при выполнении манипуляций.
Студентами отрабатывается понимание последовательности действий выполнения манипуляции, однако никакой собственно практической отработки манипуляции не происходит. Но, данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к собственно практической отработке манипуляции.
2 уровень реалистичности – тактильный: воспроизводятся тактильные ощущения, сопротивление тканей. Наглядные пособия: муляжи. Назначение: отработка простейших мануальных навыков, скоординированности движений при выполнении манипуляций, приобретение базового практического опыта. На данном уровне происходит воспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции и приобретение практического навыка.
3 уровень реалистичности – реактивный: воспроизводятся простейшие активные реакции на типовые действия. Наглядные пособия: пластиковые манекены с электронными контроллерами (манекены низшего класса реалистичности). Назначение: отработка навыков, не требующих постоянного присутствия инструктора. Например: при правильном выполнении непрямого массажа сердца – загорается лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого и воспроизведение моторики отдельного базового навыка.
4 уровень реалистичности – автоматизированный: воспроизводятся автоматизированные сложные стандартные запрограммированные реакции на внешнее воздействие. Наглядные пособия: автоматизированные манекены на основе компьютерных скриптов (Манекены среднего класса реалистичности, видеооборудование). Назначение: полноценный сбор анамнеза, выполнение различных лечебных мероприятий, анализ эффективности лечения и его корректировка.
5 уровень реалистичности – аппаратный: воспроизводится обстановка медицинского подразделения, используется реальная медтехника, медицинские технологии. Наглядные пособия: роботы с программированной реакцией на лечебные вмешательства. Назначение: отработка реальной эргономики, точной последовательности действий, эксплуатации оборудования.
6 уровень реалистичности – интерактивный: воспроизводится сложное интерактивное взаимодействие робота симулятора с медоборудованием и студентом. Автоматическое изменение параметров робота. Наглядные пособия: математическая модель физиологии человека, индивидуальный ответ робота на медицинские вмешательства. Назначение: решение клинических сценариев (роботы-симуляторы пациента высшего класса реалистичности и виртуальные симуляторы с обратной тактильной связью). Данная модель обучения применяется для отработки практических навыков для студентов отделения «Лечебное дело» и «Акушерское дело».

7 уровень реалистичности – интегрированный: воспроизводится интеграция симуляторов, аппаратуры, индивидуальные реакции робота, взаимодействие нескольких моделей друг с другом (Комплексные интегрированные симуляционные системы – взаимодействующие виртуальные симуляторы). Наглядные пособия: виртуальная гибридная операционная (+ангиографический комплекс, эндохирургия). Назначение: сложные поведенческие реакции, командное взаимодействие. Данный уровень используется для подготовки практикующих врачей в рамках повышения квалификации.

Оборудование симуляционного центра позволяет довести будущего специалиста до мастерства, используя уникальную возможность многократного повторения. Провести все этапы формирования навыка у обучающегося, минуя этап многолетнего накопления опыта, только через имитирующие реальные ситуации упражнения. На занятиях профессиональных модулей используются с 1 по 5 уровни реалистичности. Симуляционное обучение актуально на всех уровнях образовательного процесса: от элементов симуляционного обучения и формирования простых навыков у студентов младших курсов, до командных тренингов для студентов старших курсов. Приведем пример: Ситуация проверки практического навыка на 2 курсе «Проведение ингаляционной терапии лекарственного препарата с использованием компрессорного небулайзера». Обучающийся решает следующую задачу:
Вы - медицинская сестра приемного отделения детской больницы. В сопровождении родителей поступает ребенок 2-х лет с диагнозом «Острый обструктивный ларингит, стеноз гортани 2 степени». По назначению врача Вам необходимо провести ингаляцию с будесонидом через небулайзер в дозе 1000 мкг на 1 ингаляцию.

Задание:
1)Установите контакт с ребенком и его законными представителями.
2)Проведите расчет лекарственного препарата в мл, учитывая форму его выпуска.
3)Выполните данную процедуру.

В процессе решения поставленной задачи, обучающиеся овладевают видами деятельности по соответствующей специальности, в том числе профессиональными и общими компетенциями, и достигают личностных результатов реализации программы воспитания в процессе симуляционного обучения. Для решения задачи используется уровни реалистичности с 1 по 5. Решение данной симуляционной задачи – это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным для пациента, его законного представителя и студента.

Важным аспектом работы преподавателя в процессе формирования конкретного умения у студента является постоянное наблюдение за процессом, внесение необходимых корректировок, чтобы умение сформировалось правильно, а самое главное, не закреплялись ошибки. На примере нашей задачи, студенты уже имеют навык проведения ингаляции взрослому пациенту, который они приобрели на 1 курсе при изучении ПМ 04, а на 2 курсе они закрепляют этот навык путем проведения этой манипуляции на занятиях ПМ 02 по заболеваниям органов дыхания у пациентов детского возраста. И это оказывает им существенную помощь при выполнении данной манипуляции без риска нанесения вреда пациенту при прохождении практики в детских отделениях.

Контроль освоения Программы симуляционного обучения по специальностям проводится во время текущей и промежуточной аттестации. Для объективности оценки выполнения манипуляций применяются оценочные листы, используется профессиональная система видеонаблюдения и аудио контроля. Результатом Программы симуляционного обучения является освоение соответствующих профессиональных компетенций, приобретение практического опыта, овладение видами деятельности в соответствии с профессиональными стандартами по специальностям, достижение высоких результатов в областной олимпиаде профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области по специальности «Сестринское дело», региональном чемпионате «Профессионалы» Архангельской области по компетенции «Медицинский и социальный уход», успешное прохождение первичной аккредитации после окончания колледжа.

С целью изучения эффективности применяемой модели обучения с использованием симуляционных технологий и обратной связи проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие студенты 3 курса отделения «Сестринское дело».

Были полученные следующие результаты:

На вопрос: «Техническое оснащение (роботы, манекены, муляжи с накладками) помогает выполнить практический навык?» - большинство респондентов (94, 1%) ответило утвердительно, затруднились дать ответ – 5,9%.

На вопрос: «Облегчает ли обучение на манекенах и тренажерах переход к практике в медицинской организации?» - большинство студентов (94,1%) ответило утвердительно, затруднились дать ответ – 5,9%.

На вопрос: «Имеет ли, на Ваш взгляд, значение создание максимально реалистичной клинической обстановки в симуляционном центре для формирования практических навыков?» - большинство респондентов (76,5%) ответило утвердительно, затруднились дать ответ – 23,5%.

На вопрос: «Использование симуляционного оборудования делает процесс обучения более реалистичным?» - большинство обучающихся (94,1%) ответило утвердительно, затруднились дать ответ – 5,9%.

На вопрос: «Для меня было интересно и полезно получение навыков в условиях симуляционного обучения?» большинство студентов (94,1%) ответило утвердительно, затруднились дать ответ – 5,9%.

На вопрос: «Оцените свой уровень владения практическими навыками будущей профессии» - на «хорошо» оценили свой уровень 52,9% обучающихся, «удовлетворительно» – 47,1%.

Выводы по результатам исследования:
1)Практически всем студентам было интересно и полезно получение навыков в условиях симуляционного обучения, положительно оценивают применение симуляционных методик в обучении и отмечают их важность в образовательном процессе медицинского колледжа.

2)Влияние приближенности симуляционного центра к реалистичности на формирование практических навыков отметили около 77% обучающихся, поэтому одной из приоритетных задач для преподавателей является повышение имитации реальности на практических занятиях.

3)Только 53% студентов выпускных групп оценили на «хорошо» свое владение практическими навыками будущей профессии. Следовательно, необходимо обратить внимание на совершенствование студентами своих навыков, предоставить возможность исправить слабые, недоработанные моменты не только во время практических занятий, но и во внеурочное время.

Наш опыт показывает, что применение симуляционных технологий позволяет повысить эффективность и безопасность учебного процесса, совершенствовать уровень профессионального мастерства и практических навыков студентов на учебном этапе, обеспечивая плавный и безопасный переход к медицинской деятельности. Кроме того, при систематическом использовании имитационных технологий отмечается снижение количества ошибок при выполнении манипуляций. Такой подход к обучению позволяет повысить интерес и мотивацию студентов к обучению, сформировать ответственное отношение к освоению профессии, повысить качество оказания медицинской помощи в целом и обеспечить непрерывность профессионального образования медицинских кадров в соответствии с современными требованиями.

Список литературы
1. Найговзина, Н. Б. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении/ Н. Б. Найговзина, В. Б. Филатов, М. Д. Горшков, Е. Ю. Гущина, А. Л. Колыш А. Л. // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - № 3 (9).
2. Капустина, Н. Г. Симуляция как признак профессионализма [Электронный ресурс] / Н. Г. Капустина. Кяхтинский филиал «ББМКМЗРБ», 2022. Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/simulyaciya-kak-priznak-professionalizma.5041722/ (Дата обращения: 30.03.2023).
3. Симуляционные тренинги в медицине [Электронный ресурс] / ред. А. Т. Щастного. - Пособие: для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело». - М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т», 2022. - 173 с. - Режим доступа: https://www.elib.vsmu.by/handle/123/24669?mode=full (Дата обращения: 30.03.2023).
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar