Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Май » 5

Применение интерактивных форм и методов обучения студентов медицинского колледжа

Невзорова Людмила Владимировна
Евграфова Лариса Эдуардовна

ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж», г. Архангельск, Архангельская область

Аннотация: В статье представлены интерактивные формы и методы обучения, применяемые в программе преподавания инфекционных болезней в медицинском колледже. Наиболее активной формой обучения становится метод тренингов, который постоянно совершенствуется и способствует подготовке конкурентно-способного специалиста с высокой профессиональной компетенцией, обеспечивающего качественную медицинскую помощь.
Ключевые слова: инфекционные заболевания, симуляционный тренинг, интерактивные формы обучения, ситуационный анализ.


Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов. Наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов, является использование активных и интерактивных методов. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали, посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. [1]
Для решения учебных задач и закрепления профессиональных компетенций в процессе обучения студентов, преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака), деловые и ролевые игры Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер-класс, тренинговые занятия. Рассмотрим некоторые формы, которые применяются при изучении инфекционных заболеваний в рамках преподавания модулей ПМ 02 «Лечебная деятельность» (на отделении «Лечебное дело») и ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» (на отделении «Сестринское дело»).

Мозговой штурм, как метод обучения, активно применяется у студентов отделения «Лечебное дело» на этапе выработки клинического мышления, проведения дифференциальной диагностики, когда из совокупности симптомов, озвученных преподавателем, нужно выбрать за конкретный промежуток времени специфические симптомы, объединив их в синдромы заболевания, и озвучить клинический диагноз с последующим его обоснованием.

Ролевые игры предусматривают предварительную подготовку с предлагаемым участникам сценарием действий и распределением ролей (фельдшер, медсестра, пациент). В сценарии предусматриваются ошибки в действиях: в проведении осмотра пациента, заборе материала на исследования, правильности выбора доврачебной помощи. После представления ситуации участникам предлагается определить ошибки в действиях и представить правильную последовательность действий.

Ситуационный анализ в преподавании инфекционных болезней реализуется в рассмотрении конкретных клинических ситуаций, историй болезней пациентов с конкретным заболеванием, с последующим обсуждением плана обследования, ухода и лечения.

Одним из интерактивных методов обучения инфекционным заболеваниям студентов отделения «Лечебное дело» и «Сестринское дело» является применение тренингов. Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации. Формы предлагаемых тренингов студентам разные: от простых до ситуационных бинарных тренингов. Чаще всего в процессе практических занятий используются простые тренинги, которые ориентированы на закрепление навыка манипуляции и доведения его до автоматизма. Например, забор материала на бактериологический и серологический методы исследования, забор материала из ротоглотки и носа, посев крови, посев кала, первичный осмотр пациента и другие. В качестве пациентов на занятии используются, как манекены, так и статисты-студенты, выполняющие роль пациента. На отделении «Лечебное дело» внедряются ситуационные тренинги по предлагаемой преподавателем клинической ситуации с отработкой навыков осмотра пациента, имитации симптомов заболевания, поиска клинического диагноза и предложением дальнейшей тактики действий с учетом тяжести течения заболевания. Как элемент занятия, ситуационные симуляционные тренинги практикуются на отделении «Сестринское дело». Студентам предлагается симулированная ситуация с посещением очага инфекционных заболеваний на дому, карантином в детском дошкольном учреждении. Студенты показывают навыки организации противоэпидемических мероприятий, навыки общения с больными и членами их семьи, первичного сестринского осмотра, проведение простых медицинских манипуляций, таких как термометрия, измерение артериального давления, забор материала из ротоглотки, носа на посев, оформление листа наблюдения контактных лиц. Для обучения студентов отделения «Сестринское дело» разработан бинарный ситуационный тренинг по теме «Организация противоэпидемических мероприятий в очагах менингококковой инфекции и дифтерии». Преподаватель предлагает несколько клинических ситуаций. Студентам необходимо найти самостоятельное решение по тактике объема обследования контактных лиц в очаге, выборе объема лабораторного обследования, тактике организации противоэпидемических мероприятий, показать навыки общения с пациентами и навыки проведения простых медицинских манипуляций.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методики способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения и профессиональные компетенции.

Список литературы:
1. Кругликов, В.Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / В.Н.Кругликов, М.В. Оленникова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 355с. — (Высшеебразование). — ISBN 978-5-534-15331-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514430 (дата обращения: 11.04.2023).
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar