Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Май » 9

Активизация познавательной деятельности студентов

Григорьян Эллада Абеловна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»

 

         Одна из главных целей преподавателя как участника образовательного процесса при переходе к компетентностному обучению – научить молодых людей умению учиться. Это предполагает моделирование такой системы образования, в которой создаются условия для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в образовательном учреждении. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой студенты совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Функция преподавателя – содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе студентов. А при организации образовательного процесса учитывать такие принципы, как гибкая форма организации обучения, учитывающая потребности, интересы, способности студентов, возможность выбора занятий, приоритет групповой и индивидуальной форм работы; наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы; опора на существующий уровень развития студента и представление условий для его роста.

Преподаватель играет здесь роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функции: стимулировать познавательные интересы студентов, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения. 

В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения. Это:

  • Поворот от обучения в условиях группы к обучению в малых группах. Студенты работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
  • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Преподаватель руководит поиском нужной информации, стимулируя студентов на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки учебной программы и требований преподавателя.
  • Поворот от работы с более успевающими студентами к работе со всеми студентами. Группа студентов, работая над проектом, выполняет большую часть работы самостоятельно, освобождая преподавателя для работы с отдельными студентами или группами.
  • Поворот к значительному увеличению активности студентов. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого студента, его занятость, степень осмысления материала.
  • Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь преподавателю для наблюдения динамики процесса овладения каждым студентом определенной темы.
  • Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой студентов, их мотивацию.
  • Поворот от овладения всеми студентами одного и того же материала к овладению разными студентами разного материала. Преподаватели разрешают студентам самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый студент имел возможность достигнуть максимального результата. В группах студенты легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
  • Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей студента в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов студентов; стремление к осознанности усвоения учебного материала обучающимися.
  • Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение студентов в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Преподаватель может помочь вооружить средствами поиска или бросить «яблоко» (намек, подсказку).
  • Эвристический метод обучения. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения («мозговой штурм», «мозговая атака»).
  • Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
  • Метод инверсии. В поиске решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления студентов.
  • Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
  • Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).
  • Проблемное обучение. Основано на создании преподавателем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1) создание проблемной ситуации; 2) формирование гипотез разрешения; 3) проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации студентов.
  • Технология «обучения в диалоге». Примером может быть исследовательская работа.
  • Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Он ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность студентов на отрезок времени.
  • Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет и др. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).

Таким образом, для активизации познавательной деятельности студентов на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:

  • совершенствование системы усвоения студентами базовых знаний, умений и навыков;
  • активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей; развитие критического мышления в процессе обучения;
  • развитие мотивации к учению, познавательных интересов студентов: стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех студентов в учебной деятельности;
  • организация кооперирования, сотрудничества студентов при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной деятельности;
  • организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы студентов;
  • применение компьютерных технологий в учебном процессе;
  • допускается обучение студентов в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний;
  • проведение учебных игр.

Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого студента, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Определить и создать эти условия – задача каждого педагога.

 

 

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar