- 07.06.2023
- 4499 Просмотров
- Обсудить
преподаватель спецдисциплин,
ГБПОУ «Выксунский металлургический колледж им.А.А.Козерадского», г. Выкса
Использование профессионально - ориентированных технологий обучения студентов по специальности «Дошкольное образование» на основе использования возможностей контекстного изучения профильных и непрофильных дисциплин
Сегодня образование как стратегический интеллектуально-нравственный ресурс направлено на удовлетворение требований современного общества в повышении качества профессионального мастерства работника любой сферы. Его приоритетной целью является творческое развитие личности специалиста, обретающего позицию субъекта своего интеллектуального, нравственного, профессионального совершенствования. Вместе с тем, профессиональное образование, особенно педагогическое, предполагает не только овладение системой знаний, способами деятельности, но и выработку специалистом системы ценностей и смыслов, навыков художественно-эстетической деятельности, умения поддерживать свою творческую форму, овладение искусством самовыражения.
Миссия дошкольного учреждения – создавать условия для воспитания и обучения каждого ребёнка на уровне его возрастных и индивидуальных возможностей, способствовать их полноценному развитию, обеспечивать равные стартовые возможности для обучения в образовательных учреждениях. Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать в дошкольном возрасте, нуждается в квалифицированном руководстве. Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложены природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной и конструктивной деятельности. Задача учреждения профессионального образования обучить этому будущего педагога.
Повышенный интерес к формированию ценностной культуры подрастающего поколения, обоснованный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЭ от 29.12.2012, а также в Федеральном государственном образовательном стан¬дарте дошкольного образования, обусловливает значительные из¬менения в содержании дошкольного образования. Эти изменения не могут не коснуться содержания образовательных программ образовательных организаций, которые занимаются подготовкой специалиста для современного детского сада, функционирующего в системе холдинга, поскольку сегодня приоритетным направлением становится обеспечение преемственности между всеми ступенями образования.
В связи с этим становится очевидным факт, что при подготовке специалиста в условиях колледжа необходимо уделить внимание практической подготовке студентов в процессе овладения ими различными технологиями обработки художествен¬ных материалов на основе изучения специфики каждого отдельного вида искусства.
Многочисленные исследователи детского художественного твор¬чества и практики утверждают, что уровень творческого развития детей дошкольного возраста во многом зависит от степени владения детьми доступными выразительными средствами искусства и раз¬личными способами обработки материалов в ходе продуктивной деятельности.
Поэтому важна и актуальна подготовка специалистов в об¬ласти дошкольного образования, которые смогли бы обеспечить руководство продуктивными видами деятельности.
Таким образом, цель обучения — формирование у студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, эстетической культуры восприятия произведений изобра¬зительного и монументально-декоративного искусства, а также их теоретическая и практическая подготовка к созданию творческих работ с использованием различных способов обработки художе¬ственных материалов.
Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач:
- познакомить студентов с различными видами и жанрами изобра¬зительного и монументально-декоративного искусства, раскрыть характерные особенности каждого, сформировать представление о выразительных средствах;
- расширить представление студентов о способах обработки ху¬дожественных материалов;
- раскрыть студентам особенности художественных техник и приемов;
- сформировать у студентов технические и изобразительно - творческие умения, развить творческую активность;
- воспитать эстетический вкус при создании работ, запланирован¬ных изучением МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера среднего профессионального образования, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).
Второй подход (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов), при практико-ориентированном обучении, предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей [2, с. 43]. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно–компетентностным подходом.
Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход, примером которого является контекстное обучение.
Контекстное обучение - обучение, профессионально-ориентированное, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, обеспечивается трансформация учебной деятельности в профессиональную.
Общей основой различных методик становится профессиональный контекст. Нужно подчеркнуть необходимость межпредметных и междисциплинарных преемственных связей. Без этого контекстное обучение теряет смысл.
Технология контекстного обучения предусматривает постоянный контроль и коррективы процесса трансформации учебной деятельности в профессиональную, становления студента как молодого специалиста. Процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную должен отслеживаться и контролироваться не только преподавателем, но и самим студентом по четким, понятным ему и личностно значимым критериям. Только при этих условиях, можно рассчитывать на личностную активность студента, порождение познавательной мотивации и ее превращение в профессиональную, на заинтересованное участие будущего специалиста в реализации процесса его перехода от учения к профессиональной деятельности.
А. А. Вербицкий сформулировал следующие основные принципы контекстного обучения:
- обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность;
- моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности;
- принцип проблемности содержания и процесса его усвоения студентами в учебной деятельности;
- адекватность форм организации целям и содержанию образования;
- принцип ведущей роли совместной деятельности;
- принцип открытости по отношению к педагогическим технологиям, предложенным в рамках других теорий и подходов;
- принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий;
- принцип единства обучения и воспитания профессионала [1, с. 27].
Основная цель контекстного обучения – формирование в рамках учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста, адресата; - выбор приемов воздействия, средств, их последовательностей в соответствии с целями.
На современном этапе развития педагогической науки проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его твор¬ческого становления является доминантой цивилизованного разви¬тия. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека. Разрабатывая современные теории и кон¬цепции образования, педагогическая наука опирается на Федераль¬ный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для учреждений среднего профессионального образования, в котором значительная роль отводится подготовке специалиста, способного организовать различные виды продуктивной деятель¬ности детей, в том числе и изобразительную.
Именно поэтому очень важно в условиях среднего профессионального образования обеспечить возможность приобретения обу¬чающимися практического опыта в определении цели, задач, содержания, методов и средств руководства изобразительной деятельностью детей раннего и дошкольного возраста. А это становится возможным только тогда, когда у студентов будет сформирована хорошая теоретико-методическая база, лежащая в основе организации про¬цесса ознакомления дошкольников с основами изобразительного и монументально-декоративного искусства на практике.
Свободное владение методами, приемами, формами организации продуктивной деятельности формируется при условии наличия у педагога теоретических знаний и качественного уровня практической подготовки обучающихся колледжа. Теория помо¬гает обогатить новыми знаниями практическую деятельность буду¬щего воспитателя, разнообразить ее. Практика способствует апро¬бированию теоретических положений, делая их педагогически ак-тивными. Поэтому только корреляция теории и практики является показателем овладения обучающимися всеми необходимым компе¬тенциями, прописанными в ФГОС нового поколения.
В этой связи представляется важным и значимым обеспечить бу¬дущих специалистов дошкольного образования необходимой систе¬мой знаний, включающей вопросы психологии, педагогики, фило¬софии, эстетики и, конечно, искусствоведения. На основе знаний о видах искусства можно формировать у студентов представление о детском изобразительном творчестве и особенностях организации различных видов изобразительной деятельности. Имея представление, к примеру, о выразительных средствах архитектуры, студент сможет более профессионально подойти к обучению детей особенностям создания конструктивного образа.
Список литературы:
1. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М., 1999. §3. Принципы контекстного обучения.
2. Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. «Технология профессионально-ориентированного обучения», Учебное пособие. Москва-Издательство Российского государственного социального университета. 2014.
3. Змеев С.И. «Технология обучения взрослых». Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. М. Издательский центр «Академия», 2012.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.