Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Июнь » 22

Патриотическое воспитание как элемент гуманизации технического образования

Перепелица Марина Борисовна, преподаватель

ФГБОУ ВО ОмГУПС, г. Омск, РФ

Понятие «патриотизм» имеет вполне конкретное определение и представляет собой проявление любви к Отечеству. А вот слово «патриот» всегда носило идеологическую окраску. Так, например, в начале XVIII века в «Клятве государственных чиновников» значилось, что патриот должен быть «верным, добрым и послушным рабом и подданным, живота в службе не щадить». В конце ХVIII века позиция изменилась. Так А.Н. Радищев писал, что патриотом может считаться лишь «свободный человек, которому присущи честолюбие, благонравие и благородство». Верным идеям «православия, самодержавия и народности» должен был быть гражданин второй половины XIX века. Патриотические порывы середины века двадцатого выражались в лозунгах не только военных, но и трудовых: «За социалистическое Отечество!», «За Родину, за Сталина!», «Пламенный привет строителям коммунизма!», «Даёшь БАМ!». Сегодня, в понятие «патриот» вкладывают следующий смысл: «Готовность к защите Отечества и укреплению его могущества».

Тема воспитания подрастающего поколения обсуждается в современном российском обществе на всех уровнях очень активно. При этом патриотизм рассматривается как проявление гражданского долга и реализации активной жизненной позиции. Особенно остро данный вопрос поднимается в самые сложные для страны времена. Президент РФ В.В. Путин в день празднования 1160-летия зарождения российской государственности сказал: «Быть патриотом – суть природы и характер российского народа. Сейчас в ходе специальной военной операции наши солдаты и офицеры, добровольцы проявляют именно такие высшие человеческие качества».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ставит в качестве приоритетной задачи развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданиюи защите Родины [10]. При этом всё чаще общество обращает внимание на необходимость предотвратить попытки подмены истинных моральных ценностей «болонскими» терминами «толерантность», «конформизм», «коллаборационизм», которые разрушают основы духовного становления личности молодых россиян.

Данный официальный документ раскрывает систему таких духовно-нравственных ценностей как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Подчёркивается необходимость формирования созидательной личности, ориентированной на труд и осознающей свою причастность к историко-культурной общности российского народа, судьбе России.

Среди официальных документов, составляющих основу воспитания граждан РФ, следует указать Конституцию РФ, Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов».

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает повышение качества преподавания гуманитарных учебных дисциплин. Студенты обязаны быть в курсе современных общественно-политических процессов, происходящих в России и мире. Они должны на основе объективных знаний выработать собственную позицию и осмыслить историю своей страны [8].

В сентябре 2022 года на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который представлял собой аналитическую платформу для выработки ключевых решений в различных сферах деятельности, активно обсуждался вопрос о будущем Российской Федерации, о противодействии информационных войн и подготовке новых кадров для развития российской экономики. Особое внимание уделялось теме патриотизма: «Патриот – это человек, который знает
и чтит свою историю, а также родной язык».
Одна из площадок форума так и называлась «Патриотизм на смену толерантности: мы наш новый мир построим».

Воспитание будущих поколений в России всегда базировалось на принципах гуманизма. Ещё В.Г. Белинский писал: «Цель истинного воспитания – содействие формированию такой личности, живоносным началом которой служит любовь к человечеству» [3]. 

В начале 2020 года в РФ, как и во многих странах мира, возникла проблема – сovid-19. В этой чрезвычайной ситуации проявились лучшие качества молодых россиян. Это не только специалисты таких сфер как медицина, правопорядок, безопасность, но и волонтёры (добровольцы). Среди них множество студентов. Традиции добровольческого движения в России имеют давние исторические корни и всегда являлись эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания, демонстрацией «гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации». Такое чувство сопричастности граждан к великой истории и культуре России, преемственности поколений было отражением активной жизненной позиции» [8]. Например, помощь пожилым людям и консультации колл-центров в рамках недавней акции «#Мывместе» во время пандемии короновируса [5].

Российская история добровольчества и в чрезвычайных условиях, и в условиях мира полна примеров! Вспомним, великие стройки ХХ века. Они, чаще всего, объявлялись комсомольскими! Комсомольцы-добровольцы от 18 до 35 лет со всего СССР в 1950-1970-е годы становились строителями Братской, Днепродзержинской, Красноярской ГЭС, атомных электростанций, нефтепровода Уфа - Омск, Омск - Иркутск, газовых магистралей Бухара - Урал, Саратов - Горький, железнодорожных линий Абакан - Тайшет, Тюмень – Сургут, Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, первых очередей ряда заводов (Красноярского, Иркутского и Павлодарского алюминиевых, Ангарского и Омского нефтеперерабатывающих, Западно-Сибирского и Карагандинского металлургических) и др. По сути, молодые люди создали экономическую базу страны, которая до сих пор определяет важнейшие производственные процессы.

Если говорить о чувствах сопричастности граждан к великой истории страны, то давайте вспомним в этот юбилейный год со Дня Победы, что самыми активными участниками Великой Отечественной войны были молодые люди (ни в коем случае, не умоляя вклада людей всех возрастов на фронте и в тылу)! Потери среди мужчин 20-39 лет на момент войны составили от 34,6 до 35,1 процентов, женщин того же возраста – от 6 до 11. Молодые победители маршировали по площадям советских и восточно-европейских городов! Они активно и самозабвенно восстанавливали разрушенное войной хозяйство [7].

Идеи духовной консолидации многонационального народа России являются для нашей страны традиционными. Но очень важно понимать, что и на уровне семьи необходимо объединятся, выстраивать родовые линии взаимодействия. Исследователи рассматривают семью как базовую модель жизненного опыта, где закладываются основные качества личности, первый опыт социального взаимодействия. Семейная педагогика (П.Ф. Каптерев), как наука о воспитании в семье, позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение.

Положительных результатов в воспитании можно достигнуть и если взять за основу принципы позитивной педагогики, заботясь о выполнении следующих условий: опора на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности; обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности; создание ситуаций, при которых возможны коллективные переживания, совместные усилия, объединяющие ее участников; настрой на ситуацию успеха; утверждение радостного, мажорного стиля жизни молодежного коллектива и каждой личности; учет положительного воздействия общественного мнения (например, важно, интересно); забота о создании атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; применение различных средств восприятия информации с учетом психологических особенностей личности каждого [8]. При этом сохранение семьи в РФ становится первоочередной задачей не только граждан, но и государства. Так, по данным Федеральной службы статистики, по итогам 2018 года в России распалось 65 % браков, в 2019 году – 76 %. При этом тенденция наблюдается весьма негативная. Отсутствие семьи, падение авторитета родителей может негативно сказаться на воспитании молодых граждан.

Включаясь в воспитательный процесс нельзя забывать, что человек не только объект воспитания и воздействия, но и субъект саморазвития и самосовершенствования. И эти два процесса неразрывно связаны. «Главной задачей воспитания с «технологической» точки зрения является запуск механизма субъективности воспитания, запуск процесса самостроительства личности», – пишет А.А. Реан, доктор психологических наук, профессор Российской Академии Государственной Службы [9]. Совершенно очевидно, что воспитание патриота с активной жизненной позицией связано с развитием определенных личностных качеств: ответственности, автономности (самостоятельности), личностного позитивизма. Однако следует обратить внимание и на те качества, развитие и закрепление которых крайне нежелательно (тем более, что вновь появляются националистические организации, рассматривающие патриотизм как «здоровый национализм»).

В начале двухтысячных годов была разработана Концепция гуманизации и гуманитаризации технического образования в РФ. К пониманию содержания данных понятий исследователи подходят с разных позиций. Глубокое и методологически осмысленное определение дает Т.Н. Брысина: «Гуманизация – это процесс и деятельность выявления обучающимися своего личностного интеллектуально-нравственного потенциала, формирование разумно-ценностного отношения к этому потенциалу, потребности не только знать его, но и реализовывать. Она совмещает нравственность и разум, обеспечивая человеку статус, наиболее созвучный с его сущностью». Гуманитаризация технического образования транслирует человекознание, формирует мировоззрение. [4]. А.Н. Атрашенко рассматривает гуманитаризацию образования как средство преодоления технократического типа мышления и окультуривания человека. Современный специалист, по его мнению, должен знать не только историю страны, но и историю человечества и культуры, не только классическую философию, но и отличающиеся от нее направления философской мысли. Современный специалист должен размышлять над тем, что принесет людям результат его работы [1]. В.Г. Горохов и В.М. Розин рассматривают в контексте гуманитаризации инженерной деятельности изменение характера и ценностных ориентаций будущих специалистов [6]. Поэтому  участие молодёжи в добровольческой деятельности и социально значимых проектах  будут очень полезны.

Патриотическое воспитание будущих специалистов помогает объединить молодых людей общими заботами о судьбе народа и государства, а также создать условия для реализации студентом лучших человеческих качеств.

Список литературы

  1. Атрашенко, А.Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой / А.Н. Атрашенко. // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2009. - Вып. 2 (80). - с. 35-37. – Текст : непосредственный. 
  2. Психология подростка : Полное руководство / под ред. А.А. Реана. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с. – Текст : электронный. – URL : https://books.google.ru/books?id=laS8Igw1Uv0C&pg=PA183&lpg=PA183&dq#v=one page&q&f=false &q&f=false (дата обращения: 24.01.2023).
  3.  Библиографическая энциклопедия «Образование. Наука. Культура»: сайт ГПНТБ. – Текст : электронный. - URL : http://www.dates.gnpbu.ru/1-6/belinsky/belinsky.html  (дата обращения: 25.01.2023).
  4. Брысина, Т.Н. Теоретико-методологический анализ современной технической модели образования / Т.Н. Брысина // Вестн. Ульяновского гос. тех. ун-та. – 2008. - № 3. – 189 с. – Текст: непосредственный.
  5. Всероссийский конкурс «Добровольцы России - 2020» : сайт. – Текст : электронный. – URL : https://xn--90acesaqsbbbreoa5e3dp.xn--p1ai/ (дата обращения: 24.01.2023).
  6. Горохов, В. Г. Введение в философию техники : учебное пособие /
    В. Г. Горохов, В. М. Розин . – Москва : ИНФРА-М, 1998. – 224 с. – Текст : электронный. – URL :
    https://gtmarket.ru/library/basis/6005/6006 (дата обращения: 23.01.2023).
  7. Министерство обороны РФ. Потери по периодам и кампаниям войны : официальный сайт. – Текст : электронный. – URL : https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=10335997@cmsArticle (дата обращения: 23.01.2023).
  8. Плюснина, Е. Педагог – профессия общечеловеческая : сайт. – Текст : электронный. – URL : https://knigogid.ru/books/1507238-pedagog-professiya-obschechelovecheskaya (дата обращения: 23.01.2023).
  9. Реан, А.А. Психология личности / А. А. Реан . – СПб. : Питер, 2013. – 288 с. : ил. – Текст : электронный. – URL : https://www.koob.ru/rean_a_a/psy_personality_r (дата обращения: 23.01.2023).
  10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : сайт. – Текст : электронный. – URL : http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 24.01.2023).
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar