- 11.07.2023
- 5294 Просмотра
- Обсудить
Вьюнов Алексей Николаевич, ГАПОУ ПО ПКИПТ ИТ-КОЛЛЕДЖ ( г.Пенза)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из ключевых позиций стратегии развития Российского государства в целом и молодежной политики в частности. Современные вызовы мирового масштаба делают эту работу как никогда актуальной. И образовательным организациям среднего профессионального образования в этой деятельности отводится особое место.
Цель - разработка и теоретическое обоснование модели организации патриотического воспитания студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Анализ различного рода справочной и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:
- «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);
- «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);
- «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);
- «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);
- «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);
- «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989);
- «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);
- «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993);
- «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия, 1967);
- любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь);
- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства (Современный толковый словарь).
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Наиболее распространенные формы работы:
Гражданско-патриотическое и военно-историческое (проведение торжественных собраний, встреч с ветеранами, руководителями ветеранских общественных организаций, посвященные ратной и трудовой доблести россиян, проблемам патриотического воспитания молодежи, деятельность поисковых отрядов; вахта памяти; походы по местам боевой и трудовой славы, диспут «Что значит быть патриотом»; дебаты «Альтернативная гражданская служба: «За» и «Против», организация работы с ветеранами военной службы, Великой Отечественной войны и локальных войн в рамках Месячника защитников Отечества и празднования Дня победы и др.);
Духовно-нравственное и эстетическое (литературно-музыкальные вечера, просмотр видеофильмов из серии «Наши Герои», творческие встречи с бардами и авторами-исполнителями песен патриотической тематики, проведение викторин, олимпиад, конкурсов об истории и традициях российского государства, Вооруженных Сил, организация выставок в музеях, а также книжно-иллюстративных выставок научной библиотеки, проведение литературной гостиной «Войну забыть нельзя», конкурсы эссе, плакатов, рисунков «Сыны Отечества»; реферативных работ студентов об истории своих семей, участниках Великой Отечественной войны, локальных конфликтов, тружеников тыла, исследовательских работ «Моя семья в военной истории Отечества»);
Волонтерское (проведение акции «Ветеран», Дня донора, проведение мероприятий на социальных объектах студенческими отрядами, помощь военнослужащим и инвалидам, находящимся на излечении в госпиталях, проведение благотворительных концертов);
Спортивно-массовое (проведение традиционного лыжного пробега, студенческой игры «Зарница», пожарно-прикладной эстафеты, соревнование «Конкурс молодого бойца студенческих отрядов»).Предложенная модель базируется на системном, деятельностном, личностно-ориентированном, аксиологическом, культурологическом подходах.
Разработанная модель призвана выполнять следующие функции:
1. Социальная функция предполагает проектирование формирования патриотических качеств личности.
2. Интегративная функция является системообразующей в воспитательном процессе, представляя собой синтез методологических подходов.
3. Исследовательская функция играет роль регулятора при взаимосвязи между учебно-познавательной, научно-исследовательской и практической деятельностью на методологическом уровне. Исследовательская функция направлена на изучение условий и факторов влияющих на процесс формирования патриотизма у студентов.
4. Диагностическая функция обеспечивает информацией для определения перспективы формирования патриотизма.
5. Познавательная функция направлена на решение проблем передачи знаний и воспроизводства деятельности, управление информацией в вузе о процессе формирования патриотизма студентов.
К педагогическим условиям организации патриотического воспитания студентов учебного заведения относятся:
- ориентация воспитательного процесса на формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей;
- развитие социокультурной среды, способствующей реализации задач патриотического воспитания студентов;
- установление субъект-субъектных взаимоотношений между участниками.
Модель организации патриотического воспитания студентов включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.
Система патриотического воспитания студентов Задачи:
1. Создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у студентов основных чувств патриотизма.
2. Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания студентов.
3. Формирование гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
Создание целостной системы патриотического воспитания студентов, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны.
Увеличение количества научных исследований студентов в сфере патриотического воспитания.
Укрепление и повышение эффективности системы взаимодействия вуза с социальными партнерами в решении задач патриотического воспитания.
Активизация и повышение интереса студенческой молодежи к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества.
Развитие у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества.
Повышение уровня военно-патриотического воспитания обучающихся, направленного на обеспечение их готовности к защите Родины, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Программа патриотического воспитания студентов наряду с традиционными формами и методами работы предусматривает поиск инновационных решений:
- научные и социологические исследования по вопросам патриотического воспитания: его значения, исторической и моральной ценностей, влияния на будущие поколения;
- создание новых и развитие существующих клубов патриотической направленности;
- участие в приеме норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- организация летней смены студенческого лагеря спортивно-оборонной направленности, спортивно-оздоровительный фестиваль «Большие игры»;
- акции, фестивали, конкурсы, посвященные памятным датам в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России»;
- волонтерские благотворительные акции «Дари тепло души детям», «Помни о ветеранах» и т.д.;
- встречи с сотрудниками силовых ведомств города и области, ветеранами ВОВ и локальных военных конфликтов;
- шефские концерты и спектакли в воинских частях города и области, экскурсии в воинскую часть;
- формирование фонда записей художественно-патриотических, литературных, музыкальных, образовательных программ по отечественной истории, культуре, организация просмотра и обсуждения кинофильмов патриотической тематики;
- тематические выставки научной, популярной литературы из фондов библиотеки, в том числе с целью популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны
- участие студентов во всероссийской военно-спортивной игре «Зарница», конкурсах, семинарах, конференциях по гражданско-правовой и патриотической тематике различного уровня.
- участие в федеральных, региональных и городских мероприятиях, посвященных Дню победы («Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» и др.), Дню города, Дню принятия декларации о государственном суверенитете РФ;
- совместные акции с патриотическими клубами города, кадетскими классами, ветеранскими организациями района, региона.
Оценочно-результативный компонент связан с созданием диагностического аппарата, позволяющего определить степень сформированности патриотических качеств студентов вуза. Показателями уровня патриотического воспитания студентов является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.