Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Август » 7

Портфолио и построение образовательного рейтинга

Кокаева Наталья Викторовна,преподаватель иностранного языка
БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж им. Эльвартынова И. Н.»

1. (от англ. «portfolio» - 1) портфель; папка; 2) портфолио, образцы выполненных работ)
Последнее время в практику ссузов все шире стал внедряться такой метод обучения, как «портфель достижений студента». Он используется в трех вариантах:
• на бумажных носителях
• в электронном виде
• в комбинированном.

Электронное (цифровое) портфолио как инновационный воспитательный и оценочный инструмент обеспечивает более широкий анализ и глубокую оценку работы студента по сравнению с тем, что позволяют традиционные отметки в зачетной книжке. Используя эту технологию, будущие специалисты под руководством преподавателей собирают структурированный набор «записей» (файлов), состоящий из мате¬риалов законченных учебных работ или вне учебных достижений. Эти файлы могут быть любыми - текстовыми, графическими, аудио или видео - и могут содержать конечный учебный продукт (реферат, доклад и т. д.)

Электронное портфолио может служить:
• инструментом модернизации учебного заведения;
• инновационным средством воспитательной работы, направленной на повышение самостоятельности и ответственности студентов;
• оценочным средством, которое наряду с традиционной аттестацией позволяет проводить более значимую и достоверную аттестацию студентов;
• инструментом постоянного совершенствования информационной компетенции студентов, которые будут вынуждены систематически применять разнообразные программные продукты в процессе формирования цифрового портфолио

Процесс внедрения электронного портфолио требует системного планирования и четкого понимания того, чего хочет достигнуть с помощью этого инструмента образовательное учреждение. В противном случае цифровые портфолио могут стать дорогостоящей, но не приносящей реальной пользы учебному процессу компьютерной «игрушкой».

Для успешного внедрения электронных портфолио необходимо применить системный подход, сформулировав программные педагогические и организационно-технологические требования по следующим направлениям:
1. Общие представления (целеполагание и структура рубрик);
2. Система аттестации и рейтинга портфолио;
3. Применение технологических средств;
4. Проблемы организации обработки информации.

Общее представление:
Основной вопрос, на который учебное заведение должно ответить на данном этапе внедрения портфолио: «Что студент (выпускник ссуза) должен знать и быть в состоянии сделать?». Прежде всего, следует определить, какими знаниями, умениями, и способностями должны обладать дипломированные специалисты. При этом, необходимо проконсультироваться как с внутренними пользователями системы портфолио студентами, преподавательским составом и администрацией, так и с внешними пользователями (родителями, департаментами образования, работодателями, институтами и университетами и др.). В электронных портфолио каждый студент должен знать, какие достижения (общие и профессиональные) от него ожидаются при окончании конкретного курса или по окончании обучения в колледже, техникуме, училище.

Система аттестации (оценка, рейтинг портфолио):
На данном этапе внедрения портфолио учебное заведение должно ответить на следующие вопросы:
• Каким образом студенты смогут продемонстрировать достижение целей?
• Как мы сможем оценить качество портфолио (что хорошо, а что плохо)? По каким критериям будет проводиться оценка документов, записей, файлов в рубриках портфолио?

Портфолио должно значить гораздо больше, чем просто собрание документов. Например, профессиональное портфолио в области фотографии представляет ряд работ фотографа, показывающий диапазон и глубину его мастерства, и предназначается для специфической, интересующейся фотографией аудитории. Соответственно, и студент, создающий свое портфолио, должен думать о той аудитории, о тех пользователях, которые будут рецензировать, делать критический анализ и оценивать включенные материалы, при этом, понимая, что для одних пользователей более ценными являются одни материалы, а для других совсем иные.

Для того чтобы вся система электронного портфолио была эффективной, руководство учебного заведения и преподаватель должны сформулировать:
• цели создания портфолио;
• перечень потенциальных пользователей, которые будут рецензировать, делать критический анализ и оценивать портфолио;
• критерии, которые описывают и шкалируют ценность материала, включенного в портфолио.

Электронное портфолио можно с успехом использовать как инструмент текущей оценки и итоговой аттестации студентов.

Технология (применение технологических средств). Внедряя портфолио, руководство учебного заведения и преподаватели должны четко ответить на следующие вопросы:
• На каких аппаратных средствах и на каком программном обеспечении будет внедряться система электронного портфолио? Будет ли использоваться при этом компьютерная сеть?
• Кто будет первичными, главными пользователями оборудования?
• Кто будет поддерживать всю систему сбора, хранения, редактирования и презентации электронного портфолио в рабочем состоянии?

Организация обработки информации. Накопление базы электронных портфолио, их хранение, редактирование и предъявление пользователям требуют хорошо организованного доступа студентов и преподавателей к аппаратным средствам и к программному обеспечению. Поэтому следует обеспечить пере¬вод информации в цифровую форму.

Работа с портфолио (электронными или бумажными) требует значительно¬го времени и от преподавателя, и от студента. Поэтому для всех этапов процесса необходимо находить наиболее эффективные решения. Вместе с тем следует помнить, что отвечать за свои цифровые портфолио от начала до конца должны студенты. Именно они обязаны переводить информацию в цифровую форму, что, впрочем, не исключает взаимопомощи. В каждом студенческом коллективе можно выявить инициативную группу «продвинутых» пользователей ЭВМ, которая будет помогать своим товарищам с переводом материалов в цифровую форму. На студентах лежит ответственность за принятие решения о выборе материалов для включения в портфолио. Хотя преподаватели, безусловно, помогают установить для этого критерии.

Этапы работы студентов над электронным портфолио включают:
• сбор учебных материалов, записей, учебных продуктов, при необходимости их «оцифровывание» (перевод из бумажных в электронные файлы посредством сканера или цифрового фотоаппарата);
• выбор из собранного массива тех материалов, которые лучше всего передают способности и учебно-профессиональные достижения студента;
• само рецензирование, самооценку, описание отобранных материалов;
• презентацию, представление учебных и прочих достижений.

На всех этапах преподаватели выступают как консультанты, помогая студентам, советуя, рецензируя материалы.
Важно понимать, что портфолио студентов - это инструмент модернизации образования. Внедрение портфолио должно сопровождаться одновременным развитием культуры отношений между студентами и преподавателями, общим видением целей и задач данного метода. Опыт зарубежных педагогов и наш собственный показывают, что портфолио, в первую очередь - культура взаимоотношений студентов и преподавателей на базе решения общих образовательных задач.

К сожалению, обсуждения о достижениях студентов нечасто происходят в колледжах и техникумах. Успехи одной группы редко становятся известны в другой. С помощью же рассмотренного метода становится возможной горизонтальная передача информации об интеллектуальном и профессиональном росте студентов, что представляет серьезный потенциал повышения качества обучения.

Подводя итоги, можно сказать, что если образовательное сообщество относится к работе по формированию электронного портфолио серьезно и системно, позволяя преподавателям, студентам рецензировать, оценивать его содержание и размышлять над тем, чего достигли обучающиеся, то данный метод обучения будет иметь большое значение для решения целей профессионального образования. Кроме того, портфолио оказывает позитивное воздействие не только на студентов, но и на преподавателей и руководителей ссуза, которые становятся более открытыми новому информационному веку.

2. «Портфолио»
• Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области (Marzano R.J.)
• Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.(Valencia, 1990)

Функции «портфолио»
• Диагностическая - фиксирует изменения, и рост за определенный период времени
• Целеполагания - поддерживает учебные цели
• Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей
• Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ
• Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году
• Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Цель «портфолио» (в США portfolio assessment)
• Аутентичное оценивание (истинное, настоящее, подлинное, верное), «подлинное оценивание» или «оценивание реальных достижений учащихся»

Виды «портфолио»
• Портфолио документации (рабочий)
• Портфолио процесса
• Портфолио показательный
• Портфолио оценочный

«Портфолио» документации (рабочий).
• Этот портфолио показывает развитие и рост в обучении учащихся.
• В нем представлены работы и идентифицированные результаты, собранные на протяжении всего периода обучения.
• Этот портфолио может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата.

«Портфолио» процесса.
• Этот портфолио включает все документы, отражающие подходы ко всем аспектам процесса обучения.
• Показывает объединение имеющихся у учащихся знаний и навыков для выполнения различных видов работ (интегрированный подход).
• Отражает рефлексию учащегося на процесс обучения с помощью журналов, записей, отзывов и т.п.

«Портфолио» показательный.
• Используется для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным направлениям.
• Включает лучшие работы учащихся, отобранные как самими учащимися, так и учителями.
• Включаются в портфолио только законченные работы.
• Включает электронные отчеты по завершенной работе, фотографии, видеозаписи.
• Включает письменный анализ или реакцию учащегося на законченный процесс, определяющий включенные работы.

«Портфолио» оценочный.
(Используется для контроля роста знаний и навыков учащихся, а также отношений в определенной учебной обстановке)
• Собирая оценочный портфолио учащийся, участвует в отборе содержания, обосновывает критерии для отбора содержания и его оценивания.
• Процесс сбора работ является целеустремленным, совместным, само рефлексивным, выполненных в процессе обучения.
• Оценочный портфолио касается деятельности, которая развивается в ходе естественных взаимодействий и действий в классной комнате.
• «Культура портфолио» поддерживает общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и умеют делать.

Критерии оценивания «портфолио»
• Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
• Сформированность умения решать задачи;
• Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.);
• Развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать мысли и др.);
• Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).

"Портфолио" (Россия)
• Совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся.

Виды «портфолио»
• Портфолио «Портрет»
• Портфолио «Коллектор»
• Портфолио «Рабочие материалы»
• Портфолио «Достижения»

Цель «портфолио»
• Исполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Типы (составляющие) «портфолио»
• "Портфолио документов"
• "Портфолио работ"
• "Портфолио отзывов"

«Портфолио документов»
• сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения.
Вид представления
Достоинства
Ограничения
• Вкладыш в аттестат
• Диплом
• Грамота
• Свидетельство

Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

«Портфолио работ»
Собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

«Портфолио работ»
Вид представления
Достоинства (преимущества)
Ограничения
• Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору
• Творческая книжка с приложением работ
• Фотографии
• Электронные документы
• Видеозаписи
• Модели, проекты
• Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки. Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

«Портфолио отзывов»
Включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам.

«Портфолио отзывов»
Вид представления
Достоинства (преимущества)
Ограничения
• Тексты заключений
• Рецензии
• Отзывы
• Резюме
• Эссе
• Рекомендательные письма и прочее.
Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Сложность формализации и учета собранной информации.

Литература:
1. Ксензова Оценочная деятельность учителя.
2. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта./Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. М.:ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003, с.70
3. Управление школой: Теоретические основы и методы./ Под ред. Лазарева В.С.-М., 1997, гл.7 Афанасьева Т.П.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar