Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Август » 11

Применение информационных технологий при подготовке специалистов направления «Гостиничный сервис» и «Гостиничное дело»

Репина Любовь Владимировна
ГПОАУ ЯО Ростовский колледж отраслевых технологий

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы.

Исходя из опыта использования в своей педагогической деятельности информационно-коммуникационных технологий, я хочу выделить их главные, на мой взгляд, преимущества. Они
- помогают развивать технологическое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
- воспитывают привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;
- активизируют познавательную деятельность;
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к изучению специальных дисциплин;
- развивают творческий потенциал;
- помогают приблизить учебу к практике;
- дают возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности.

Применение информационных технологий в преподавании специальных дисциплин позволяет мне более успешно решать следующие основные задачи педагогической деятельности:
- формирование информационной культуры у обучающихся, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;
- формирование необходимости и возможности непрерывного и эффективного процесса самообразования и саморазвития для каждого человека, усидчивости и работоспособности, навыков перспективного планирования своей деятельности, самоконтроля и самооценки, как основы и гарантии постоянного возрастания его социальной значимости;
- развитие у обучающихся логического мышления, их творческого и познавательного потенциала;
- развитие у обучающихся основных знаний и умений по дисциплине, необходимых в профессиональной деятельности, для адаптации обучающихся к современной жизни, а также подготовка к экзамену;
- приобретение обучающимися опыта сотрудничества, в том числе, и с преподавателями, воспитание уважительного отношения к результатам труда других людей.

Первое, с чем сталкиваются на практических занятиях обучающиеся – это использование возможностей приложений офисного пакета MS Office для освоения профессионально-важных компетенций.

Текстовый процессор MS Word. Его форматы используются в документообороте большинства гостиничных предприятий. С его помощью на практических занятиях создаются шаблоны документов строгой отчетности и электронные формы различного назначения.

Возможности табличного процессора MS Excel используются для создания бухгалтерских документов, электронных счетов, расчета прибыли гостиницы от продажи услуг и номеров, расчета стоимости туров.

Приложения для MS Power Point и MS Publisher применяются для создания рекламных продуктов для продвижения гостиничных услуг на рынке.

Приложение для управления базами данных MS Access дает возможность обучающимся ознакомиться с принципом работы автоматизированных систем управления гостиницами. В дальнейшем это сокращает время на освоение работы с программой «Гость».

Программа «Гость», позволяет производить бронирование номеров, вести учет номерного фонда, заполнять анкеты, карты гостя и другие необходимые процедуры.

Получение первичных навыков работы в программе «Гость» российских разработчиков сокращает время на овладение приемами работы в программах 1-С, «Fidelio», Эдельвейс, Отель и других, имеющихся в гостиницах.

Известно, что наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% – с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса), поэтому при проведении практических занятий я часто включаю в ход занятий просмотр фильмов.

Просмотр фильмов на практических занятиях позволяет обучающимся изучать передовой опыт не только российских отельеров, но и организацию работы в зарубежных гостиницах. Например, при изучении МДК 03.01 «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» специальности 43.02.11 Гостиничный сервис и МДК 03.01 «Организация и контроль текущей деятельности сотрудников службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда» специальности 43.02.14 Гостиничное дело обучающимся демонстрируется фильм «Госпожа горничная», который затем анализируется с точки зрения выполнения героиней должностных обязанностей.

При изучении МДК 02.01 «Организация деятельности служб приема, размещения и выписки гостей» специальности 43.02.11 и МДК 01.01 Организация и контроль текущей деятельности сотрудников службы приема и размещения специальности 43.02.14 обучающимся для анализа предлагается для просмотра фильм «Консьерж». Использование этого фильма для просмотра и анализа продиктовано тем, что эта профессия мало распространена в российских гостиницах, но изучение работы консьержа регламентируется требованиями стандарта.

Показ этих полнометражных фильмов удачно вписывается в учебный план как по длительности фильма, так и по количеству часов, отведенных на выполнение практических работ по теме. Демонстрация этих фильмов тематически выпадает на конец семестра, когда обучающиеся испытывают усталость, и их просмотр является элементом применения здоровьесберегающих технологий.

При изучении тем, связанных с оказанием тех или иных гостиничных услуг, я использую не только художественные фильмы. В моей «фильмотеке» сейчас имеется около 20 фильмов различной продолжительности – от 5 до 20 минут. После просмотра этих фильмов обучающиеся составляют технологические карты, описывающие тот или иной процесс предоставления гостиничной услуги. Но просмотр фильмов – не единственный способ использования информационных технологий при проведении занятий.

Одним из факторов оказания качественной гостиничной услуги является обязательное выполнение гостиницами и отелями требований Государственных стандартов. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и на его сайте открыт бесплатный доступ к стандартам и изменениям стандартов, однако, документы представлены в графических копиях низкого разрешения, с «водяными знаками» и защитой от копирования. Росстандарт распространяет официальные тексты стандартов на платной основе, поэтому знакомство с требованиями стандартов проходит с использованием сети интернет.

В последние два года в стране развивается внутренний туризм, а количество поездок российских граждан за границу уменьшается. Адаптируясь к сложным экономическим и геополитическим переменам, Российская законодательная база быстро меняется, УФМС России ужесточило правила въезда и изменил ряд законодательных документов, в связи с чем изменились и условия регистрации иностранных граждан в гостиницах. Необходимость соблюдения этих правил требует осведомленности об изменениях в законодательной базе. С помощью справочно-правовых систем «Консультант-плюс» и «Гарант» обучающиеся не только знакомятся с нормативно-правовой базой в области гостиничного сервиса, но и могут следить за изменениями предыдущих редакций, чтобы использовать их в дальнейшей профессиональной деятельности. Большую помощь в этом оказывает Отель-инфо на Telegram-канале.

Среди других работ, выполняемых с применением компьютерных технологий, хочу назвать тренинговые работы по выполнению бронирования железнодорожных билетов на сайте РЖД и составлению технологической карты – пошаговой инструкции – оказания этой услуги, которая может быть востребована клиентами гостиниц, и знание этой процедуры является одним из требований ФГОС по подготовке специалистов в сфере оказания гостиничных услуг.

К сожалению, не все работы, запланированные в календарно-тематическом плане и предусмотренные образовательным стандартом, можно провести, используя имеющееся в колледже программное обеспечение.

Программа информатизации и компьютеризации учебного процесса предусматривает оснащенность учебного заведения современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, но любому учебному заведению практически невозможно обновлять имеющуюся техническую базу в соответствии с быстро меняющимися возможностями современных компьютеров и обеспечивать учебный процесс последними новинками компьютерной техники. Кроме того, ведение санкций усложнило работу и многие, ранее используемые программы, остались без лицензионного обеспечения.

Отличным решением этой проблемы является внедрение в учебный процесс «облачных технологий». Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации программного обеспечения и оборудования.

Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет.

Как пример использования облачных технологий на практических занятиях я могу назвать:
- компьютерные программы (онлайн распознавание текстов);
- телекоммуникационные системы (например, электронную почту);
- изучение сайтов по онлайн бронированию, например, hotels.ru, ostrovok.ru и других
- электронные библиотеки (http://uchebnikionline.com/index-35.htm – Библиотека русских учебников по туризму).

Некоторые практические работы предполагают их самостоятельное выполнение на домашних компьютерах. Здесь я предлагаю студентам использовать не только имеющиеся на их компьютерах программы, но использовать и облачные технологии для создания текстовых документов, презентаций, сохранять их в облаке и загружать на компьютер.

В этом учебном году я включила в программу работы использование возможностей облачного сервиса PMS Cloud – облачной системы автоматизации работы гостиниц и отелей. Она дает возможность:
- выставления счетов и платежей;
- составления отчетов;
- синхронизации со всеми популярными сервисами booking.com, expedia.com, agoda.com и другими;
- документооборот адаптирован для Российской Федерации, Украины и стран СНГ;
- работы с ПК и мобильными устройствами;
- не требует покупки дополнительного оборудования.

Использование этого сервиса платное, но в любой момент можно в течение 30 дней воспользоваться бесплатной пробной версией или демо-версией продукта. Я опробовала демоверсию и пришла к выводу, что она вполне подходит для учебных целей.

В следующем учебном году мной планируется использовать возможности сервисов Yandex, Mail.ru и Google для создания и сохранения в облаке текстовых документов, форм, презентаций. Таким образом, можно будет вполне отказаться от дорогой лицензионной программы MS Office, а у обучающихся исчезнет одна из причин не выполнять задание из-за отсутствия дома соответствующего программного обеспечения.

Умение использовать информационные технологии в обучении становится одним из профессиональных качеств современного преподавателя, а применение информационно-коммуникационной технологии в преподавании специальных дисциплин является одним из современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса и фактором повышения качества знаний.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar