- 29.08.2023
- 4881 Просмотр
- Обсудить
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовский политехнический колледж"
Аннотация. В статье рассмотрена цель «перевернутого обучения» и выделены основные этапы подготовки и применения данной технологии, предложены инструменты для её осуществления. Из собственного опыта приведены примеры применения «перевернутого обучения» при изучении темы «Правописание гласных в корне слова».
Современное образование немыслимо без новых и эффективных педагогических технологий, направленных на формирование всесторонне развитой личности. В связи с этим современные тенденции образования сконцентрированы на применении новаторских форм обучения, связанных с появлением новых ролей для всех участников образовательного процесса. Самой популярной технологией, направленной на активизацию практической, поисковой, аналитической и экспериментальной работы, является технология «перевернутое обучение», разработанная Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом в 2006 году. Она появилась благодаря активному использованию в образовательной деятельности электронного обучения.
Суть технологии «перевернутое обучение» заключается в предоставлении самостоятельности студентам из-за подготовленного заранее теоретического материала (в форме видеолекций, видеообъяснений, аудиоматериалов и др.), который они изучают дома. Аудиторное время преподаватель тратит на выполнение практических работ, на коллективное обсуждение изученного материала с целью закрепления самостоятельно изученной темы. Таким образом, данная технология направлена на самообразование, на осмысленные и целенаправленные поиск, отбор и анализ информации. Кроме того, при её применении меняются роли всех участников образовательного процесса. Теперь перед преподавателем стоит иная задача: акцентировать внимание студента на основных и/или сложных моментах и активизировать его процесс практической познавательной деятельности [1, С. 58].
М.Н. Корнев выделяет следующие предпосылки для применения «перевернутого обучения»:
• пассивность учеников;
• роль учителя (педагог является основным источником знаний для обучающихся);
• развитие современных технологий (в том числе ИТ);
• “неэффективная зубрежка” (“конфликт” между теоретическими и практическими знаниями);
• навыки 21 века (творческий подход, новаторство, информационная грамотность и др.);
• “противостояние” классной и домашней работы [3].
Но причина для «переворота класса» может быть любая, например, желание попробовать новые педагогические технологии или решение комплекса проблем (повышение мотивации, учебно-познавательной активности студентов и др.). Однако, важно понимать, что технология «перевернутое обучение» не осуществляется только в показе видеолекции, для её применения нужно организовать комплекс мер для эффективного результата.
Во-первых, педагог должен провести тщательный подбор или даже самостоятельное создание видеоуроков, презентаций и других материалов, а также выбрать наиболее удобный электронный сервис для поддержки контакта со студентами. Во-вторых, преподаватель должен создать новую организацию «перевернутого» образовательного процесса: подготовить оригинальные формы работы и задания в аудитории, исключив чтение и конспектирование лекций. В-третьих, необходимо придумать другие (отличительные от стандартных) способы оценивания обучающихся (возможно, даже совместно со студентами).
Можно назвать следующие инструменты для «перевернутого обучения»:
Подкаст – это звуковой файл (аудиолекция), который рассылается его создателем (педагогом) по подписке через Интернет. Студент может скачать подкаст на свое устройство (стационарное или мобильное) или слушать лекции в режиме онлайн.
Водкаст, или видео по запросу – подкаст, который включает в себя видеофайлы.
Преводкастинг – способ создания водкаста с лекцией преподавателя, благодаря чему студенты получают представление о теме до практического занятия в аудитории [2, С. 202].
В процессе преподавания русского языка можно использовать ресурсы различных образовательных платформ: «Российская электронная школа», «Учи.ру», «ЯКласс», а также систему электронного обучения Moodle.
Технология «перевернутое обучение» была использована при изучении темы «Правописание гласных в корне слова». В качестве домашнего задания студентам был предоставлен видеоролик, который специально смонтирован благодаря сервису Edpuzzle.com. С помощью него в видео добавляются вопросы с вариантами ответов по прослушанной информации, однако, только правильно ответив на вопрос, обучающиеся смогут продолжить просмотр. В последующем работа на занятии проводится в групповой форме, обучающиеся делятся на три группы и получают следующие задания: составление кластера «Правописание гласных в корне слова» (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) в сервисе mindomo.com и составление вопросов для моментального опроса на сайте plickers.com. После выполнения заданий каждая группа по очереди презентует свой кластер и организует моментальный опрос. Итогом данного занятия будет закрепление темы благодаря прохождению итогового теста, который был подготовлен педагогом заранее с помощью сервиса learningapps.org. Чтобы воспользоваться предложенными сервисами, студенты должны зарегистрироваться на них до начала урока.
Возможно применение технологии «перевернутое обучение» при изучении темы «Правописание Н и НН в прилагательных от глагола, причастиях и наречиях». На домашнее задание выдается ссылка на Яндекс-диск с таблицей «Н и НН в прилагательных от глагола, причастиях и наречиях» с заданием: переписать и изучить таблицу, выделить, что нового обучающиеся узнали о правописании Н и НН по сравнению с правилом 7-го класса, найти приёмы запоминания для слов-исключений. В аудиторное время проверка усвоения правил проходит в форме игры “3-ий лишний”, затем обучающиеся предлагают и обсуждают найденные приёмы запоминания. Для закрепления темы выполняются практические задания «Заполните пропуски», подготовленные преподавателем на сервисе learningapps.org. По результатам выполненной работы педагогом выставляются отметки. Для подведения итогов темы используется приём «Кубик Блума» с гранями: “назови” (назови исключения -Н- в полных причастиях и отглагольных прилагательных), “почему” (почему в словах воспитанный, влюбленный пишется НН?), “объясни” (объясни правописание слов с изученными орфограммами), “предложи” (предложи, в каких ситуациях использовать полученные на занятии знания), “придумай” (придумай сказку, отражающую сущность изученного правила), “поделись” (поделись новыми знаниями, которые ты получил на занятии).
Есть два варианта использования данного приёма:
1. вопросы формулирует сам педагог (используется на начальной стадии, чтобы показать студентам способы работы с кубиком);
2. вопросы формулируют сами студенты (требует подготовки от обучающихся).
Таким образом, технология «перевернутое обучение» помогает мотивировать обучающегося на практическую, поисковую, аналитическую и экспериментальную работу, поскольку у каждого студента появляется возможность проявить инициативу, активность и самостоятельность. Кроме того, она направлена на социализацию, на формирование навыков коллективной, командной работы, на сознательное обучение во внеурочное время.
Список литературы:
1. Батурина Е.С. Технология «перевернутое обучение» в процессе преподавания русского языка и литературы в ОО СПО // Система среднего профессионального образования: опыт, проблемы, тенденции развития [Текст] : материалы VI Республиканского профессионального педагогического Форума работников среднего профессионального образования (Донецк, 15–29 сентября 2021 г.). – Т. 2, ч. 1: Пути совершенствования качества подготовки конкурентоспособного специалиста в современной ОО СПО / под общ. ред. Д.В. Алфимова. – Донецк : ГО ДПО ИРПО, 2021. – C. 57-61.
2. Гуркова, М. В. Технология «Перевернутый урок» как средство повышения методологической культуры учащихся [Текст] / М. В. Гуркова // Повышение качества образования в условиях поликультурного социума: сборник статей. Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. - С. 201- 204.
3. Корнев М.Н. Перевернутое обучение - путь интенсификации современного урока // Педагогическая наука и практика. 2016. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perevernutoe-obuchenie-put-intensifikatsii-sovremennogo-uroka.
4. Мищенко, А. И. Педагогический процесс как целостное явление [Текст] / А. И. Мищенко. – Москва : Академия, 2013. – 2
Изображение от Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.