Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2023 » Сентябрь » 23

Паллиативная медицинская помощь. Современные практические аспекты обучения в условиях медицинского колледжа

Шубникова Любовь Петровна, преподаватель
ГБПОУ ДЗМ Медицинский колледж №5 г. Москва

Паллиативная помощь представляет собой систему организации медицинской помощи и общего ухода за умирающими больными, включающую поддержание физических, психологических, социальных и духовных потребностей пациентов, а также психологическую помощь их семьям в течение болезни и в период утраты (Гнездилов А.В.,1986; Миллионщикова В.В., 2003; Хетагурова А.К., 2004 и др.).

В паллиативной помощи нуждаются различные категории больных: онкологические, пациенты с прогрессирующими хроническими заболеваниями, перенесшие инсульты и инфаркты, пациенты с СПИДа и некоторых форм туберкулеза, пожилые люди и др.
Несмотря на проводимые в последнее время Министерством здравоохранения РФ мероприятия по совершенствованию первичной и специализированной медицинской помощи в масштабах страны по-прежнему остаются недостаточно решенными проблемы организации паллиативной помощи инкурабельным больным как в многопрофильных стационарах, так и в амбулаторно-поликлинических условиях. (2,3)

В ходе проведенного благотворительными фондами «Вера» и «Подари жизнь» анкетирования пациентов и членов их семей выяснилось, что медицинский контроль основного заболевания (боль, тягостность симптома и активные медицинские вмешательства) люди ставят на последние места, отдавая приоритет проблемам психологическим, практическим и медико-социальным. (2). Поэтому важным направлением выделяется подготовка и обучение медицинских работников, оказывающих паллиативную помощь, в том числе, сестринского персонала для оказания сестринского ухода за инкурабельным больным.

Подготовка специалистов паллиативной помощи стала одной из основных тем заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере 30 марта 2015 года. Министерство здравоохранения совместно с Министерством образования и науки рекомендует обучение среднего и высшего медицинского персонала по программе повышения квалификации в данной области.

Анализ зарубежного опыта показывает, что в США уже более десяти лет существует проект ELNEC (End-of-Life Nursing Education Consortium), в рамках которого готовят медсестер паллиативной помощи во всем мире. К настоящему времени курсы подготовки прошли около шестидесяти тысяч медсестер. По мнению эксперта Кармы Эриксон-Харт, высококвалифицированной сертифицированной медсестры хосписа и паллиативного лечения (ACHPN), главными качествами паллиативной медсестры должны быть эмпатия, сочувствие, милосердие и профессионализм. (1,3)

Таким образом, в условиях растущей потребности в паллиативной медицине, вероятно, потребуется реорганизация существующей системы подготовки среднего медицинского персонала, включение в учебную программу учреждений СПО курса паллиативной медицинской помощи (ПМП).

В одних медицинских колледжах учебная дисциплина «Паллиативная медицинская помощь» относится к вариативной части основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) дисциплин по выбору. В других – является разделом профессионального модуля (ПМ) ПМ 02, «Вопросы паллиативной помощи в деятельности специалиста сестринского дела». Варьируется и учебная нагрузка от обязательной аудиторной нагрузка 24 часа; самостоятельной работы студентов 42 часа, до 48 часов и 24 часов соответственно. Основные вопросы паллиативной помощи «разбросаны» по различным дисциплинам и приходятся на разные годы обучения.

В содержании программ недостаточно полно отражены вопросы психологических проблем, возникающие в процессе умирания, как у тяжелобольного, так и родственников, особенности питания, в т. ч. искусственного, парэнтерального и стомированных пациентов. Не рассматривается проблема качества жизни паллиативных пациентов, в то время как, качество жизни является единственной целью лечения пациентов в инкурабельной стадии заболевания.

Как прикладная и социально значимая дисциплина ПМП ориентирована на гуманизацию медицины, формирование профессиональной идеологии, основанной на личностном подходе к пациенту (пациентоориентированный подход) в процессе реализации лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных программ.

Целью изучения дисциплины является получение студентами знаний о паллиативной медицинской помощи как комплексе медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимых пациентов.

Указанная цель осуществляется через решение следующих задач:
- Рассмотрение концепции и принципов паллиативной медицинской помощи.
- Раскрытие принципов лечения хронической боли и мониторинга его эффективности и безопасности.
- Описание особенностей коммуникаций с клиентами, родственниками и ближайшим окружением.
- Рассмотрение методологии паллиативной медицинской помощи больным с онкологическими и неонкологическими прогрессирующими хроническими заболеваниями (ВИЧ/СПИД, ИБС, ХОБЛ, и др.).
- Анализ этических и правовых проблем отношения к неизлечимым больным.
- Ознакомление с практикой работы отделений паллиативной медицинской помощи и хосписов.

Анализ имеющихся тематик/программ помог осознать необходимость включения ключевых вопросов паллиативной помощи, практической работы медсестры в единый курс/модуль.

Идея внедрения курса/модуля паллиативной помощи в последний год обучения основывалась на том, что студент на конечном этапе формируется, как медицинский специалист, и должен не только обобщать знания, но и уметь их применять в практике, в частности по паллиативной помощи.

Кроме того, при выборе тем в программе подготовки по паллиативной помощи учитывались требования профстандарта «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты №475 от 31.07.2020г.

Важными разделами при изучении дисциплины являются:
- концепция и этические принципы паллиативной медицины
- хронический болевой синдром
- коммуникация с пациентами, родственниками и ближайшим окружением
- контроль за тягостными симптомами при различных заболеваниях
- особенности ПМП при различных заболеваниях (ВИЧ/СПИД, туберкулез, онкологические заболевания), особенности ПМП детям и пожилым пациентам
- респираторная поддержка паллиативных пациентов
- сестринская помощь терминальным больным

«Сквозными» темами в указанных разделах присутствуют вопросы медицинской деонтологии, формирование философского отношения к смерти, учение о хронической боли, принципы ухода при пролежнях, позиционирование и перемещение тяжелобольных, сестринский уход за терминальным пациентом.

Такой комплексный пациентоориентированный подход при составлении учебных программ повысит качество оказания паллиативной помощи неизлечимому больному и его родственникам и удовлетворит потребность общества.
Таким образом, при изучении теоретического материала в медицинском колледже учитываются внутрипредметные и межпредметные связи, которые формируют знания, умения и компетенции обучающихся, позволяют объединить знания психологии, философии, этики, деонтологии сестринского дела в единое понимание естественнонаучных знаний и способствовать более осознанному и успешному освоению общепрофессиональных и специальных дисциплин по профилю обучения, гуманизации медицины, формированию профессиональной идеологии, основанной на личностном подходе к пациенту.

В заключение следует отметить, что изложенный в рамках настоящей статьи материал не претендует на всю полноту охвата рассматриваемой актуальной проблемы.

Безусловно, аксиоматично, что паллиативная медицинская помощь включает в себя медицинский, социальный и духовно¬-психологический аспекты. Именно в паллиативной медицине наиболее полно раскрывается содержание сестринской профессии. Чем тяжелее состояние инкурабельного пациента, тем важнее для него и его близких профессионально компетентный сестринский уход, направленный на максимально возможное обеспечение его качества жизни.

В целях оптимизации практико- ориентированного учебного процесса становится перспективно очевидным сотрудничество медицинского колледжа и специалистов паллиативной службы медицинских и религиозных организаций города Москвы.
Для единого подхода к образовательному процессу, высокого качества подготовки специалистов по паллиативной медицинской помощи целесообразно также разработать примерную образовательную программу ФГОС с учетом выше изложенных принципов.

Литература
1. Основы паллиативной помощи / пер. с англ. Т.Б. Бабанова; ред. перевода канд. мед. наук Н.Н. Савва, д-р мед. наук Э.В. Кумирова. М. : Издательство «Проспект», 2022 —292 с
2. В.В. Миллионщикова, П.Н. Лопанов, С.А. Полишкис Хосписы/Сборник материалов. Москва, 2002.
3. Хетагурова А.К., Эккерт Н.В. Проблемы качества жизни онкологических больных // «Проблемы городского здравоохранения». Выпуск 10: Сборник научных трудов / Под ред. Засл. деят. науки РФ, проф. Н.И.Вишнякова – М., 2005. – С. 204 - 206.

Изображение от DCStudio на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar