Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Октябрь » 17

Особенности преподавания истории в группах СПО

Середенко Анна Александровна, преподаватель истории
ОАПОУ "ДАТК"

Среднее профессиональное образование в нашей стране обладает долгой историей в подготовке специалистов среднего звена. Однако, с появлением нового столетия и происходящими политическими и экономическими изменениями, СПО стало испытывать трудности. В настоящее время ситуация начинает меняться, хоть и не так быстро, как было бы желательно. Власть и общество начинают осознавать, что для построения инновационно стабильной экономики важным фактором является повышение производительности труда и улучшение качества рабочей силы. Однако в современной России эти показатели значительно уступают развитым странам.

В последнее время произошли изменения в содержании образования, изменились и методические ориентиры в процессе обучения. В рамках системы СПО произошли кардинальные изменения в содержании среднего общего образования. Сегодня выполнение требований нового Федерального государственного образовательного стандарта является одной из центральных задач образования. Теоретической основой этого стандарта стали компетентностный и деятельностный подходы. На практике, деятельностный подход выделяется из-за противопоставления традиционным методам и результатам обучения. Он предполагает изменение организации процесса обучения: от усвоения предметной информации студентами к их самостоятельному поиску, приоритет формирования учебной деятельности перед накоплением знаний и умений.

Основная цель данной дисциплины состоит в том, чтобы дать обучающимся всеобъемлющее представление о России в ее уникальности, а также о ее месте в мировой и европейской цивилизации. Основной акцент делается на изучение истории России и на понимание основных закономерностей и особенностей всемирно-исторического процесса. Кроме того, курс включает в себя введение в исторические проблемы, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов, а также развитие навыков по получению, анализу и обобщению исторической информации. Важной составляющей также является воспитание патриотических чувств и любви к Родине.

Курс дисциплины обязателен для изучения, так как он способствует формированию ряда общекультурных компетенций, которыми должны обладать все студенты. Так как содержание и время, отводимое для изучения данной дисциплины, были изменены, современным преподавателем ставится задача пересмотра системы изучения истории в сфере среднего профессионального образования.

Цель данной дисциплины состоит в том, чтобы предоставить студентам всестороннее представление о России в ее уникальности и ее месте в глобальной и европейской цивилизации. Основное внимание уделяется изучению истории России, а также пониманию основных закономерностей и особенностей всемирно-исторического процесса. Кроме того, в рамках данного курса студенты знакомятся с историческими проблемами, связанными с их будущей профессиональной деятельностью, и развивают навыки получения, анализа и обобщения исторической информации. Важной составляющей является также формирование патриотических чувств и любви к России.

Данный курс является обязательным для изучения, так как он способствует развитию широкого круга общекультурных компетенций, необходимых всем студентам. В связи с изменениями в содержании и времени, отводимом на изучение данной дисциплины, современному преподавателю предстоит пересмотреть систему изучения истории в сфере среднего профессионального образования.

Основная цель заключается в расширении и углублении знаний студентов, приобретенных ими на учебных лекциях и в процессе самостоятельной работы с учебниками, пособиями, научной литературой, материалами периодических изданий и информационных ресурсов. В рамках практических занятий предусмотрены два этапа. Первый этап включает занятия, посвященные анализу текстов, предложенных для самостоятельного чтения. Это могут быть фрагменты из монографий, научных статей и исторических источников, включая законодательные акты, эпистолярные материалы и другие.

Использование инновационных технологий на занятиях по истории включает установление и развитие диалогического взаимодействия, способствующего взаимопониманию, сотрудничеству и общему решению важных задач для каждого участника. В процессе диалогического обучения студенты развивают критическое мышление и умение решать сложные вопросы. Эти методики достигают наилучших результатов, когда обсуждаемая тема отражает предварительные представления студентов, полученные ими ранее на занятиях или во внеклассных мероприятиях.

Кроме того, темы, обсуждаемые в ходе дискуссии не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от простейших вопросов к широкой постановке проблемы.

Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения, когда знания не сообщаются в готовом виде, а перед обучаемыми ставятся различные проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения. При его использовании урок проводится в виде диалога, преподавание имитирует исследовательский процесс. В процессе работы выдвигаются ключевые вопросы по теме урока, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала. Эта методика позволяет заинтересовать студентов, вовлечь их в процесс обучения. К примеру, перед началом изучения определенной темы перед студентами ставится проблемный вопрос или дается проблемное задание. Преподаватель, стимулируя разрешение проблемы, снимает противоречия между ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Технология проблемного обучения на занятиях по истории является весьма востребованной, поскольку многие вопросы исторической науки до сих пор рассматриваются неоднозначно, являются дискуссионными, например проблема завершенности или незавершенности холодной войны, распада СССР и так далее. Эффективность метода заключается в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами, в результате чего преподаватель добивается от аудитории самостоятельного решения поставленной проблемы. Сама организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки преподавателя. Поэтому на начальном этапе использования этого метода рекомендуется внедрять его как дополнение в структуру ранее разработанных уроков и семинаров.

Другим эффективным подходом можно считать применение метода кейс-стади или метода учебных конкретных ситуаций. Кейс-метод - это метод активного обучения, использующий реальные ситуации, чтобы развивать интеллектуальный и коммуникативный потенциал студентов и преподавателей. Он основан на обсуждении деловых ситуаций или задач. Этот метод включает несколько этапов: знакомство с проблемой, коллективное обсуждение и выражение своей позиции по вопросу. Важно отметить, что нет единственно правильного решения. Кейс-метод требует самостоятельной работы и подготовки студентов, но позволяет разработать алгоритм принятия решения, развить исследовательские навыки, применить теоретические знания на практике и ускорить опыт в области истории. Анализ ситуаций способствует профессиональному росту студентов, увеличивает их интерес и мотивацию к учебе, развивает навыки анализа, оценки альтернатив и принятия практических решений, например, извлечения уроков из исторических событий и применения их в осознанных действиях.

В современной педагогике преподавание истории значительно обогащено применением проектной деятельности. Этот подход способствует развитию самостоятельности и находит гармоничное взаимодействие с групповым обучением. Метод проектов предусматривает решение сложных проблем, которое включает в себя использование различных методов и средств обучения, а также интегрирование знаний и навыков из различных областей науки. Этот метод исследовательский по своей природе: студенты проходят все этапы научного исследования, начиная с идентификации проблемы и ее первичного анализа, заканчивая поиском путей для ее решения.

В процессе исследовательской работы студенты стараются решить проблему, выдвигают гипотезы, задают вопросы, делают выводы, доказывают и защищают свои идеи. Метод проектов нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми обучаемый может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная работа является формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. В свою очередь, проектирование учит строгости и четкости в работе, умению оценивать ситуацию и принимать решения, структурировать информацию. Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, умение работать с различными источниками информации, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный вид деятельности позволяет добиться не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Применение данных методов активации учебного процесса способствует эффективной организации обучения таким образом, что практически все студенты из учебной группы оказываются вовлеченными в процесс усвоения знаний. В ходе коллективных мероприятий по обучению, каждый студент вносит свой собственный особый вклад, взаимно обмениваясь знаниями, идеями и способами деятельности. Это происходит благодаря взаимоподдержке, что не только обогащает учеников новыми знаниями, но и способствует развитию их познавательной активности, приводя их к более высоким коллективным формам сотрудничества. Таким образом, инновационные методы обучения базируются на активных подходах, которые помогают развивать творческое и инновационное мышление в понимании профессиональной деятельности, а также развивают навыки самостоятельного мышления и принятия оптимальных решений.
Использование инновационных методов в профессиональном обучении является неотъемлемым условием для подготовки высококвалифицированных рабочих. Разнообразие активных методов обучения способствует проявлению интереса у студентов к учебно-познавательной деятельности, создавая мотивационную и творческую атмосферу обучения и одновременно решая комплекс задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием.

Жизнь человека давным-давно отличалась от современности. В прошлом, века назад, люди создавали предметы, окружавшие их на протяжении всей жизни. И знания передавались практическим путем - через примеры и пособия. Но с течением времени возникли новые проблемы, связанные с развитием и обучением человека. С появлением информационного пространства, центр внимания сместился с вопроса: "Что я знаю?" на вопрос: "Как я могу узнать?". Из-за этого образовательный процесс сегодня ставит акцент на осознанное овладение универсальными учебными навыками, что является ключевым для участников этого процесса.
Список используемой литературы

1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», №8, 2010, с. 16 – 21
2. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах [Текст] / В.И. Волынкин.- Ростов–на–Дону: «Феникс», 2007.– 282 с.
3. Инновации в науке: материалы XIV Междунар. заочной науч.-практ.конф., 19 ноября 2012 г., Новосибирск / отв. ред. Я. А. Полонский. —Новосибирск : Изд. «СибАК», 2012. — 154 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад.; редкол.: М.М. Безруких [и др.] - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.
5. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: «ACADEMA», 2008. – 571 с. Используемая литература.

Изображение от Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar