- 21.10.2023
- 4448 Просмотров
- Обсудить
педагог-психолог,
ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум»,
г. Екатеринбург, Россия
Проблемы социализации относятся к числу наиболее актуальных и изучаемых. Особое внимание к ним обращается во время смены социальных основ, строя общества, что относится не только к нашей стране и ее переходу к новой социокультурной и общественно-политической системе, но и к развитым странам Запада и Востока, где вопросы трансляции общественно-исторического опыта от поколения к поколению, соотношение процессов социализации и институтов, воздействующих прямо или косвенно на нее, являются приоритетными в ряде общественных дисциплин [1, 2, 3, 4].
Социализация личности человека осуществляется посредством такого взаимодействия со средой, в ходе которого он овладевает социальным опытом, в результате чего происходит вхождение человека в социум, его адаптация к культурным, политическим, экономическим и многим другим условиям общественной жизни.
Основными факторами, определяющими характер процесса социализации, являются:
1) воспитание в широком смысле слова как целенаправленное воздействие общества на личность подрастающего человека;
2) социальная среда, в которой находится, развивается, воспитывается и формируется личность человека;
3) активность и самостоятельность личности в усвоении и осмыслении социального опыта;
4) умение человека сравнивать и критически оценивать многообразные мнения и позиции;
5) активное участие индивида в практической, конструктивной, преобразовательной деятельности [6, с. 70].
Целенаправленная социализация предполагает применение определенных социальных технологий на макро-, мезо- и микроуровне.
Макротехнологии направлены на разработку и реализацию социальных программ государственного масштаба: социальная политика по отношению к подрастающему поколению, социальные проекты (например, «Год молодежи», «Год семьи» и т.д.), социальные проекты в различных сферах (система образования, средства массовой информации и коммуникации и др.), организация учреждений по социальной защите населения федерального и регионального уровня.
Мезотехнологии включают в себя технологии диагностики и профилактики, технологии страхования, патронажа и др., применяемые как в масштабах общества в целом (например, оценка уровня алкоголизации населения, разработка и реализации федеральной программы профилактики преступности и т.п.), так и в малых группах, и по отношению к отдельному человеку.
На микроуровне социальные технологии представляют собой работу с отдельной личностью и ее ближайшим окружением (семья, друзья, одноклассники или однокурсники). В данной ситуации специалист, работающий с молодежью, в своей профессиональной деятельности отталкивается от личностных особенностей и проблем конкретного человека и дает ему возможность к формированию новой линии развития личности, способствующей адекватной социализации и достижению успехов.
Работа по социализации человека на микроуровне должна соответствовать следующим требованиям:
‒ подходы к социализации личности должны быть индивидуальны, т.к. они реализуются на уровне межличностных отношений, но в основе должна лежать целостная концепция личности;
‒ в ходе социализации наиболее эффективными являются технологии, направленные на самореализацию личности, использование ее сильных сторон, задатков и способностей;
‒ современное применение социальных технологий микроуровня предполагает построение гуманистических субъект-субъектных взаимоотношения;
‒ социальные технологии воздействия на человека должны сочетать в себе как традиционные, так и инновационные методы, и подходы;
‒ для эффективного результата социальные технологии на данном уровне предполагают непосредственное взаимодействие с федеральным, региональным, территориальным, муниципальным уровнями [5].
В образовательном процессе необходимо обеспечить возможность перехода обучающихся на различные образовательные уровни в зависимости от различных образовательных потребностей и возможностей. Необходимость создания условий для мобильности обусловлена индивидуально-личностными, социально-экономическими и демографическими факторами.
Достижение результативности профессиональной социализации возможно только при сохранении фундаментальности профессиональной подготовки, на основе которой значительно легче происходит овладение и закрепление любой специализации. Подготовку специалистов энергетической отрасли целесообразно строить с учетом следующих параметров:
‒ потребность в специалисте;
‒ направление на обучение (социальный заказ);
‒ трудоустройство выпускника на планируемое место (должность).
Социальный заказ позволит, с одной стороны, учитывать потребность в специалистах определенного профиля и вести подготовку с учетом требований и специфики деятельности организации, сделавшей заказ на специалиста, с другой стороны придаст будущему выпускнику уверенность в завтрашнем дне и своей профессиональной востребованности.
Анализ проводимых мероприятий показал отсутствие во внеучебной и воспитательной работе конкурсов по специальности. Все мероприятия и программы, проводимые со студентами, носят общестуденческий характер («Адаптация студентов первого курса», «Студент года», «Мистер ЕЭТ, Мисс ЕЭТ», «Волонтер» и др.).
Поэтому нам представляется необходимым внедрить в программу мероприятий «Лучший по профессии ЕЭТ». Об этом заявляли и сами студенты в проводимом опросе (73 % ответов). Также студенты указывали на необходимость проведения мероприятий по формированию профессиональной этики будущего специалиста и правовому просвещению (соответственно 64 % и 57 % опрошенных). Остальные пожелания студентов имели лишь косвенное отношение к будущей профессии – проведение мероприятий, посвященных воспитанию у студентов культуры общения (55 % опрошенных); экономическому и политическому просвещению (42 %); воспитанию духовности, нравственных общечеловеческих норм (31 % опрошенных).
Таким образом, важным моментом в результативности профессиональной социализации юношей, девушек как будущих специалистов должны стать меры по созданию и укреплению профессионального сообщества, повышению уровня профессиональной культуры, созданию позитивных традиций и моделей поведения.
В эмпирической части нашего исследования мы на примере студентов, получающих среднее профессиональное образование по специальности «Электрические станции, сети и системы» на основе анализа данных социологического опроса выяснили особенности профессиональной социализации данной социальной группы.
В итоге мы разработали рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной социализации в рамках нашего образовательного учреждения.
Список использованных источников
1. Возьмитель А.А. Образ жизни в советской и постсоветской России [Электр. ресурс] / А.А. Возьмитель, Г.И. Осадчая. Режим доступа https://www.civisbook.ru/files/File/Vozmitel.pdf.
2. Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России. (Теории, наблюдения, биографические интервью. Советы студентам) /Под ред. В.А. Ядова. ‒ М.: ТАУС. 2009. – 352 с.
3. Горшков М.К. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги // Гуманитарий Юга России. ‒ 2012. ‒ № 4. ‒ С. 11-36.
4. Зубок Ю.А. Становление и развитие отечественной социологии молодежи / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // СОЦИС. ‒ 2008. ‒ № 7. – С. 108-117
5. Клименко В.А Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель [Электр. ресурс] / В.А. Клименко. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-sotsializatsiya-studentov-strukturno-funktsionalnaya-model.
6. Социология молодежи: учебник [Электр. ресурс] / под ред. проф. В. Т. Лисовского. ‒ Режим доступа: http://finances.social/sotsiologiya_718/ sotsiologiya-molodeji-uchebnik-pod-red-prof.html.
Фото: ru.freepik.com
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.