- 20.12.2023
- 4491 Просмотр
- Обсудить
ОГБПОУ «Костромской автотранспортный колледж»
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие.
В работе с подростками, для которых характерен особый тип поведения и мышления, чаще используется косвенное взаимодействие, при котором педагог успешно решает поставленные задачи обучения и воспитания.
Современный педагог, организовывая посредством своей деятельности общение с коллективом учащихся, должен обладать высоким уровнем развития коммуникативных умений. Организация продуктивного общения на высоком уровне является одной из сложнейших задач, стоящих перед педагогом. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы получить максимально высокие результаты в процессе обучения и воспитания на протяжении всего периода обучения. Важную роль во взаимодействии педагога и коллектива учащихся играет стиль руководства, который изберет для себя педагог.
Стиль руководства – по определению Н.В.Ревенко - это интегративная характеристика деятельности руководителя, в которой отражаются его личностные качества, взаимоотношения с подчиненными и особенности деятельности. [info@sbiblio.com, 10.01.2020, 21:42].
Учитель – это руководитель, по-разному осуществляющий свое взаимодействие. Рассмотрим определение «стиль руководства», которое подразумевает под собой привычную манеру поведения руководителей по отношению к своим подопечным с целью повлиять на них или побудить к действию, выполнению заданий. [1; с.135].
Под стилем руководства мы будем понимать совокупность применяемых классным руководителем методов воздействия на группу студентов, а также форму исполнения этих методов. Немецким психологом Куртом Левиным разработаны довольно четкие три портрета различных стилей руководства, в основе которых - взаимодействие педагога с учащимися. Это такие стили, как: авторитарный (императивный), демократический (сотрудничающий), либеральный (попустительский, нейтральный).
Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними - предпочитаемые методы управления. Группа так называемых командных методов соответствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психологические методы больше отвечают демократическому стилю, нейтральный же (или попустительский) характеризуется вообще бессистемностью в выборе методов управления. [3; с. 2].
В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание. [2;с. 112].
Необходимо, чтобы вся деятельность классного руководителя была продумана и отвечала особенностям учреждения, в котором она проводится. Каждое образовательное учреждение имеет свою специфику, в соответствии с которой должна строиться деятельность классного руководителя и педагогов. Также необходимо, чтобы деятельность классного руководителя была ориентирована на потребности и особенности детей, с которыми он работает. Важно учитывать особенности их развития, их потенциальные возможности и ограничения. Важным элементом в работе классного руководителя является направление в работе по созданию благоприятной социально-психологической атмосферы для развития личности студента-подростка в группе. Развитие группы, социально-психологическая атмосфера, сплоченность, учебные показатели во много зависят от работы классного руководителя, от участия в мероприятиях учебного учреждения.
Роль руководителя в создании оптимального социально-психологического климата является решающей.
Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации социально-психологического климата.
Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному социально-психологическому климату, как например, в спорте или в армии.
Либеральный стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного социально-психологического климата. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах. [4; с. 67].
Даже если классный руководитель использует авторитарный стиль руководства, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы группы, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с группой студентов.
Проведенное нами исследование по изучению социально-психологических феноменов в студенческой группе на базе ОГБПОУ «Костромской автотранспортный колледж», где обучаются группы, получающие технические специальности и состоящие из студентов-юношей, показало следующие результаты, которые говорят о том, что наиболее благоприятный социально-психологический климат в группе, стиль классного руководителя которой – демократический. Группа, в которой, стиль руководства педагога авторитарный показала результаты несколько ниже, чем группа с демократическим стилем классного руководителя. Также можно сделать вывод о том, что либеральный стиль руководства не подходит для студентов-первокурсников ОГБПОУ «Костромской автотранспортный колледж», поскольку группа показала самые низкие результаты диагностики.
Стиль руководства классного руководителя существенно влияет на социально-психологический климат, эмоциональную атмосферу и групповую сплоченность группы студентов первого курса. От выбора педагогом стиля руководства студенческой группой зависит процесс общения и взаимодействия, а также уровень сплоченности группы на всех стадиях развития. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологическим климатом в студенческом коллективе требует специальных знаний и умений от педагога. Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. Многое зависит от его стиля руководства. Оптимальный уровень межличностных отношений подростков возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля руководства и стиля педагогического общения классного руководителя с группой.
Список литературы
1. Журавлев А.Л. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. -М.: Наука, 1979. -246 с.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - / В.А. Кан-Калик. - М., 1987. -243 с.
3. . Лобанова ТН., Михайлов Я.В. Основы менеджмента. – М.: 1995. – 15 с.
4. Машков В.Н. Психология управления / В.Н Машков. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 254с.
5. Internet: info@sbiblio.com
Изображение от Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.