- 26.12.2023
- 3970 Просмотров
- Обсудить
Семерджиева Елена Владимировна
ОГАПОУ «Старооскольский индустриально-технологический техникум»
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме формирования системы наставничества по различным направлениям. Роль наставника в подготовке студентов, участвующих в профессиональных конкурсах очень важна. Ведь именно наставник должен стать помощником в организации учебной деятельности при подготовке к чемпионату и создателем благоприятного климата с применением различных форм воспитательной работы.
Внеклассные мероприятия активизируют познавательную деятельность обучающихся, систематизируют знания, доказывают практическую значимость будущей специальности, знание законов и закономерностей в жизни человека, воспитывают самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяют кругозор.
Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения. Современный техникум – это передовая площадка, отражающая вызовы времени. Эта идея находят свое место в национальных проектах, стратегии развития профессионального образования.
Стратегия развития среднего профессионального образования (СПО) до 2030 года включает в себя пять приоритетных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка техникумов, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований.
Благодаря якорному предприятию ОГАПОУ «Старооскольский индустриально-технологический техникум» (ОГАПОУ «СИТТ») АО «Стойленский ГОК», лаборатории и мастерские оснащены современным оборудованием и расходными материалами.
Подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий реального сектора экономики невозможна без педагогов высокой квалификации. Здесь ведущая роль отводится наставнику.
Роль наставника в подготовке студентов, участвующих в профессиональных конкурсах очень важна. Ведь именно наставник должен стать помощником в организации учебной деятельности при подготовке к чемпионату и создателем благоприятного климата с применением различных форм воспитательной работы (организация научно-исследовательской деятельности во внеучебное время; создание оптимальной социально-психологической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; информационное обеспечение студентов).
В ОГАПОУ «СИТТ» с 2018 года проводится чемпионат по профессиональному мастерству.
Также шла подготовка и других участников чемпионатного движения, которые добились определенных результатов. В 2021 – 2022 г. Обучающаяся Травникова Глория наравне с Красновой Ульяной заняла 1 место, в 2022 – 2023 г. Чуприна Анастасия – 2 место, Барсукова Полина – 3 место.
Для участия в чемпионате по профессиональному мастерству проводится среди желающих внутренний отбор обучающихся. Каждый обучающийся показывает хорошие знания по всем дисциплинам, имеет навыки работы в химической лаборатории. Однако, отбираются участники со 2 и 3 курсов вначале учебного года, но второкурсники еще не имеют опыта работы. К таким обучающимся прикрепляют студента, который ранее участвовал в чемпионате. Так появляется система наставничества студент-студент.
Модель наставничества педагог – студент выстроена на методах подготовки студента, участвующего в профессиональных конкурсах. Подготовка дает возможность не только в освоении выполняемых работ по компетенции, но и возможность передачи опыта и навыков младшему поколению студентов. Здесь ребята учатся работать в коллективе и быть наставниками, дает возможность поверить в свои силы, почувствовать себя настоящим профессионалом своего дела.
Безусловно, для успешного воспитательного и учебного процесса необходимо понимать и принимать, что ошибки в деятельности неминуемы, но наставник должен минимизировать риски их возникновения на всех этапах своей деятельности. Форма Педагог – студент предполагает взаимодействие педагогов и студентов СПО, педагог оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории. Также такая система работы позволяет каждому преподавателю совершенствовать свое педагогическое мастерство. Обучаешь других – развиваешься сам.
Литература:
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника"
Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Чигрина С.Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.Г. Чигрина; Научно-исследовательскии̮ центр социализации и персонализации образования детеи̮ ФИРО РАНХиГС. – [Электронное издание] – М.: Перспектива, 2020. –108 с. – Электрон. данн. – Ссылка доступа: https://itdperspectiva.page.link/recschool
Теги
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.