- 27.12.2023
- 3435 Просмотров
- Обсудить
СПБ ГБПОУ «Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта»
Аннотация:
Для успешного усвоения материала в колледже мы используем дифференцированный подход, тем самым создавая разнообразные условия обучения для разных уровней учащихся, а иногда и целых классов, с целью улучшения усвоения материала и учета особенностей контингента. Для занятий разрабатывается комплекс методических, психолого-педагогических заданий.
Одним из важных средств профилактики и преодоления академической неуспеваемости является многоуровневое образование, которое в последние годы получило достаточно широкое распространение в российской педагогической практике.
Такое обучение стимулирует развитие познавательных интересов и помогает учащимся преодолевать трудности и более успешно учиться. Это открывает широкие возможности для самореализации, самопознания и саморазвития.
Для того чтобы правильно понять причины неуспеваемости учащихся, необходимо выявить причины неуспеваемости всех учащихся, необходимо выявить причины каждого отставания и понять их. Эти причины разные: один пропустил уроки из-за болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснений учителя на уроке.
Способность к изучению иностранного языка неодинакова: одним язык дается легко, другим – с большим трудом. Следует также отметить, что учебный материал на разных этапах обучения может усваиваться учащимися по-разному: одним легче усваивается словарный запас, благодаря хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями на аудирование. Кроме того, у всех студентов разное мышление.
Студенты, поступающие в наш колледж, обладают разными навыками. В количественном выражении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают примерно с тем же уровнем психического развития, который принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени превышают этот уровень, а 20% детей, наоборот, не достигают дотянись до него.
Группа 1, учащиеся с высокими академическими способностями (они работают с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, которые способны хорошо работать. У них устойчивое внимание, при наблюдении они вычленяют признаки объекта, в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения они успешно осваивают процессы обобщения, обладают большим словарным запасом.
Группа 2 - учащиеся со средними способностями (выполняют задание первой группы, но с помощью преподавателя по эталонным схемам), способностью к обучению, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Учащиеся не могут самостоятельно определить признаки предмета, их представления бедны и фрагментарны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в поспешности, эмоциональности, невнимательности и недостатке интеллекта. Задания на обобщение даются этим учащимся с трудом, поскольку уровень их аналитического мышления невысокий.
Группа 3 - учащиеся с низкими способностями к обучению (от них требуется аккуратность в организации учебных заданий, больше тренировочной работы и дополнительных объяснений нового на уроке), формирование познавательного интереса, мотивации обучения, показателей успеваемости, переутомление, с большими пробелами в знаниях, игнорирование заданий. Учащиеся попадают в категорию “слабых". Они медлительны, апатичны, не успевают за всеми. При отсутствии индивидуального подхода к ним они полностью теряют интерес к учебе, отстают от группы, хотя на самом деле могут успешно учиться.
Немаловажно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, поскольку состав группы не фиксирован навсегда. Переход обусловлен изменением уровня развития учащегося, способностью восполнять пробелы и повышением образовательной направленности, выражающейся в заинтересованности в получении знаний.
Учащиеся выполняют различные задания в зависимости от своего уровня подготовки, потребностей и интересов. Здесь речь идет о многоуровневых заданиях. Это задания, которые обеспечивают усвоение материала каждым учащимся на основе его субъективного опыта, при этом учащиеся имеют право выбирать задания из одного из представленных возможных уровней. В то же время следует отметить, что учащиеся сами делают свой выбор, а, следовательно, становятся субъектами обучения и разделяют ответственность за учебный процесс с преподавателем.
Готовясь к урокам и продумывая домашнее задание, учитель может давать больше или меньше подсказок и вариант задания без подсказок, создавая таким образом три варианта одного задания. Ученик получает возможность выбрать посильное задание, с которым он непременно справится, в котором его обучение станет более успешным.
Вознаграждения за добросовестное выполнение заданий очень важны. Учащиеся должны быть знакомы с системой оценивания, спокойно выбирать задание, которое им по силам, зная, какую оценку они получат за его выполнение, а учителю следует корректировать соотношение задание-ученик, не позволяя им уклоняться от выполнения посильных заданий.
В заключение мы подчеркиваем, что дифференцированное обучение - это специальная подготовка, которая максимально приближена к когнитивным потребностям учащихся и их индивидуальным особенностям, поскольку позволяет проводить обучение по индивидуальному маршруту, предполагает актуализацию функций личного выбора и делает учащегося активным участником своей познавательной деятельности, а также гарантирует, что каждый учащийся усваивает содержание образования на том уровне, который доступен ему на данный момент. Следовательно, дифференцированное образование отвечает требованиям современного общества к процессу образования, и в частности к процессу подготовки современных специалистов.
Литература
Л.С. Выготский. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2020. – 1136 с.
Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 576 с.
Осмоловская И.М. – Как организовать дифференцированное обучение/Библиотека журнала «Директор школы» - М.: Сентябрь, 2022.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2022 – 576 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.