- 12.02.2024
- 3101 Просмотр
- Обсудить
ГАПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»
г. Екатеринбург, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Ключевые слова: эффективная система организации, самоопределение, социализации обучающихся, преемственность, ценностно-целевых оснований воспитания.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1].
Таким образом, образовательное учреждение является самостоятельным, полноценным участником воспитательного процесса. Воспитание – это комплексный многоаспектный процесс, в котором помимо системы образования участвуют семья, общество, государство [2]. Более того, воспитание как педагогически организованный процесс осуществляется в условиях неизбежных противоречий между ценностными установками, транслируемыми различными субъектами социализации [3]. На результатах воспитания сказывается социально-экономический, этнокультурный, социокультурный, технологический и цифровой контексты развития современных детей. Тем не менее система образования нуждается в оценке эффективности воспитательной деятельности.
Необходимы инструменты, позволяющие оценивать и осуществлять мониторинг качества организации воспитательной работы и результатов воспитания, в частности опрос, анкетирование. Систематическое анкетирование обучающихся ГАПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса» и их родителей об образовательных отношениях с использованием апробированного инструментария, доказывает свою эффективность, на уровне образовательной организации, что позволяет оценить качество и определить результаты воспитательной работы.
Важно, что при этом не оцениваются результаты воспитания отдельных обучающихся техникума, а речь идет исключительно об оценке результатов обучающихся – от коллектива группы или техникума до обучающихся первых и старших курсов. Важное значение имеет также выделение контекстных особенностей техникума, которые связаны с результатами воспитательной работы. Учет контекста, в котором работает образовательная организация, выделение групп, имеющих общие характерные особенности, способствует более точной интерпретации результатов оценки и позволяет поддерживать адресность разрабатываемых рекомендаций [5].
Оценка воспитательной работы не должна превращаться в рейтинг образовательных организаций. Она направлена на постоянное развитие воспитательной среды, постепенное улучшение ситуации без элементов соревнования, часто сопровождающихся резким «улучшением» показателей в ущерб реальной работе.
Воспитание детей и молодежи не может полностью осуществляться только силами образовательных организаций. Необходимо активно включать в этот процесс семью, учреждения культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты, СМИ, общественные организации и объединения, традиционные религиозные конфессии. В этой необходимо выстраивать эффективное межведомственное и межуровневое взаимодействие [6].
Кроме того, при формировании программ и стратегий воспитания учитывают необходимость непрерывности и преемственности процесса воспитания, что должно находить отражение в планируемых результатах, подходах, принципах, формах, методах, средствах воспитания и педагогического сопровождения на различных уровнях образования [4].
Таким образом, эффективная система организации воспитания обучающихся в ГАПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса» опирается на объективные данные, собранные с помощью валидного и апробированного инструментария, основывается на сотрудничестве, семей обучающихся, заинтересованных ведомств и организаций, ориентироваться на повышение результативности воспитательной работы на основе анализа данных мониторинга воспитательных результатов, что позволяет выявлять и распространять лучшие практики организации воспитательной работы на муниципальном, региональном уровнях и осуществлять профилактику социально негативных явлений и деструктивного поведения в среде подростков и обучающейся молодежи техникума.
Список использованных источников
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
3.Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
4.Грибанова, Ю. Г. Психология и педагогика : / Ю. Г. Грибанова, Л. В. Козилова, В. А. Чвякин; Н. А. Краснова. – Нижний Новгород : Профессиональная наука, 2022. – 122 с.;
5.Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика : социальное воспитание : учебник Л. В. Мардахаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Директ-Медиа, 2022. – 400 с.;
6.Шаповалова, В. С. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления : / В. С. Шаповалова, О. И. Ефремова ; под ред. В. С. Шаповаловой. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – Часть 1. – 130 с
Фото: ru.freepik.com
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.