Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Март » 6

Обучение монологическому высказыванию на иностранном языке

Гаврищук Ирина Александровна
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж, преподаватель иностранного языка

Для чего мы обучаем студентов иностранному языку? Не для изучения грамматических правил, даже не для чтения и перевода, что немаловажно. Мы обучаем для общения, для коммуникации, для выражения собственных мыслей и мнений. А все остальное второстепенно и вспомогательно.

Одним из важных моментов в изучении английского языка является монологическая речь. Обучение монологической речи − чрезвычайно сложное дело. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе обучения и совершенствуют на среднем на строго отработанном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других видов речевой деятельности.

Главной целью обучения монологической речи можно назвать формирование монологических речевых умений: правильное использование фонетического, лексического и грамматического материала, отбор языковых средств и, наконец, развитие умений инициативной речи.

Основной задачей на средней ступени обучения монологической речи является совершенствование коммуникативной компетенции или основополагающих навыков иноязычного общения. Совершенствование навыков общения дает возможность самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.

В обучении монологической речи в методике обучения иностранным языкам принято выделять два пути (Гальскова Н. Д., Рогова Н. В., Бим И. Л., Соловова Е.Н. и др.):
• «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст;
• «путь снизу», где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.

«Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи:
• знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ);
• передача содержания текста (от лица одно из персонажей);
• изменение ситуации.

«Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу:
• высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания);
• этап установления текстовых и логических связей между высказываниями;
• учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.

Сегодня я хочу продемонстрировать пример построения монологического высказывания по « пути снизу». Я покажу как на уроке «История кино» учащиеся строят монологическое высказывание.

Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога — целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное. В целом монолог обладает следующими характеристиками:
• - целенаправленность (соответствие речевой задаче);
• - непрерывный характер;
• - логичность;
• - смысловая законченность;
• - самостоятельность;
• - выразительность.

Так создавался мой урок «История кино», которому предшествовала большая работа над этой темой:
-мы изучили лексику по теме;
-работали с текстами об истории Голивуда, как мирового центра кинематографии;
-изучили историю Российского кинематографа;
- узнали о первом в истории фильме братьев Люмерье;
-говорили об известных и любимых актерах;
-готовили тематические презентации.

Урок обобщение знаний, когда нужно показать, чему научились.

Монологическое высказывание необходимо было строить, пользуясь опорами различного характера.

Урок начался с просмотра первого фильма «Прибытие поезда» для создания целенаправленной ситуации и презентации студентов об истории кинематографии.

После просмотра студенты должны были ответить на вопросы. Вопросы были выведены на экран.
И выполнить упражнения True-False ( Верно - не верно).
Следующим этапом беседы стала история Голливуда, ка центра мировой кинематографии.
Мы посмотрели презентацию студента, прослушали текст и ответили на вопросы.
Затем разговор зашел о жанрах кино, где каждый называл известные ему жанры и они появлялись на экране.
Далее разговор был продолжен о российском кинематографе и его истории, были предложены упражнения на подстановку.

И в заключении, Было выполнено задание-комментирование – монологическое выступление. Получив некоторую информацию, говорящий высказывает к ней свое отношение, а также возникающее в связи с этим соображения сравнительного, обобщающего, оценивающего или ассоциативного характера, свои эмоции и т.д. Объектом комментирования в моей ситуации стали жанры кино. Пользуясь подстановочной таблицей, студентам было предложено сказать какие жанры кино они любят и почему и какие не любят и также аргументировать свое высказывание.

Итак, для эффективного развития умений монологической речи следует соблюдать последовательность методических действий, необходимых и достаточных для успешного овладения данным видом речевой деятельности. Знание психолого-педагогических особенностей учащихся позволяет организовать учебные занятия таким образом, чтобы процесс обучения способствовал повышению мотивации и познавательной активности учащихся.

Список использованной литературы
1. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М., 2008.
2. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. М., 2005.
3. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Ростов-на-Дону АНИОН, 2013.
4. Махмурян К.С. Курс лекций по методике преподавания английского языка.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика. М.: Академкнига, 2016
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar