- 18.03.2024
- 3737 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова
Идея патриотизма, идея служения своему Отечеству сегодня вновь очень остро востребована российским обществом. Утратив патриотизм, национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
Но патриотизм – это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека: любовь к Родине, чувство гордости за свое Отечество: социальные, культурные, спортивные достижения страны. Патриотизм - это уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его традициям и обычаям, это любовь к местам, где человек родился и вырос.
Можем ли мы, педагоги, воспитать эти чувства?
Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Мы можем помочь молодому поколению сформировать это чувство через уроки словесности. Только разумная личность может рассуждать о гражданственности, патриотизме, гуманизме…, проявляя эти чувства. Мы должны научить студентов осознанно проявлять самостоятельность, творить, развиваться, реализовывать себя, то есть процессам, способствующим становлению личности, а, следовательно, формированию и чувства патриотизма.
«Самовоспитание», «саморазвитие», «самопознание», «самообразование» и «самореализация» - процессы более эффективны, чем наставления, назидания, и поучения старших. «Если ученик, - говорил Л.Н. Толстой, не научится творить, то и в жизни он всегда будет подражать и копировать».
Сегодня принято считать, что «образование» – это приобретение систематизированных знаний и навыков в результате обучения. Но если рассматривать слово с точки зрения исконного значения, то слово «образование» произошло от слова «образ» - «обретение целостного образа». Только целостный образ совершенен, идеален. Значит, «образованный человек» – это человек, обредший духовный образ. Сознательная духовная личность – гражданин-патриот своей страны.
Задача современного педагога и всего образования в целом - помочь ребятам в этом процессе взросления. Для этого у нас большой арсенал педагогических средств и психологических возможностей. Воздействие на ум и сердце, обучающихся через учебно-воспитательный процесс – это способ пробудить человеческие души, возможность разбудить сознание подростков.
Гуманитарные дисциплины занимают важнейшее место в этом процессе становления личности. Художественная литература призвана оказывать влияние на внутренний мир человека, на выбор его нравственных ориентиров, она способствует самовоспитанию характера, становлению личности. Занятия русского языка прививают любовь к русскому слову.
Задачи словесников в образовательном процессе - мотивировать обучающихся на процесс самопознания, самообразования, самовоспитания, активизируя познавательную деятельность обучающихся; способствовать воспитанию чувство любви к своей Родине, родному краю; уважение к национальной культуре, духовным ценностям, традициям русского народа; воспитывать любовь к русскому языку через трансляцию русских культурных традиций.
И этот процесс начинается с первого занятия русского языка, тема которого «Язык как средство общения. Понятие о литературной и языковой норме». Это урок-беседа о величии русского языка, русской нации, России как Державы. А эпиграфы к занятию: «Прекрасен русский язык. И на нем скажут лучшие мысли о будущем» (Н.К. Рерих) и «Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище» (К. Кулиев) позволяют задуматься и порассуждать о понятии «современный русский литературный язык».
Разбирается каждое понятие: «язык», «русский язык», «современный русский язык», «литературный язык».
Рассматривая понятие «язык», говорим о значениях слова, вспоминая «многозначность» слов. «Язык» - анатомический орган, продукт питания - «говяжий язык, совокупность средств человеческого общения… Говорим о языке как о системе звуковых, лексических и грамматических средств. Рассуждая о языке, обязательно говорим о его роли в жизни человека. «Язык -орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; мощнейшее оружие человека, которое имеет как созидательную, так и разрушительную силу. Слова и мыслеформы влияют и на здоровье человека, и на его жизнь в целом: негативная мысль разрушает гармонию Вселенной, добрая укрепляет ее. Только доброта позволяет человеку быть духовно здоровым и получать дары от Вселенной. Эта мысль повторяется на каждом занятии, потому что общество надо лечить от сквернословия, злобы, ненависти, лжи, зависти, тщеславия, сребролюбия... Еще И.С. Тургенев предупреждал о магии русского языка: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», «...обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Понятие «русский язык» - раскрывает силу и мощь национального языка, языка великого народа. Русский язык - язык великой Державы и богатейшей культуры. После распада Советского Союза снизился интерес к русскому языку. Наша задача пробудить интерес к родному русскому языку, сделав акцент на значимость русского языка в жизни каждого гражданина России. Мы неслучайно родились русскими и живем в России. Мы должны научиться любить свою страну, свой народ, свой язык. Пора изменить отношение к русскому языку: он «великий, могучий», волшебный. «Могущественным орудием» называл И.С. Тургенев русский язык в руках великого русского народа.
Красота, богатство русского языка, значимость русской культуры в мировом культурном процессе, роль русского языка в современном мире – темы для обсуждений на занятиях. Как доказательства приводятся высказывания великих классиков, например, А.Н. Толстой:
Разбирается понятие «великий русский народ». Говорим о русской нации как о исторически сложившейся общности людей, связанной территорией, экономикой, культурой, традициями, особенностями быта; о значимости и роли русского народа в историческом процессе развития страны. Приводится пример из романа великого классика Л.Н. Толстого «Война и мир»: в обществе эпохи начала 19 века было такое явление как галломания – «страстное почтение ко всему французскому». Великосветское общество Петербурга - общество космополитов: предпочитало все французское, презирая русское: русскую культуру, русский народ, русский язык. Только в Отечественной войне 1812 года победил русский дух! О чем с гордостью говорил великий М.И. Кутузов. Вспоминаем о подвигах русского народа в разные этапы развития государства.
Великому народу – народу «Святой Руси» дан великий язык. Высказывания Е. Евтушенко и Кайсына Кулиева дают почву для разговора. Они заставляют ребят поразмышлять.
Евгений Евтушенко: «Народ... Слово изрядно замусоленное, затертое, столько раз употребляемое, а все-таки могучее. Слово это нельзя слишком часто говорить - его надо думать... Каждый человек соединен с другими невидимой ниточкой... Но люди иногда забывают, что они - народ и что есть историческая ниточка, связывающая их из раздробленности, оторванности, отчужденности в единое целое. Народу надо помнить, что он - народ...».
Кайсын Кулиев: «Язык должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого малозначительного народа, - это целый мир, полный прелести и волшебства».
Раскрывая понятие «современный русский язык», пытаемся определить временные рамки развития современного русского языка. Версий много. Ребята вспоминают материал школьной программы, рассуждают, называют разные исторические даты, пытаются доказать свои предположения.
Вспоминаем фольклор. Сам язык несет в себе огромную историческую информацию и может рассказать об истории своего народа. Все исконно русские слова основаны на образах, начиная от буквы, слогов, корней слов и заканчивая целыми словами.
Очень интересна, например, группа слов: Радуга, Красота, Культура, Радость, Правда, Разум, Ура, Расея, Раса, Рай, Работа, Крапива, Храм, Дурак. Здесь явственно проступает наружу другая основа – Ра. Меняется смысл многих слов, если каждое слово понимать через образ. На Руси был культ Ра - Бога Солнца – «солнечный свет». Культура - Культ- Pa - «поклонение свету». «Культура речи» - «поклонение свету слова». Значит, слово несет Свет. «Культурный человек» - «человек, несущий Свет». Красота - К-Ра-Со-Та - совместное устремление к Свету. Ра-ЗУМ - просветленный ум. Умный - это тот, кто много знает, а разумный - тот, кто не только знает, но еще и понимает. «ДУ-РА-К» - просветленный человек: живет не умом, а интуицией, поэтому во всех сказках Иванушка – победитель: отправляется туда - неизвестно куда, за тем - неизвестно чем. В результате в дар получает Василису Прекрасную, коня и полцарства в придачу. Иванушками-дурачками на Руси ласково величали блаженных (от слова «благо» - добро). О целостности, божественности, уравновешенности сообщают и солнечная улыбка на лице, и постоянно хорошее настроение Иванов в сказках, которые «живут-поживают и добра наживают»!
Насколько же мудрыми и высокоразвитыми были наши предки, имели такой богатый и точный язык. Погружаясь так глубоко в историю языка, понимая и чувствуя каждое слово, каждую букву, начинаешь видеть мир по-другому. Жизнь приобретает совсем другой смысл. И каждый, познавший глубину своего родного языка с рождения, способен черпать колоссальную энергию, идущую к нему из глубины веков. Эта мысль увлекает ребят и толкает на размышления.
Кто же они - наши предки? Как рассказывают историки: нашими прародителями были славяне-арии – русы. Народ, жил на севере, называл себя «люди Земли, люди природы». Говорили на одном языке, верили в одного Бога Творца – Род, прославляя его. Отсюда появилось слово «православные». Соблюдали два великих принципа: «Свято чтить Богов и Предков своих» и «Всегда жить по Совести». У всех слов: ПриРОда, НаРОд, РОдина, РОдичи, РОдник, РОдители... поэтому общая корневая основа - Род «Начало всего сущего, живого».
Существовала у предков и единая азбука, в которой было зашифровано, как доказала группа российских ученых: Г.С. Гриневич, Л.И. Сотникова, А.Д. Плешанов и др., послание предков нам, ныне живущим. В ней даны основные заповеди человеку для праведной жизни на Земле, то есть, изложены космические законы Мироздания.
Всем знакома фраза: «Азъ, Буки, Веди…». Азъ - Я, человек, основа, начало. Буки - Бог. Веди - Ведать (знать). То есть, я ведаю Бога: или основа жизни человека - знать Бога и предков своих (свои корни) и жить по божьим законам (заповедям), которые раскрываются в буквах Глаголь и Добро - говори и делай добро.
От фольклора плавно переходим к эпохе Древней Руси, Петра I, Отечественной войне 1812 года, эпохе Пушкина, Мировым войнам, послевоенному времени, развитию космоса, развитию информационного пространства…
В результате рассуждений приходим к выводу, что «современный русский язык» имеет 3 исторических отрезка развития: 1. От Пушкина до наших дней; 2. С послевоенного времени (1941-1945 г.г. по наши дни; 3. С конца 90 – х годов XX века по наши дни. Хотя в своей основе русский язык сохранился от Пушкина до наших дней.
Эта информация прививает интерес к прошлому русского народа, его традициям, фольклору… Рассматривая понятие «литературный язык», говорим об образцовой форме исторического существования национального языка. Язык правильный, нормированный – образец для каждого культурного человека. Разбираем понятие «языковая норма», признаки литературного языка, нормы литературного языка. Конечно, вспоминаем великого А.С. Пушкина - создателя литературного языка, который соединил литературный язык предшествующих эпох с общенародным разговорным языком.
В результате разговора, выяснили, что «культурный человек» - это человек, несущий свет. А конечный продукт образования – культурная, духовно развитая личность, гражданин страны. Именно такой просветленный человек, осознанно должен продолжить традиции «великого народа».
Наша задача - пробудить в молодом поколении этот свет, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…».
Список источников:
1. Безлюдова М.М. Тайный смысл имен на Руси. / М.М. Безлюдова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007. – 304 с.
2. Синельников В.В. Таинственная сила слова. Формула любви. Как слово воздействует на нашу жизнь. / В.В. Синельников. М.: ЗАО Центр-полиграф, 2006. – 255 с.
3. Калугина Т.Г. Здоровьесбережение в образовательном пространстве СПО: проблемы, поиски решений, перспективы // Среднее профессиональное образование. - 2007. – № 5.- с. 5
Изображение от jannoon028 на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.