- 20.03.2024
- 3558 Просмотров
- Обсудить
ГАПОУ ВО "Гусевской стекольный колледж" имени Г.Ф. Чехлова
Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у обучающегося есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Считается, что наиболее современной формой активных методов, являются интерактивные методы обучения.
При использовании интерактивных форм обучения, роль мастера производственного обучения, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. При этом умение мастера производственного обучения четко, логично и доступно изложить материал, найти оптимальные пути общения с обучающимися и организации их деятельности.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
• пробуждение у студентов интереса к выбранной профсии;
• эффективное усвоение студентами учебного материала;
• самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
• формирование жизненных и профессиональных навыков;
• выход на уровень осознанной компетентности студента.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов обучения, в своей работе, на уроках производственного обучения, я использую некоторые из них:
Метод обучения в группах – работы в мини - группах (2-3 человека), выполняются такие работы как – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение творческого или производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. При этом методе, главная задача мастера производственного обучения не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» студентам, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме и тогда активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес.
Метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Так деловая игра позволяет задать в обучении предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности и тем самым создать условия для формирования личности специалиста. В игру можно заложить систему учебных заданий в форме описания конкретных производственных, социальных ситуаций. Например – необходимо произвести продукцию, востребованную на рынке в настоящее время. В процессе игры студент должен провести анализ этой ситуаций, вычленить проблему, перевести ее в задачный вид, разработать способы и средства решения, принять само решение и убедить других в его правильности, осуществив соответствующие практические действия.
Игра как метод обучения дает возможность: сформировать мотивацию на обучение, и поэтому может быть эффективна как на начальной стадии обучения – для входного контроля, так и на стадии завершения – для итогового контроля эффективности обучения; может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка.
Урок-конкуренция. Проводится с привлечением работодателей к оценке профессионального мастерства студентов выпускных групп. Этот метод эффективно использовать в выпускных группах. Присутствуя на уроках производственного обучения, они выступают в роли экспертов, отбирают для работы на своих стройках выпускников техникума. Выполняя творческое задание, например «Сварка труб пооперационным способом», студент демонстрирует свои возможности и участвует в конкуренции за право на получение приглашения на работу. Полученное приглашение гарантирует студенту право прохождения производственной практики (с последующим трудоустройством) в ведущих организациях.
Урок соревнование развивает у студентов чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет студентов работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде – сопернику и т.д.).
Очень часто в своей работе использую метод - Проектная технология. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат. Например – при прохождение модуля подготовка металла к сварке, студенты выполняют работу в группах, при изготовлении какой либо конструкции. Затем происходит защита проекта, где они доказывают правильности своего выбора, при изготовлении этой конструкции. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности студентов в освоении новых и применении полученных знаний.
Очень хороший метод при проведения уроков производственного обучения это Кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций). Метод анализа конкретных ситуаций – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающего просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Например изготовили гаражные ворота, а они не подошли в размерах.
Метод «Моделирование производственных процессов и ситуаций» предусматривает имитацию реальных условий, конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса, создание интерактивной модели и др.
Результатами использования интерактивных занятий в работе является формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен), аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы; умение принимать решение и нести ответственность за них), способности прогнозировать и проектировать свое будущее.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.