- 28.03.2024
- 5326 Просмотров
- Обсудить
преподаватель-организатор ОБЖ, ВКК
Социально-профессионального техникума «Строитель», г. Екатеринбург,
Почетный работник начального профессионального образования России,
руководитель поискового отряда «Факел»
Воспитание патриотизма
Патриотизм понятие многосложное. Это не только воинская доблесть и готовность защищать Отечество от врагов, это — повседневные дела во благо Родины, уважение и сохранение памятников истории, нации, следование традициям предков, трогательное отношение к семейным реликвиям.
Именно эти высокие понятия старается внушить учащимся при посещении музея боевой и трудовой славы имени Николая Алексеевича Микитаса (руководитель музея Ольга Николаевна Иванова).
Наш музей неоднократно становился призером в конкурсе школьных музеев в Свердловской области. В 2014 году мы заняли второе место в областном конкурсе музеев и были награждены поездкой на Всероссийский слет поисковых отрядов и патриотических объединений в г. Анапа.
Основная цель работы нашего музея - сохранить память о каждом, кто честно до конца выполнил свой воинский долг перед Родиной, но остался на поле битвы не захороненным, пополнить музей новыми экспонатами, найденными во время раскопок.
Важным направлением работы музея является изучение боевого пути 375-й Уральской, Харьковско-Бухаресткой дважды Краснознаменной стрелковой дивизии. Созданием экспозиции, сбором материалов, поиском ветеранов боевого соединения занимается созданный в 1985 году поисковый клуб «Факел». Огромное влияние на патриотическое, нравственное воспитание учащихся оказывают ежегодные экспедиции по местам прошедших боев в годы Великой Отечественной войны.
Поисковая работа — это общественно значимая деятельность. Ее результат – это еще одно известное имя погибшего за Родину, еще один солдат, обретший покой, а самое главное — это те, кто в течение долгих лет искали пропавших родных и наконец-то достигли цели. Выполняя такую работу, ребята ощущают ее необходимость, понимают, насколько важно то, чем они занимаются. Их не надо заставлять работать, подростки меньше всего стремятся избежать тех обязанностей, которые возлагает поиск. Очень эффективна работа в поисковом отряде для воспитания трудных подростков: они обретают смысл деятельности, понимают, что нужны обществу, что их судьбы не безразлична окружающим. Это воспитывающее занятие, которым ребята занимаются добровольно, стремятся к результату и достигают поставленной цели. Формируются и нравственные основы личности, пробуждает интерес к прошлому своей семьи, к прошлому своей страны.
Через личную историю- к поисковой работе.
Как я пришел в поиск? Еще будучи студентом техникума в г. Уфе, мы с двоюродным братом решили найти место гибели и захоронения нашего деда по материнской линии. У бабушки была похоронка, но там не было указано место захоронения. Было принято решение отправить запрос в Подольский архив Министерства обороны. Только через год мы получили ответ из архива, где сообщалось, что наш дед погиб под Псковом и похоронен там же в солдатском мемориале. В 1977 году, мы посетили г. Псков, чтобы почтить память нашего деда. В 1985 году после переезда в Свердловск на должность преподавателя начальной военной подготовки, заинтересовался поисковой работой. Решили создать в училище поисковый клуб «Факел».
В училище велась большая работа с ветеранами 375-й Уральской стрелковой дивизии. Мы постоянно проводили встречи с ними, они выступали перед учащимися, рассказывали о войне. По инициативе ветеранов начали выезжать на места боев нашей дивизии, где проводили • интересные встречи с местными жителями, очевидцами боевых действий.
В 1990 году было принято решение о создании региональной Ассоциации поисковых отрядов «Возвращение» Свердловской области, членами которого мы являемся. Прошло уже 35 лет с момента первого выезда на Всесоюзную Вахту Памяти в Смоленскую область. Таких выездов было 34: в Новгородскую область, Республику Беларусь (Витебскую область), Туапсинский район Краснодарского края. Начиная с 2000 года работы ведутся в Кировском районе Ленинградской области. Первый год работы в Ленинградской области наш отряд вел поисковые работы в районе Синявинских высот. В дальнейшем начиная с 2001 года, мы перебазировались в район урочище Гайтолово.
В этом же году входе поиска мы подняли солдата со смертным медальоном на имя Бутылкина В.М. 1918 года рождения уроженца Татарии. Запросы, отправленные в Татарстан 2003, дали положительный результат.
Из республиканского военкомата нам сообщили, что родные сестры и брат живы. В 2004 годы члены поискового отряда посетили республику Татарстан, где в торжественной обстановке был вручен медальон родственникам Бутылкина В.М.У поисковиков есть четкая задача: искать останки и медальоны, чтобы найти родственников погибших. В 2002 году в районе урочище Гайтолово Кировского района Ленинградской области Константином Самойловым был поднят именной медальон, который принадлежал уроженцу Житомирской области (Украина) Кондратюку Ф.Ф. По окончании Вахты памяти началась тяжелая работа по розыску родных погибшего. Сразу были отправлены письма-запросы по адресам, указанным в медальоне — в Житомирскую область и Чебоксары.
Через некоторое время пришло сообщение из Украины, что жив родной племянник Кондратюка Ф.Ф., который проживает в г. Вологда. И какая же была радость у ребят, когда пришел ответ. Вот такое письмо пришло от племянника на имя директора училища:
«Уважаемый Сергей Пантелеймонович, ваши ученики в 2002 году в составе поискового отряда, в районе урочище Гайтолово нашли останки моего дяди сержанта Кондратюка Филиппа Федоровича, Наша семья очень благодарна ребятам из поискового отряда. Теперь мы знаем, где покоятся его останки, Моя— мать родная сестра погибшего— всю жизнь ждала этой весточки, но, увы —не дождалась.
Он числился без вести пропавшим с 1942 года. К Вам, уважаемый Сергей Пантелеймонович, убедительная просьба. Пусть ваши ребята мне напишут, в каком точно месте они нашли останки моего дяди. И будут ли они в этом году продолжать поиск останков пропавших воинов».
В 2003 году на солдатском мемориале Синявинские высоты были вручены медальон и личные вещи Кондратюка Ф.Ф. его племяннику Комиссаржевскому Филиппу Сергеевичу.
Самый главный этап поисковой работы — это этап практической деятельности. Все, что делается на этом этапе, составляет суть поиска. Поэтому надо наиболее тщательно подходить к подготовке экспедиции, прорабатывать все детали. В работе с ребятами надо учитывать то, что подростки жаждут активной деятельности, возможности проявить себя в чрезвычайных ситуациях, да и просто хотят вырваться из города. Поэтому никакие другие самые интересные мероприятия не заменят путешествия с рюкзаком за плечами.
В 2010 году при проведении поиска в районе урочища Вороново были подняты солдаты с именными медальонами, при вскрытии медальонов были прочитаны фамилии, которые принадлежали мл.политруку Бабенко И.А., мл.сержанту Макарову В.Ф., мл.сержанту Мительман М.В., красноармейцу Финогенову И.Я.
За период проведения поисковых работ с 1989 по 2023 год нами проделана следующая работа: найдено останков погибших защитников Отечества более 800 солдат; обнаружено 25 солдатских медальонов, из них прочитано и установлено 11 имен; найдены родственники пятерых погибших воинов; обнаружено и уничтожено саперами взрывоопасных предметов- более 1000 шт.; найдено стрелкового оружия —23 единицы; в экспедиции было задействована более 600 учащихся нашего техникума, в том числе 80 детей-сирот. Больше половины членов поискового отряда отдали конституционный долг Родине— отслужив в рядах Вооруженных Сил России.
Среди бывших членов поискового отряда есть ребята, которые закончили военные училища и служат офицерами в рядах Российской Армии. До сих пор несколько выпускников, хотя у многих есть семья и дети, продолжают свою деятельность в отряде.
В последнее время очень часто можно услышать в адрес подрастающего поколения такие нелестные эпитеты, как «безнравственные», «бездуховные» и многое другое.
Считается, что молодежь совершенно не интересуется своей историей, не чтит своих отцов и дедов, а понятие «патриотизм» для них чуждо и незнакомо. Почему же эти мальчишки каждый год занимаются такой тяжелой, кропотливой и часто опасной работой? Почему вместо того, чтобы веселиться и гулять с друзьями, они живут в лесу, копаются в земле и буквально сдувают пылинки со своих находок, каждая из которых может стать смертельным подарком далекой войны.
Ребята сами отвечают на этот вопрос:
— Мы обязаны знать тех, кто защищал наше будущее в далёком прошлом. Мы обязаны чтить их память...
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.