- 23.04.2024
- 5444 Просмотра
- Обсудить
ГБОУ СПО ЛНР "Свердловский строительный колледж"
Введение
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя (преподавателя). Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся. Эта задача стоит перед каждым преподавателем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, вторая – в том, чтобы научить самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа – не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся посредством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В процессе обучения студент должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных и практических задач. В центре усилий преподавателя должна находиться работа по совершенствованию урока за счёт внедрения форм и методов активного обучения, повышения методического мастерства, преодоления трафаретности в организации учебно-воспитательного процесса, привлечения технических и других наглядных средств, более широкого применения новых образовательных технологий.
Успешность обучения существенно зависит от условий, которые преподаватель обеспечивает учащимся для того, чтобы учиться активно и самостоятельно. Следовательно, должны быть созданы такие условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли обучающихся в процессе обучения, систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в систематическом их применении. Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе учащихся, увеличилась роль самостоятельных работ в учебном процессе, яснее обозначились методика и дидактические средства их эффективной организации. Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, которые предъявляет наше общество к задачам образования. Самостоятельная работа учащихся помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде.
Одной из важнейших задач современного образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности в условиях быстрого изменения многих сторон общественной жизни. Современный квалифицированный, конкурентоспособный специалист должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, демонстрировать готовность к постоянному профессиональному росту, умению трансформировать полученные знания в инновационные технологии, формировать и развивать навыки самостоятельного получения знаний, критического мышления. Решение данных задач возможно путем внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, адекватных современному уровню технических возможностей.
Быстрый и удобный способ для этого – использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для доступа к базам данных, ресурсам Интернета, файловым серверам и т. п. Новые информационные технологии обладают огромными возможностями для интенсификации образовательного процесса и внедрения форм и методов обучения, ориентированных на развитие личности обучаемого.
Глава 1. Самостоятельная работа обучающихся при обучении как методическая проблема
1.1 Самостоятельная работа, её сущность, содержание
Основополагающим требованием общества к современному образованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности знаний, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что обучающийся приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Так И. Т. Огородников, обосновывая необходимость самостоятельных работ, рекомендовал следующие виды сочетания деятельности учителя и деятельности учащихся:
− учитель сам не излагает материал, а лишь организует самостоятельную работу учащихся по его изучению;
− изучение нового материала начинается сообщениями учащихся; − учитель останавливается только на основных вопросах, а второстепенный материал учащиеся изучают самостоятельно;
− учитель даёт лишь введение к теме, а учащиеся под его руководством самостоятельно изучают весь материал.
Он справедливо указывал, что главная, основная роль учителя – побуждать учащихся к самостоятельному логическому мышлению, учить их анализу, определению познавательных задач и проблем урока, применению полученных знаний и приобретённых учебных умений, в том числе практических.
Р. М. Микельсон под самостоятельной работой понимал «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя», который в случае затруднения может перейти к коллективным упражнениям. Чаще всего этот вид самостоятельной работы применялся при выполнении учащимися домашнего задания. Но это определение подверглось критике за то, что автор недооценивал внутреннюю сторону самостоятельной работы учеников, которая выражалась в самостоятельности мыслей и выводов.
Группа авторов (Н. Г. Дайри, Р. Г. Лемберг) сделали попытку раскрыть внутренние признаки самостоятельной работы, зависящие от структуры познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Прежде всего, это относится к проявлению самостоятельности учащихся при выполнении различных упражнений и заданий. Эта работа рассматривается этими исследователями, как средство формирования самостоятельности учащихся, форма организации их познавательной деятельности, требующая проявления активности, творчества, инициативы при решении задач. Работа по выполнению различных заданий начинается с желания учащихся проявить свою активность. Обязательным её условием является осознание учащимися цели и смысла упражнения.
Г. М. Муртазин даёт определение самостоятельным работам учащихся на уроке и считает, что это такая активная познавательная деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально отведённое для этого время, при этом результаты самостоятельных и мыслительных, и моторных действий школьников выражаются во внешне контролируемых формах. Он различает пять признаков самостоятельной работы:
1) выполнение по заданию учителя;
2) в специально отведённое время;
3) работают все учащиеся;
4) работа выполняется без непосредственного участия учителя;
5) познавательная деятельность включает как мыслительные так и моторные действия.
Т. И. Шамова, считая самостоятельные работы формой организации познавательной деятельности учащихся, также называет пять признаков: наличие цели; конкретного задания; определение формы проверки результата; обязательное выполнение работы каждым учеником. Следует заметить, что при этом не сказано о руководстве учителя, о значении самостоятельных работ в развитии самостоятельности, поэтому перечисленные признаки нельзя считать полными.
М. А. Данилов основным критерием самостоятельной работы считает разрешение учащимися познавательных задач, проблемных ситуаций. Задача, считает он, «побуждает учащихся к самостоятельной работе, служит начальным моментом их мыслительного процесса» [10, с. 17]. Учащиеся отыскивают новые пути их решения на основе приобретения новых и углубления старых знаний. По определению А. И. Зимней, самостоятельная работа представляется «как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания». А. И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа обучающегося есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время . Суммируя всё вышесказанное, к основным признакам самостоятельной работы учащихся можно отнести следующие:
- внешними признаками самостоятельности учащихся при выполнении заданий являются умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи учителя и оценивать результат своей работы;
- систематическое осуществление учащимися самоконтроля за результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов её выполнения;
- наличие познавательной задачи, проблемной ситуации, побуждающей учеников к самостоятельной интеллектуальной деятельности;
- проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных задач;
- включение в задания для самостоятельной работы материала, усвоение которого способствовало бы целостному развитию личности учащегося, самообразованию и творчеству.
Анализируя все возможные подходы, можно за основу принять следующее определение: самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определённой долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции.
1.2 Психологические особенности организации самостоятельной работы
Педагоги и психологи предлагают разные пути интенсификации учебного процесса. Видный психолог В. А. Артёмов, который занимается психологическими процессами в обучении, объединяет все пути в два магистральных направления обучения:
- усовершенствование методики обучения
- усовершенствование психических возможностей обучаемого, нахождения в нём таких качеств, использование которых повысит эффективность обучения. Усовершенствование обучаемого идёт, главным образом, путём открытия в нём неиспользованных возможностей.
К их числу относятся психологические приёмы, позволяющие увеличивать объём, распределение, интенсивность, устойчивость внимания, улучшить память, развить волевые, эмоциональные качества личности. Задачей преподавателя является дать правильное направление самостоятельной работе учеников, т. е. направление, основанное на знании физиологических и психологических особенностей организма. Прежде всего, следует остановиться на определяющей роли внимания при организации учебного процесса. Как показывают исследования многих психологов (Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова, Е. И. Фоменко и др.), внимание, особенно с возрастом, всё более приобретает роль регулирующей функции. Одной из основных сфер психической деятельности учащихся в самостоятельной работе является внимание. Оно позволяет сравнивать, взвешивать и тщательно исследовать части целого, связывать новое впечатление со старым. В связи с этим возникает вопрос: как же мы можем стимулировать активизацию внимания учащихся при их самостоятельной работе? Прежде всего, обучающиеся должны с интересом относиться к тому материалу, который они изучают. Педагог должен заботиться о том, чтобы материал, данный для самостоятельной работы, с одной стороны, не терял новизну, а, с другой стороны, был доступен для восприятия. Важнейшим психолого-физиологическим процессом, определяющим развитие и интеллектуальный прогресс личности, является память. Данные учёных свидетельствуют о том, что, хотя основа механизмов кратковременной и долговременной памяти одна и та же, однако есть и расхождения: при проявлении долговременной памяти происходят определённые морфологические изменения в аппарате нейронов. Проявление этих изменений стимулируется многократными упражнениями. Поэтому необходимым условием перехода с уровня кратковременной на уровень долговременной памяти является усиленная тренировка в виде выполнения упражнений по закреплению полученных следов.
1.3 Классификация видов самостоятельной работы
Что касается классификации видов самостоятельной работы обучающихся, то единства мнений по этому вопросу у учёных не существует. Само понятие самостоятельной работы обладает большой ёмкостью и определяется несколькими признаками, порождающими разнообразие подходов к основе классификации. Особенно «популярной» среди дидактов и методистов оказалась классификация видов самостоятельной работы, основанных на источниках знаний. Это работа с учебной книгой, газетой, дополнительной литературой, иллюстрацией, картой, атласом и т.д. В наиболее завершенном виде такая классификация разработана В. П. Стрезикозиным (1968). Он выделяет следующие виды самостоятельной учебной работы обучающихся:
1) работа с учебной книгой (разновидности – составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания текста по вопросам учителя, работа над документами и другими первоисточниками и т.д.);
2) работа со справочной литературой (статистические сборники, справочники по отдельным отраслям знаний и народного хозяйства, словари, энциклопедии и пр.);
3) решение и составление задач;
4) учебные упражнения;
5) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и т.д.);
6) наблюдения и лабораторные работы (ознакомление с механизмами и машинами по моделям и в натуре и др.);
7) работа, связанная с использованием раздаточного материала (макеты элементов оборудования);
8) графические работы.
Нужно учитывать, что классификация видов самостоятельной работы по источникам знаний является вспомогательной, так как не может быть заданий просто работать с книгой, таблицей, картой и тому подобное. Всегда ставится содержательная цель. Но такая классификация имеет очень важное педагогическое значение, прежде всего потому, что усвоение учащимися содержания учебного материала и овладение умениями происходит одновременно. Значит, выстраивать систему заданий для самостоятельной работы учащихся в каждом конкретном случае преподаватель будет и по содержанию и по источникам знаний. Важнейшим критерием отбора должна быть специфика учебного материала, его сложность. Задания для самостоятельной работы с источниками знаний при получении новой информации и овладении приёмами учебной работы, как и все другие учебные задания, могут быть различными:
1. Простые вопросы
2. Логически связанные
3. Различные тесты (альтернативные, выбор ответа и т.п.).
4. Инструкции или планы.
5. Краткие требования (составить схему, доказать, объяснить, обосновать, извлечь из учебника и т.п.).
6. Задачи количественные, качественные, познавательные (поиск новых знаний, поиск новых способов получения знаний), тренировочные (закрепление знаний, закрепление способов получения знаний).
Приведённая классификация видов самостоятельной работы отражает ее внешнюю сторону или, если говорить с точки зрения деятельности учителя, управленческую сторону этого понятия. Такая классификация имеют определенную ценность, поскольку показывает многообразие способов включения самостоятельной работы в учебную деятельность учащихся. Однако такой подход к классификации односторонен. Он не раскрывает внутреннего содержания работы, оставляя в тени уровень мыслительной активности обучающихся. Это понимали многие ведущие дидакты и пытались как-то совместить обе стороны содержания самостоятельной работы. Наиболее характерна в этом отношении классификация, разработанная Б. П. Есиповым (1961). Исходным ее принципом было избрано дидактическое назначение. Виды самостоятельной работы выделяются по основным звеньям учебного процесса. Вместе с тем, характеризуя выделенные виды самостоятельной работы, Б. П. Есипов пытался показать протяженность трудности и проблемности в каждом из этих видов и внутреннюю динамику мыслительной деятельности учеников [8, с. ]. Пожалуй, первая попытка классифицировать самостоятельную работу на такой основе принадлежит М. И. Моро (1963), в которой выделяются следующие виды самостоятельной работы:
а) основанные, главным образом, на подражании, на воспроизведении обучающимися действий учителя и его рассуждений;
б) требующие от обучающихся самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством преподавателя в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались;
в) то же, но в условиях, в большей или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при формировании знаний, умений и навыков, применяемых обучающимися в ходе выполнения задания;
г) творческие работы, требующие от учащихся проявления самостоятельности в постановке вопроса и поисках пути его решения, самостоятельного проведения необходимых наблюдений, самостоятельного получения вывода [12, с. ].
Подобный подход дидакты обосновывают результатами психологических исследований, согласно которым выделяется два вида мышления - репродуктивный и продуктивный. Следует, конечно, иметь в виду, что в реальном процессе познания в «чистом виде» они не проявляются; оба эти вида выступают в диалектическом единстве и в зависимости от уровня проблемности ситуации на первый план выступает либо репродуктивное, либо продуктивное мышление. Другими словами, шкала проблемности непрерывна и поэтому границы между выделенными классификационными единицами (ступенями и т.д.) весьма нечетки и условны.
В 70-е годы актуальность развития у учащихся умений самостоятельно работать возрастает в силу социально-экономического развития общества, в силу научно-технического прогресса, в силу модернизации производства.
Меняется подход к классификации видов самостоятельной работы. Если педагоги 50-60-х годов их классифицировали по диагностическим целям (Б. П. Есипов), по источнику знаний (В. П. Стрезикозин), то в 70-е годы в основу классификации брали структуру познавательной деятельности учащихся. В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П. И. Пидкасистый [1, с. ] выделяет 4 типа самостоятельных работ:
─ по образцу;
─ реконструктивные;
─ вариативные;
─ творческие.
Каждый из них имеет свои дидактические цели. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность. Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности обучающихся. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности. Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий.
По степени самостоятельности учащихся самостоятельные работы классифицируют Е. П. Бруновт, М. Н. Скаткин и другие. Они выделяют самостоятельные работы:
1) подражательного характера;
2) тренировочные с применением имеющихся знаний;
3) исследовательского характера, то есть знания учащиеся получают из наблюдений, опытов.
Как видим, усиление самостоятельной работы учащихся на уроке, развитие их познавательной активности ─ главный результат поисков обучения самостоятельной работе.
Глава 2. Интерактивные формы организации самостоятельной работы обучающихся как условие подготовки компетентных специалистов
1.4 Активизация самостоятельной работы учащихся на уроках
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он получил своё распространение в 20-30-х гг. 20 в. в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических положениях американского психолога и педагога Дж. Дьюи. Сегодня под проблемным методом обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Для проблемного метода обучения характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции, следуя которым обучаемый мог бы высказаться гарантированно правильно.
Весь смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемого. Подобный подход обусловлен современной ориентацией образования на воспитание творческой личности и на закономерности развития этой личности, формирующейся именно в проблемных ситуациях. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель постоянно рассуждает, размышляет, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования, и если предлагаемые задания требуют поисковой деятельности [4, с. ]. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Следует сказать, что проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов. Хочется отметить, что источником внутренних стимулов самостоятельной познавательной деятельности является интенсификация ориентировочных действий учащихся, вызываемая постановкой проблемных вопросов и рациональной организацией самостоятельной работы. Подобные вопросы вызывают у учащихся стремление к самостоятельной познавательной деятельности. Необходимо упомянуть, что этот метод, не смотря на свою эффективность, как и любой другой, нельзя считать единственно приемлемым для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных методов. Преподавателю следует помнить, что нельзя в каждом простейшем вопросе видеть проблему. Также нельзя выдвигать слишком сложные задания перед учениками, так как они требуют специальной подготовки и особых знаний. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать учащимся для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям». Важным моментом является подведение итогов обсуждения проблемы. Для этого учитель может использовать разные способы поощрения учащихся. Также учителю необходимо проявить терпимость к ошибкам учеников и исправлять эти ошибки тогда, когда ученику требуется помощь.
Метод проектов возник еще в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даст ему школа, а уметь применять их на практике. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся их разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Обратимся к иностранному языку. Было доказано, что проект ценен именно тем, что в ходе его выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной деятельности. Самое важное, что именно ученик определяет содержание проекта, в какой форме пройдёт его презентация. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной школе, развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Метод проектов предлагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на чёткий результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта. Нужно помнить, что на всех этапах урока учитель должен инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащегося, направлять на определение проблемы, составляющую основу проекта и поиск путей её решения. Сначала учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений. Ученики должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению определённых вопросов. Работа над проектом обычно занимает несколько уроков, а для защиты рационально выделить сдвоенный урок.
Организуя работу над проектом, важно соблюсти следующие условия:
– соответствие тематики проекта
– учащиеся должны быть сориентированы на привлечение фактов из смежных областей знаний
– учащихся необходимо сориентировать на сопоставление и сравнение событий, фактов из жизни людей разных национальностей и разных стран, подходов к решению тех или иных проблем. Ученик должен обладать способностью обобщать прочитанный материал, делать самостоятельные выводы, опираясь на свой опыт, эрудицию, творчество. Он должен уметь анализировать проработанный материал, сравнивать различные факторы, прогнозировать ход защиты проекта. Метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников.
Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес, естественным становится участие в диалоге культур. У учеников есть возможности показать свои организаторские таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным моментом для организации процесса обучения в современном колледже.
Итак, все описанные приемы обучения и виды работы помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, развить в них самостоятельность, сделать процесс овладения знаниями интересным для учеников.
1.5 Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы обучающихся
Одной из важнейших задач современного образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности в условиях быстрого изменения многих сторон общественной жизни. Современный квалифицированный, конкурентоспособный специалист должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, демонстрировать готовность к постоянному профессиональному росту, умение трансформировать полученные знания в инновационные технологии, формировать и развивать навыки самостоятельного получения знаний, критического мышления. Решение данных задач возможно путем внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, адекватных современному уровню технических возможностей. В новой экономике знаний невозможно охватить одному человеку такие объемы знаний, которые накоплены за долгие годы существования человечества. Быстрый и удобный способ для этого – использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для доступа к базам данных, ресурсам Интернета, файловым серверам и т. п. Новые информационные технологии обладают огромными возможностями для интенсификации образовательного процесса и внедрения форм и методов обучения, ориентированных на развитие личности обучаемого. образовательной среды учебного заведения.
Проблемы организации самостоятельной работы выделяют ряд ключевых возможностей ИКТ:
1) ИКТ позволяют создать принципиально иную образовательную среду, которая активизирует самостоятельную работу обучающихся, оптимизируя учебный процесс, сокращая время получения комплекса знаний и умений;
2) усвоение обучающимися учебного материала возможно не только в рамках учебного расписания; учебные материалы доступны в любое удобное для студентов время;
3) ИКТ дают возможность значительно сократить количество аудиторных занятий и увеличить число часов, отводимых на самостоятельную учебную деятельность;
4) средства организации обучения в условиях самостоятельной работы – это не только традиционная учебная и научная литература на бумажных носителях, но и различные виды электронных образовательных ресурсов;
5) актуальной становится самостоятельная работа не только с информационными базами данных и знаний, но и с аудиовизуальной информацией, виртуальными лабораториями, создание имитационных, графических и численных компьютерных моделей, обучающих программ и тестирующих средств;
6) самостоятельная работа обучающихся становится контролируемой со стороны преподавателя посредством электронной почты, веб-сайта, Интернета; становится осуществимой организация обратной связи между обучающимся и преподавателем;
7) целенаправленное применение ИКТ в самостоятельной работе создает условия для установления интерактивного диалога между пользователем и информационной системой, реализуемого посредством мультимедиа.
Основными задачами самостоятельной работы обучающихся в современных условиях являются:
1) усвоение в полном объеме образовательной программы;
2) последовательная выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической) деятельности на уровне мировых стандартов;
3) формирование мотивации к самообразованию в течение всей жизни;
4) развитие познавательных интересов и способностей;
5) развитие критического мышления;
6) формирование умений самоорганизации собственной жизнедеятельности, ее самоанализа и самооценки;
7) формирование готовности к деятельности в условиях высокой конкуренции, требующей постоянного самообразования и повышения профессионализма.
Основными факторами, влияющими на эффективность самостоятельной работы обучающихся, являются:
1) организация самостоятельной работы с использованием систем дистанционного обучения;
2) определение оптимального содержания учебного материала для самостоятельной работы;
3) формирование заданий для самостоятельной работы с целью развития высших уровней навыков критического мышления;
4) использование средств ИКТ для выполнения самостоятельной работы;
5) установка четких критериев для оценивания выполнения самостоятельной работы и рефлексии.
Инновационный подход к организации самостоятельной работы предполагает активное использование дистанционных образовательных технологий посредством организации открытой информационно-образовательной среды. Важное место в ней занимает электронный учебный курс. Одним из наиболее эффективных способов организации самостоятельной работы студентов является использование электронных учебных курсов на базе платформ: LMS Moodle, ATutor, WebCT, Прометей и др. В частности, одна из наиболее распространенных систем обучения, платформа Moodle, дает возможность реализовать различные виды самостоятельной работы, а также организовывать групповую и индивидуальную работу с обучающимися. В электронном учебном курсе могут размещаться различные учебные материалы и задания для самостоятельной работы обучающихся.
Теоретический материал может быть представлен в виде следующих ресурсов:
1) ресурс «Файл» подразумевает публикацию учебно-методического материала в виде набора файлов в различных форматах;
2) ресурс «Страница» предполагает отображение учебно-методических материалов в виде веб-страниц;
3) ресурс «Гиперссылка» позволяет перенаправить обучающегося на внешний ресурс с учебными материалами.
Интерактивный электронный учебный курс – это курс, в котором возможна реализация учебного процесса, т. е. полноценно реализованы четыре взаимосвязанных блока: инструктивный, информационный, коммуникационный и контрольный. Публикация учебно-методических материалов в таком курсе осуществляется с использованием элементов курса LMS Moodle («Лекция», «Задания», «Тесты», «Форум», «Чат») и содержит все материалы, необходимые обучающемуся для успешного изучения дисциплины. Инструктивный (организационный) блок включает методические указания (руководство) к изучению дисциплины, методические указания к самостоятельной работе, критерии оценки. В организационном блоке возможна публикация материалов в виде прикрепленных файлов и страниц.
Информационный блок включает теоретический материал по всем разделам курса, выносимым на зачет или экзамен (согласно УМК). В этом разделе основная часть материала представляется в виде элемента курса «Лекция» и содержит страницы с учебными и контрольными материалами. Информационный блок логически структурируется и разбивается на темы. Каждая тема может раскрываться в отдельном элементе курса «Лекция» и состоять из нескольких страниц.
Раздел для самостоятельной работы может включать семинары, лабораторные и практические работы, упражнения
(тренинги), расчетно-графические работы, рефераты. Реализация самостоятельно выполненных работ выполняется с помощью элемента курса «Задание». Наиболее распространенным представляется тип «Задания» с ответом в виде файла. Файл с выполненной самостоятельно работой направляется преподавателю на проверку через специальное окно «Загрузить файл». Это может быть файл любого формата: графического, текстового, презентации, таблицы
и т. д. обучающийся имеет возможность отправить выполненное задание в электронной форме на проверку преподавателю, а также получить оценку и комментарий от преподавателя в электронной форме с использованием электронного учебного курса. В тексте задания могут использовать ссылки на методические рекомендации, видеопособия, полезные ссылки на Интернет-ресурсы, примеры выполнения подобных заданий. Преподаватель имеет возможность открыть список работ обучающихся, представленный в виде таблицы, оценить работу и написать комментарий.
Коммуникативный (коммуникационный) блок включает использование элементов курса «Форум», «Чат», электронной почты для осуществления взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Контрольный блок включает материалы для контроля результатов теоретического и практического усвоения обучающимися учебного материала: домашнее задание, контрольная работа, тесты (контроль, самоконтроль), коллоквиум; вопросы к зачету, экзамену.
Исследователями отмечается активизация самостоятельной деятельности обучающимися благодаря организованной системе представления заданий, консультаций, контроля над выполненными заданиями, реализованной с помощью электронного учебного курса.
В рамках учебной дисциплины для самостоятельной работы обучающимся можно предлагать:
1) самостоятельное изучение теоретического материала в разных объемах: мелкие порции теоретического учебного материала в каждой теме, отдельные темы или несколько тем, дополнительный учебный материал, который не входит в основной курс;
2) задания на повторение и систематизацию теоретического материала;
3)выполнение практических заданий для закрепления приобретенных знаний и умений: задачи, упражнения, графические работы, расчетные работы, моделирование, проектные работы;
4) выполнение исследовательской работы;
5) самостоятельное изучение материала отдельной учебной темы или модуля в полном объеме, включая теорию и практические задания.
Обычно для овладения теоретическим учебным материалом обучающимся предлагаются задания на написание рефератов, составление библиографии по теме, написание конспекта, перефразирование теоретических сведений небольшого объема в форму «вопрос-ответ», составление глоссария терминов по данной тематике, выполнение описательных работ, составление инструкций к осуществлению тех или иных операций, построение сетевых планов и графиков. Таким образом, организация самостоятельной работы обучающихся с использованием информационно-образовательной среды колледжа позволит активизировать познавательную деятельность обучающихся, сформировать устойчивые умения использования компьютерной техники и ИКТ для дальнейшего саморазвития и самообразования.
2.3 Сущность и преимущества интерактивных методов самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения.
Инновационный подход к организации самостоятельной работы предполагает активное использование дистанционных образовательных технологий посредством организации открытой информационно-образовательной среды. Важное место в ней занимают такие компоненты, как система дистанционного обучения (СДО) и электронный учебный курс, размещаемый в ней.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности обучающихся. Она преследует вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Роль и значение интерактивных методов в организации аудиторных занятий достаточно часто исследуется и описывается в литературе. Однако возможности и преимущества интерактивных методов в организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся во взаимодействии с компьютером (использование Интернет-ресурсов) исследованы недостаточно. Одной из причин сложившейся ситуации, по мнению ряда авторов, является ограниченное использование в процессе организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся интерактивных методов и форм в рамках электронного и дистанционного обучения.
Одним из примеров использования интерактивных методов обучения в организации самостоятельной работы обучающихся может служить работа с электронным учебником. Структурно и содержательно учебники построены таким образом, что кроме текста используются видеоматериалы, глоссарий, примеры из дополнительной литературы, персоналии, Интернет-ресурсы. Перед изучением главы обучающийся знакомится с методическими рекомендациями и прослушивает введение по теме. Последовательно изучает текст учебника по параграфам главы, обращаясь по гиперссылкам в тексте к другим объектам электронного учебника (видеоматериалам, глоссарию, примерам из дополнительной литературы, персоналиям). После изучения каждого параграфа главы обучающийся может в интерактивном режиме провести самоконтроль с помощью тренировочных тестов. Повторять попытки найти верный ответ в режиме тренировочных тестов можно многократно, даются ссылки к соответствующим разделам текста. Далее обучающиеся обращаются к глоссарию, что помогает им понять и запомнить определения новых категорий. Список персоналий позволяет получить краткие сведения об учёных, которые внесли наибольший вклад в разработку соответствующих разделов. Завершить работу помогают контрольные тесты. После изучения материалов по соответствующей теме обучающийся прослушивает основные выводы по главе, выполняет контрольные задания, знакомится с индивидуальной программой повторения главы, которая автоматически формируется по результатам выполнения контрольных заданий.
Электронные библиотеки, журналы. Интернет сегодня заменил обучающимся и преподавателям библиотеки, учебники, журналы, открыв огромный массив информации, включающий и оцифрованные печатные издания. Он позволяет за секунды передавать файлы и сообщения другому пользователю, компьютер значительно упростил поиск, подбор, оперирование информацией. Все это сегодня широко используется в образовательных учреждениях, но технологии стремительно развиваются и появляются новые возможности, которые можно эффективно использовать в учебном процессе. Это готовые образовательные комплексы или отдельные их части — видеолекции, тесты, геймифицированные системы обучения, мини-программы. К существующим образовательным комплексам можно отнести курсы в форме MOOC (МassivеOpenOnlineCoursе — массовые открытые онлайн-курсы) на образовательных Интернет-платформах (ОП).
Задача преподавателя здесь заключается в отборе среди массы ОП наиболее подходящих по ряду критериев: доступность, язык, формат. На отобранных образовательных платформах необходимо найти подходящие для данной дисциплины и специальности курсы. Внедрение таких форм в классический образовательный процесс разнообразит обучение, продемонстрирует иной тип изложения материала, познакомит обучающихсяс новым способом учения. В дальнейшем обучающиеся могли бы сами подбирать интересующие их курсы и самостоятельно планировать свое дополнительное образование.
Для входного, текущего и итогового контроля возможно подбирать готовые тестовые задания. Такой способ проверки знаний является оперативным, психологически комфортным для обучающихся. Подобные формы контроля носят обучающий характер. В сети имеются порталы с разнообразными онлайн тестами по различным темам и дисциплинам, а также сборники тестовых заданий от образовательных учреждений. Педагоги могут корректировать вопросы на свое усмотрение и включать их в учебный процесс, онлайн сервисы также могут использоваться на аудиторных занятиях, либо включаться в домашнее задание. В настоящее время активно внедряются в процесс обучения облачные организации самостоятельной работы обучающихся. Облачные технологии (облачные вычисления CloudComputing) – это сервис, который подразумевает удаленное использование средств обработки и хранения данных. С помощью «облачных» сервисов можно получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности
. Применение облачных сервисов имеет ряд преимуществ:
− экономия средств на специальные помещения, их оборудование и персонал;
− программное обеспечение;
– возможность использования технологий GoogleAppsEducationEdition и OfficeWebApps для организации работы с документами, презентациями, электронными таблицами и т.д.;
− сервисы позволяют выполнять многие виды учебных работ в онлайн режиме, дают возможность осуществления контроля и оценки работ обучающихся преподавателем;
− облачные технологии позволяют сохранять информацию;
− благодаря облачным технологиям люди с ограниченными возможностями могут получать доступ к образовательной среде.
К недостаткам облачных вычислений на сегодняшний день можно отнести:
− необходимость постоянного высокоскоростного соединения с сетью Интернет;
− риски технических сбоев;
− отсутствие законодательной базы использования облачных вычислений.
На основе облачных технологий возможно создавать различные комплексы по управлению самостоятельной работой студентов. Облачные сервисы позволяют получить доступ к образовательным материалам различного вида: текстовым, визуальным, мультимедийным, интерактивным и т.д. Они дают возможность выполнения заданий индивидуально, совместно с преподавателем или с группой (презентаций, таблиц, текстовых документов, блогов, сайтов, контроль знаний обучающихся с использованием анкет, тестовых заданий).
Современному студенту открыта масса образовательных возможностей. Необходимо постоянно информировать студентов о наличии таковых, мотивировать обучающихся на саморазвитие, а также знакомить их с новыми формами и методами обучения. Подобные элементы обучения могут быть применены в сложных ситуациях, таких как: необходимость восполнить образовательные пробелы самостоятельно, невозможность посещения аудиторных занятий по разным причинам, дополнительные задания. Применяя электронные средства обучения, мы не меняем классический образовательный процесс, а совершенствуем его, используя возможности сети. Такая форма обучения позволяет обучающимся заниматься самостоятельно, при этом педагог выполняет роль наставника, способствует обучению, а текущий контроль осуществляет либо сам студент, либо компьютер. Таким образом, обучающийся сможет рассчитывать свои силы, заниматься дополнительно в комфортной для него среде, самостоятельно оценить свои успехи и образовательные возможности.
Заключение
Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание таких дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту профессионального образования (ФГОС СПО) необходимо использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий с целью формирования профессиональных компетенций и развития личности обучающихся.
Интерактивные методы позволяют значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность их определяется тем, что используемые приёмы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Интерактивный процесс самостоятельной работы способствует снятию барьеров общения, создаёт условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности, учит рассчитывать свои силы, заниматься дополнительно в комфортной для него среде, самостоятельно оценить свои успехи и образовательные возможности. С помощью интерактивных методов преподаватель вместе с новыми знаниями ведёт участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучающихся. Задачей преподавателя становится создать условия для проявления инициативы обучающихся. Однако реализация интерактивных методов обучения с использованием Интернет-ресурсов в самостоятельной работе обучающихся вызывает определённые трудности:
– большие трудозатраты преподавателей на их разработку и создание соответствующей образовательной среды;
– низкая мотивация у некоторых обучающихся (принцип добровольности является доминантным в реализации интерактивных методов обучения, а отношение к процессу обучения у обучающихся разное);
– методы интерактивного обучения не всегда вписываются в установленные временные рамки традиционного обучения.
Поэтому, интерактивное обучение целесообразней рассматривать с позиций комплексного подхода к организации самостоятельной работы обучающихся, включающей традиционные активные и инновационные интерактивные методы обучения.
Список использованной литературы
1. Арстанов, М. Ж. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии / М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – Алма-Ата : Мектеп, 1980. – 207 с.
2. Бекряев, Ю. Н. Организация самостоятельной работы обучающихся в профессиональных образовательных организациях : методические рекомендации /
Ю. Н. Бекряев, С. Л. Шихов. – Вологда : Вологодский институт развития образования, 2016. – 28 с.
3. Бондарь, Л. А. Современные подходы к проектированию модели организации самостоятельной работы студентов-филологов в условиях высшего учебного заведения /
Л. А. Бондарь // Инновации в образовании. – 2013. – № 11. – С. 5 – 14.
4. Быковец, О. А. Организация самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС НПО и СПО : методические рекомендации / О. Л. Быковец,
Е. В. Янченкова. – М. : ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ , 2014. – 39 с.
5. Вейн, А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. – М. : Наука, 1998. – 189 с.
6. Гаджиева, П. Д. Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы студентов / П. Д. Гаджиева,
З. З. Мусакаева // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 6. – С. 75 – 81.
7. Глазунова, Е. Г. Факторы эффективной организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений с использованием технологий e-learning /
Е. Г. Глазунова // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 11. – С. 36 – 51.
8. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М. : Просвещение, 1991. – 315 с.
9. Есипович, К. Б. Управление познавательной деятельностью учащихся. – М. : Просвещение, 1988. – 243 с.
10. Зимняя, И. А. Основы педагогической психологии : учеб. пособие для студентов II – V курсов / И. А. Зимняя, Е. И. Савонько, И. А. Петухова [и др.]. – М. : Моск. пед. ин-т иностр. языков им. М. Тореза, 1980. – 119 с.
11. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : учебно-метод. пособие / С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина, А. В. Меренков [и др.], под общ. ред.
Т. И. Гречухиной. – Екатеринбург : Изд-во Урал. федер. ун-та им. Б. Н. Ельцина, 2016. –
80 с.
12. Моро, М. И. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М. : АПДН РСФСР , 1983. – 150 с.
13. Мусакаева, З. З. Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы студентов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 6. – С. 75 – 81.
14. Сахарова, В. И. Организация самостоятельной работы обучающихся профессиональных образовательных организаций : методические рекомендации / авт.-сост. В. И. Сахарова, Н. О. Хлупина . – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО» , 2016. – 114 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.