- 25.04.2024
- 5030 Просмотров
- Обсудить
Государственное Автономное Профессиональное образовательное
Учреждение «Якутский медицинский колледж им В.А. Вонгродского»
Республика Саха (Якутия)
Колосова Марианна Евгеньевна, преподаватель «Анатомия и физиология человека»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Якутский медицинский колледж им В.А. Вонгродского»
По приказу Министерства просвещения Российской Федерации №527 от 4 июля 2022 года по утверждению ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело обязательная часть общепрофессионального цикла образовательной программы предусматривает изучение «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии» и некоторых дисциплин. Эти программы успешно реализуются на базе Государственного Автономного Профессионального образовательного учреждения «Якутский медицинский колледж» Республика Саха (Якутия) с учетом получаемой специальности [7].
Л.Ф. Пшеничная в учебном пособии «Педагогика в сестринском деле» приводит определение про понятие «Средства обучения». Средства обучения – составная часть материально – технического оснащения учебного заведения, представляющая совокупность предметов, которые заключают в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания [6].
Современная система профессионального образования акцентирует внимание на внедрение образовательных технологий нового уровня на практическом обучении. Так, инструментом повышения качества подготовки профессионально компетентных специалистов среднего звена выступает анатомический музей как средство современного практического обучения.
В Якутском медицинском колледже в 1972-73 уч. гг. при кабинете анатомии впервые был организован анатомический музей, который в современном образовательном пространстве занял определенное место для обучения студентов всех курсов медицинского колледжа.
Организаторами являются преподаватели анатомии: Сергина Т. И. – первая заведующая музеем, а также Шеина А. П., Гридчик Г. Г., Петрова И. И. и лаборантки кабинета анатомии и музея Тимофеева А. К., Баишева А.Н. (Приложение 1).
Начиная с 1972 года студенты, посещающие кружок анатомии и патологической анатомии, стали заниматься препаровкой органов и приготовлением анатомических макропрепаратов. Для экспонирования готовых влажных натуральных анатомических музейных препаратов в основном пользовались квадратными, четырехугольными, круглыми стеклянными банками. Делали соответствующего размера стеклянные крышки. Консервированные трупные материалы производили путем заливки раствором формалина. Концентрация раствора зависела от плотности органа и длительности хранения.
В музее имеется две секции: органы по нормальной анатомии и патологической анатомии. Почти полностью освещен вопрос о краевой патологии, на что указывают наличие таких препаратов как эндемический зоб, хроническая язва желудка, различные раковые поражения легких, желудка, пищевода, печени; альвеококкоз печени, туберкулез легких, а также встречается патология плодов и новорожденных: анэнцефалия, порок развития – сирена, мумифицированный плод, гидроцефалия [3].
В настоящее время при поддержке Дмитрия Афанасьевича Алексеева, директора ГАП ОУ «Якутский медицинский колледж» Республики Саха (Якутия), музеем заведует молодой преподаватель по анатомии Алексей Гаврильевич Дорос. Музей располагает значительной коллекцией экспонатов по: патологии почти всех органов, стадии развития плода, плацента с пуповиной, части тела с ожогами электрического тока, изменения органов при поражении раковыми заболеваниями и другие экспонаты. На современном этапе развития медицинского образования анатомический музей является актуальным средством обучения, пользуясь которой школьники и студенты получают необходимые сведения о строении человеческого тела и его функциях в норме и патологии. Также в музее проводится профориентационная работа с учащимися с 7 по 11 классы из разных школ республики, в том числе имеются школы с медицинским направлением обучения.
Занятия, проводимые в анатомическом музее, всегда очень наглядные, убедительные, производят на студентов большое впечатление, имеют большую педагогическую ценность:
• Обеспечивает высокий уровень подготовки студентов колледжа по курсам нормальной анатомии и патологической анатомии.
• Развивает и расширяет основу клинического мышления студентов.
• Укрепляет межпредметные связи в педагогическом аспекте.
• Вызывает большой интерес к преподаваемой дисциплине «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии».
• Способствует привитию практических, творческих навыков.
• Повышает интерес к учебной, исследовательской и поисковой работе.
• Повышает чувство высокой профессиональной ответственности.
• Повышает интерес к медицинским знаниям и профессиям среди обучающихся школ, лицеев, гимназий, колледжей и всего населения республики.
Таким образом, применение экспонатов, препарированных органов в сравнении с физиологически здоровыми органами и с органами с патологией являются успешными средствами обучения в системе среднего профессионального образования и являются актуальными и перспективными направлениями.
Приложение 1
Занятия по анатомии ведет Сергина Тамара Ивановна [3].
Профориентационная работа с учащимися и студентами.
Занятие проводит Алексей Гаврильевич Дорос, заведующий анатомическим музеем.
Использованная литература и источники
1. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал Среднее профессиональное образование №6 2022
2. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал Среднее профессиональное образование №11 2022
3. Лебедева Т. Н., Семенова А.А., Николаева С.М., Тимофеева И.И., Уткин К.Д. Якутский базовый медицинский колледж к 90-летию со дня основания /Автор-составитель Т.Н. Лебедева.- Якутск: Республиканский Дом народного творчества, 1996 г.,-80 с., илл./
4. Научно-методический журнал Методист №2 2022
5. Научно-методический журнал Методист №2 2022
6. Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле / серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2002.-352 с.
7. https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/acts_list2021/mandatory_requirements_2021/fgos_spo/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.