- 11.05.2024
- 5314 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ СО «Ершовский агропромышленный лицей»
Чтобы пробудить у студентов желание стать настоящими мастерами, в совершенстве овладеть профессией, необходимо постоянно развивать у них познавательную активность и творческую самостоятельность, приобщать к совершенствованию профессиональных умений и навыков, к занятиям кулинарного творчества.
Мы стараемся воспитывать не только высококвалифицированных рабочих, но и активных участников творческого процесса.
Склонность к творческой деятельности проявляется в том, что человек берет на себя дополнительные функции по совершенствованию технологии без какого-либо принуждения со стороны окружающих. Важно не только привлечь студента к творчеству, но и увлечь его, да так, чтобы все мысли, чувства, стремления были связаны с творческой деятельностью осваиваемой профессии. Необходимо найти такие приемы педагогического воздействия, которые не уводили бы студентов на другую сторону, а заставляли бы заглянуть в самого себя, определить свои возможности, открывали широкий простор фактам.
«Думай, дерзай, твори»- эти слова для тех, кто занимается творчеством, становится не просто лозунгом, а смыслом в жизни.
Необходимо помнить, что каждый студент - индивидуальность. Например, один студент, получив задание на приготовление и оформление изделия, долго обдумывает его выполнение. Работу выполняет неторопливо, но на совесть, а другой, напротив, в работу включается сразу, стремится все сделать быстро, а в результате - ошибки, разочарование, неверие в свои силы. Важно замечать это и строить учебно-воспитательный процесс с учетом конкретной ситуации и индивидуальных особенностей каждого студента.
Значительные возможности для развития познавательной активности студентов заложены в работе нашего кулинарного кружка «Кулинарная мастерская». Вся система обучения в кружках ориентирована на формирование основ профессионального мастерства. Кружковые занятия - это мир личных увлечений, совершенствование профессиональных умений и навыков. Они дают возможность свободного выбора темы, работы или занятий. В том возрасте, в котором находятся наши студенты, это имеет немаловажное значение. Работа кулинара крайне разнообразна даже по ассортименту продукции: супы, соусы, блюда из круп и макаронных изделий, овощные, рыбные, мясные блюда, холодные блюда и закуски и т.д.. Повар-универсал должен получить в считанное время классных занятий и производственного обучения обязательный уровень знаний и профессиональных навыков по всем разделам, но достигнуть мастерства он может в какой-то одной области. Это обусловлено тем, что специализация должна отвечать индивидуализации (индивидуальным склонностям и способностям обучающихся).
В основе педагогического руководства творческим процессом студентов лежит постановка перед ними ряда постепенно усложняющихся задач. Поэтому основным содержанием работы в кружках являются разработка различных технологий с послідующим их приготовлением, новых изобретений в оформлении блюд.
Программа кружка: делать точно, прочно, красиво, причем все, что потребуется, и все, что можно выдумать полезного.
Закон кружка: «Начатое доделывать, доделанное совершенствовать». Правила работы: «Сначала думай, потом делай, делая думай еще, а при невзгодах спокойно все переделывай». Для накопления знаний пользуйся всеми источниками информации.
Девиз: «И таланты и сноровка- все идет от подготовки». Главную цель занятий в кружках можно сформулировать так: «Научить кружковцев целенаправленно применять полученные знания и навыки в разработке и изготовлении новых технологий, т. е научить их решать практические, и производственные задачи". Во время занятий кружка большое количество часов направлено на практические работы: от простого - к сложному.
Преподавателям необходимо знать и некоторые психологические особенности студентов, занимающихся творчеством. Для многих ребят успехи в творческой работе – это источник моральных сил для преодоления каких-то своих слабостей. Для других творчество– это средство восполнить пробелы в знаниях. Задача руководителя кружка – поощрить творческую работу ребят.
Наша задача заключается в том, чтобы умело добраться до «творческой жилки» именно тех студентов, которые не обладают какими-либо особами способностями, дарованиями. И для того, чтобы способности ребят нашли свое дальнейшее развитие, мы должны поверить в каждого из них. Сделав что-то самостоятельно, студенты обретают уверенность в себе. И на оборот - неверие в силы ребят убивает в них творческую самостоятельность, и тога обретаются привычки делать все по заданию, по подсказке. Ждать здесь творчества уже бесполезно. Для творчества необходим творческий простор. В творчестве опасен шаблон. Необходимо с учетом индивидуальных особенностей развивать их дарования. Подход этот заключается в том, чтобы применительно к индивидуальным особенностям увлечь студентов тем, что их больше интересует, дать им дело по душе, развить их творческие способности наиболее благоприятным для них направлением.
При развитии творческих способностей студентов мы используем различные способы и методы в процессе обучения. Проводим экскурсии, знакомим с новыми технологиями, учитывая местные компоненты, посещаем выставки, проводим викторины, конкурсы, в которых сочетаются занимательность и серьезность, принимаем участие в неделе комиссии как технологических дисциплин, так и других комиссий колледжа.
Умение творить повышает у специалиста рейтинг на рынке труда, что является важным фактором на современном этапе социального развития.
Мероприятия, обусловливающие постоянную актуализацию творческой способности студентов, проводимые в этом учебном году: кружковцы демонстрировали свои работы и на практических и на лабораторных занятиях, во время учебно-производственной практики, на занятиях кружков, во время проведения конкурса профессионального мастерства «Дело вкуса». Также была организована выставка «Поваров умелые руки могут чудо сотворить», на которой были представлены лучшие работы студентов. Демонстрируя свои работы, кружковцы таким образом привлекают внимание к работе кружков, и со временем туда приходят заниматься те ребята, которые вначале обучения не проявляли должного интереса к профессии. У них заметно улучшается успеваемость по спецпредметам, расширяется кругозор.
Кружковцами подготовлены стенды с фотографиями своих лучших работ, которые они сделали на протяжении всего учебного года. Так же к праздникам Нового года, Рождества, Масленицы, 8 Марта, Пасхальным праздникам кружковцы подготовили интересный материал с народными традициями, рецептами, современными элементами декора блюд.
При проведении викторины « Мой край – моя профессия» кружковцы также принимали участие. При подготовке к викторине студенты очень много переработали материала в интернете, специальной литературе и литературе, которую издали мастера по фирменным блюдам нашего края. Так же они общались с мастерами-профессионалами, которые работают в ресторанном бизнесе нашего региона и с выпускниками нашего колледжа. И примечательно то, что выпускники-кружковцы прошлых лет были участниками жюри.
В завершение хочется отметить, что для развития творческих способностей студентов необходимо:
1.Разнообразить формы и методы теоретического и производственного обучения.
2.Создать материально-техническую базу, отвечающую современным требованиям.
3.Активизировать познавательную активность обучающихся.
4. Сформировать профессиональные умения и навыки студентов в период обучения и во внеурочное время.
Творческие занятия, проводимые во внеурочное время имеют преимущество, так как не ограничены рамками расписания и не отрегулированы учебным планом. Они ведутся на добровольных началах и опираются целиком на интересы студентов, они формируют взгляды и убеждают раскрывать перед ними удовлетворённость выполняемой работой, воспитывают уверенность в себе, в выбранной профессии, гордость за то, что они выбрали рабочую профессию.
Главная цель работы кружка- пробудить у обучающихся желание творить новое, развивать творческую смекалку, наблюдательность, чтобы в результате добиться коллективного творчества всей группы.
Используемая литература:
1. Петрушин В.И. Развитие творческих способностей : учебное пособие / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 173 с. — (Высшее образование).
2. Раменских, Е. А. Развитие творческих способностей студентов как фактор успешной профессиональной адаптации будущих специалистов /на примере сферы сервиса и туризма/Е. А. Раменских, В. М. Петровичев/ Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.
3. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/ В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.
4. Шайденко, Н. А. Психология и педагогика профессиональных умений: Монография / Н. А. Шайденко, В. В. Сохранов, И. Л. Федотенко, Н. А. Лупанова, О. В. Варникова. Тула: Изд. ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2005.
Интернет –источники:
1. https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey-502286.htm
2. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/15823/2/10ionova.pdf
3. https://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-studentov-kak-faktor-uspeshnoi-professionalnoi-adaptatsii
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.