Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Май » 16

Обучение школьников с ОВЗ в организациях СПО по адаптированной образовательной программе профобучения по профессии 19601 Швея

Астраханцева Ольга Витальевна, мастер производственного обучения КОГПОБУ «Кировский многопрофильный техникум; г. Киров
Сунцова Елена Геннадьевна, мастер производственного обучения КОГПОБУ «Кировский многопрофильный техникум; г. Киров.

Профессиональное обучение школьников с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях по адаптированной образовательной программе профессионального обучения по профессии 19601 Швея

Профессиональное образование оказывает огромное влияние на дальнейшею социализацию в обществе и профессиональную самореализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Для успешной профессиональной деятельности лиц с ОВЗ и инвалидностью важны преемственность содержания и качество реализации допрофессиональных и профессионального этапов образования.

Современные тенденции профессионального образования направлены на сокращения сроков освоения профессии, преемственности образования и связь с производством. Однако проблемы обучения подростков с ОВЗ преодолеваются зачастую за счет увеличения срока обучения, так как для достижения устойчивых результатов требуется применение специальных форм и методов работы. Поэтому, при работе с данными обучающимися необходимо учитывать комплексную структуру дефектов и их возрастные особенности развития. Так, например, для обучающихся, которые имеют комплексные нарушения развития (сочетания 2-х или более психофизических нарушений) – ОВЗ (ментальные нарушения) и нарушения слуха у одного ребенка предусмотрен более длительный период обучения в школах. Для школьников старших классов со сложными дефектами доступно профессиональное обучение в профессиональных образовательных организациях по адаптированным образовательным программам профессионального обучения.
Анализ существующих данных по организации профессионального обучения для подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) показал, что в профессиональных образовательных организациях неслышащая молодежь преимущественно получает профессиональную подготовку и осваивает программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, т.е. рабочие профессии [4].

Вопросам профессионально-трудовой подготовки всегда уделялось большое внимание в школах для детей с нарушениями слуха. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы – с подготовительного по 12-й. Эта подготовка является базой для последующего профильного обучения [3].
Учащиеся КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова, которые обучаются в КОГПОБУ КМПТ по основной (адаптированной) программе профессионального обучения по профессии 19601 Швея осваивают адаптированную программу профессионального обучения опираясь на знания и умения допрофессионального образования. Данные обучающиеся имеют комплексный дефект – нарушение слуха, ментальные нарушения, а некоторые и нарушение опорно-двигательного аппарата. Поэтому, необходим поиск таких технологий и методов профессионального обучения, которые дают возможность сократить срок обучения и не окажут отрицательного влияния на качество профессиональной подготовки.
Одной из применяемых на занятиях технологий является Модульная технология обучения, основанная на модулях трудовых навыков («МТН - технология»). Знания в данной технологии являются средством достижения цели обучения и формируются по определенному алгоритму. Данные модули разработаны для удовлетворения потребности рынка труда в гибком, эффективном и индивидуальном обучении.

МТН – концепция, которая ориентирует процесс обучения на формирование практических навыков, что сопровождается усвоением строго необходимых знаний. Основным средством модульного обучения является Учебный элемент - автономный учебный материал, нацеленный на формирование у обучающихся отдельных навыков или знаний и используемый для самообучения и/или обучения под руководством мастера производственного обучения.
Структурирование профессиональной деятельности в виде модульных единиц позволяет формировать на их основе модульные программы профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея. МТН содержат несколько видов способов обработки одного узла в зависимости от фасона, вида ткани и используемого оборудования. Для обучения по профессии 19601 Швея выбраны способы обработки, используемые в массовом производстве одежды, востребованные в соответствии с направлением моды, современными материалами и оборудованием.

Используются учебные элементы при изучении обработки сложных узлов. Переработанные элементы МТН-концепции по профессии «Портной легкого платья» используются для того, чтобы они были доступны пониманию обучающимся. Обработка узла разбита на более мелкие операции, каждая операция сопровождается рисунком и эталонным образцом. Также для понимания материала обучающимся часто приходится перерабатывать рисунки. Наиболее простые способы обработки используются без переработки. Учебные элементы МТН-концепции также используются для изучения нового материала (фронтальная и индивидуальная форма организации работы), и закрепления изученного материала. При изготовлении сложных изделий учебные элементы являются опорой для выполнения отдельных узлов. Контрольные вопросы учебного элемента используются при текущем закреплении материала, а также в оценочных материалах для дифференцированного зачета по Учебной практике.

После выполнения упражнений по обработке отдельных деталей и узлов изделий переходим к сложной и объемной теме – изготовление швейных изделий. На этом этапе обучающиеся должны научиться не только качественно обрабатывать изделия, но и понимать технологическую последовательность, технические условия обработки, переходить от учебной деятельности к производственным задачам. Планировать свои действия, контролировать их выполнение, работать целенаправленно и самостоятельно обучающимся с ОВЗ помогают технологические карты.
Таким образом учебные элементы МТН-концепции, опорные конспекты организуют учебную деятельность обучающихся с ОВЗ, способствуют планомерности выполнения задания.

Также одним из элементов модернизации технологического образования можно назвать разработку и применение опорного конспекта. Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором В.Ф. Шаталовым [2]. По определению С.А. Глазунова, опорный конспект – любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т.д., расположенных определенным образом, и несущих определенную информацию [1]. Так как при общении с обучающимися с нарушениями слуха затруднена коммуникация, поэтому, опорный конспект нужен не сам по себе, а для того, чтобы передать определенное содержание. Эффективная передача информации, наглядность – бесспорное достоинство опорных конспектов. Для обучающихся с нарушением интеллекта и слуха характерен ограниченный словесный запас, сложность понимания новых понятий и определений, поэтому предъявляемый опорный конспект должен быть лаконичным, легко читаемым и понятным. Используется рабочий конспект при изучении нового материала, выполнении практической работы, повторении и закреплении. Опробуя различные формы работы с опорными конспектами, актуальность, необходимость и достаточность их содержания, планируем создать на их основе рабочую тетрадь для активизации работы обучающихся в процессе освоения теоретического и практического материала при выполнении учебных заданий.

На швейном производстве технологическая карта изготовления изделий – это документ, в котором зафиксированы все процессы обработки изделия, указаны операции и составные части технологической операции, производственное оборудование, технологические режимы, необходимые для изготовления изделия, квалификация работника и его разряд. В современных условиях важной задачей для предприятия является быстрый переход на производство новых изделий, а значит и наши обучающиеся должны иметь соответствующий практический опыт работы, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Поэтому, в процессе работы с обучающимися им предъявляются на первоначальном этапе подробные технологические карты. После успешного усвоения опыта работы наиболее «успешным» обучающимся предлагается работа по технологическим картам с неполным заданием и самостоятельным планированием предстоящих трудовых действий.

Педагогическим работникам технологические карты дают возможность чётко организовать и построить урок, учитывая индивидуальные возможности учащихся с ОВЗ, рационально использовать учебное время на уроке. По мере накопления у обучающихся необходимого опыта работы время на разбор и восприятие технологической карты постоянно сокращается. На этом этапе мастером производственного обучения демонстрируются, а обучающимися опробуются только новые трудовые операции, приемы работы и приспособления. Цель – постепенно перейти от общего объяснения к индивидуальному, самостоятельному пониманию содержания технологической карты и к самостоятельной работе учащихся.

Тесные контакты техникума с потенциальными работодателями в швейной отрасли г.Кирова определяют актуальность содержания адаптированных образовательных программ профессионального обучения, а значит и востребованность выпускников на рынке труда. Большинство трудоустроившихся выпускников закрепляются на рабочих местах уже во время прохождения производственной практики. Работа на предприятии в период производственной практики формирует у обучающихся с ОВЗ профессиональные компетенции, практические навыки, востребованные на данном производстве. Соответственно, задача мастера производственного обучения – качественно подготовить рабочих за более короткий срок, дать возможность обучающимся с ОВЗ приобрести опыт самостоятельной работы.

Таким образом, интеграция трудового обучения в школе и профессионального обучения по основной (адаптированной) программе профессионального обучения по профессии 19601 Швея в КОГПОБУ КМПТ приводит к модернизации технологического образования лиц с ОВЗ и способствует профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ с нарушением слуха и возможность дальнейшего трудоустройства.

Список используемой литературы:
1.Глазунов С.А. опорные конспекты, как средство повышения качества образования. / Журнал Научные исследования в образовании, 2007. - №3. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/opornye-konspekty-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-obrazovaniya.
2. Калмыкова, Н. В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации / Н. В. Калмыкова, С. Ф. Петряева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). – С. 53-58. – URL: https://moluch.ru/archive/91/19341/ (дата обращения: 11.04.2022).
3. Сурдопедагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Владос, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика) Раздел 6: главы 1 и 2
4. Учебное пособие по организации обучения инвалидов по слуху в профессиональных образовательных организациях / Под руководством Р.Г. Тер-Григорьянц. Авторский коллектив: О.А. Антонова, Н.Ю. Борякова, Ю.В. Богинская, Б.А. Коростелев, Г.Л. Котова, О.Ю. Пискун, В.Э. Ромашкина, Л.И. Руленкова, И.Л. Соловьева, В.Р. Майер, Е.А. Швец. – М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2017.

Изображение от pressfoto на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar