- 17.06.2024
- 4612 Просмотров
- Обсудить
Деревянченко Алина Сергеевна
КГБ ПОУ Хабаровский промышленно-экономический техникум
Анатация: В статье рассматривается проблема мониторинга уровня физической подготовленности cтудентов, как фактора повышения качества их физического совершенствования. Мониторинг в данном случае, определяется как неотъемлемая часть педагогической деятельности профессионального образования, которая имеет свою цель, задачи, принципы и структуру учебного процесса. А также содержит средства, методы и формы, направленные на коррекцию уровня физической подготовленности обучающихся.
Ключевые слова: мониторинг, физическое здоровье, физическое воспитание, физическое развитие, физические качества, студенты.
Нашему государству нужен здоровый человек, который будет психологически устойчив к конкуренции и перемене образа жизни. Человек, обладающий свободой мышления, готовностью к творчеству, стремлению к самореализации, у которого сформирована способность поддерживать свое физическое и психическое здоровье, а также умением ставить цель и четко осознавать мотивы здоровьезбережения.
Все эти качества проявляются в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Анализ результатов проведенных нами исследований в КГБ ПОУ ХПЭТ позволяет отметить неустойчивость ценностных ориентаций, а также недостаток волевых качеств будущих специалистов в показателях физического саморазвития и сохранения своего здоровья.
Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения студентов является для профессиональных учебных заведений достаточно востребованной в наше информационное время. В профессиональных образовательных учреждениях здоровьесберегающие технологий подразделяются на: защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие [4].
Использование всех видов данного класса технологий происходит в двух уровнях: в деятельности самого профессионального образовательного учреждения, а также в педагогической практике преподавателя. Определить эффективность и дать оценку качества здоровьесбережения обучающихся возможно с помощью мониторинга физического и психического состояния студентов. Функционирование подобной модели мониторинга возможно при реализации следующих принципов: комплексности, системности, целостности, динамичности.
Мониторинг имеет адресность и предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретно поставленных задач.[2] Для осуществления качественного мониторинга физического здоровья необходимо унифицировать критерии и методики оценки физического состояния, и создание информационно-аналитического пространства, которое позволит осуществлять обмен необходимой информацией и обеспечит принятие адекватных решений на всех уровнях – от индивидуального до административного.
Анализ опроса преподавателей профессиональных образовательных учреждений г.Хабаровска (всего – 48 человек) показывают, что основными показателями мониторинговых замеров могут быть:
здоровьесберегающая деятельность как один из параметров аккредитации техникума – 31,42%;
соблюдение нормативов учебной нагрузки – 12,4%; организация работы техникума по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни – 11,7%; организация культурно-оздоровительной работы – 13,5%;
организация системы медицинского обслуживания – 4,8%;
здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения – 14,6%.
Проведенный анализ содержания здоровьесберегающей деятельности техникума, в том числе и результаты экспертного опроса, позволили определить ряд показателей, которые могут быть использованы для определения оценки эффективности проводимой работы, а так же составить модель мониторинга. Определение основных показателей позволили сформировать базовую часть мониторинга оценки эффективности здоровьесбережения студентов, которая включает в себя следующую последовательность показателей.
Первый блок – это общие показатели здоровья: удовлетворенность качеством здоровья; пропуски занятий студентами по болезни; диагностическая карта заболеваемости студентов на учебный год и другие.
Второй блок – системность здоровьесберегающей деятельности техникума, которая включает: наличие в учебных планах профессиональной подготовки здоровьесберегающих спецкурсов, спецдисциплин; социально-адаптационная и личностно-развивающая работа учебного заведения; просветительско-воспитательная работа со студентами.
Третий блок представляют показатели психофизиологической комфортности образовательного процесса: расчет коэффициента утомляемости; напряженность функционального состояния учебного процесса, соответствие социальным стандартам. напряженность адаптационного периода студентов 1-го курса; удовлетворенность преподавательским составом; жизнедеятельностью образовательного учреждения и другие.
Четвертый блок – физкультурно-оздоровительная работа в профессиональном образовательном учреждении: эффективность организации культурно-оздоровительной работы учебных групп в целом; мотивация обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Мониторинг в нашем случае рассматривается, как составная часть педагогической деятельности, которая имеет свою цель, задачи, принципы, структуру и содержание. Целью мониторинга является получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в учебном процессе, для коррекции содержания физического воспитания учащихся.
В процессе проводимого исследования наиболее актуальным для нас является проведение мониторинга физического здоровья студентов. Мы выделили следующие компоненты: показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности.
Анализируя результатов научных исследований, мы выяснили что, несмотря на внимание специалистов в области физической культуры и спорта, к проблеме оценки и контроля уровня физической подготовленности студентов, наблюдается ухудшение уровня физической подготовленности обучающихся, используются двигательные тесты, не учитывающие индивидуальные особенности организма. Основными инструментами проведения мониторинга являются тестирование и анкетирование. В системе физкультурного образования студентов тестирование помогает решению ряда сложных задач, например, таких, как выявление уровней развития физических качеств и оценка уровня владения двигательными навыками. На основе результатов тестирования можно проводить следующий анализ: сравнивать физическую подготовленность, как отдельных исследуемых, так и целых групп; проводить отбор для занятий тем или иным видом физических упражнений; осуществлять в значительной степени объективный контроль над процессом и результатами обучения; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные планы индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями.[4] Совершенно очевидно, что процесс оценки физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов строится не только на сопоставлении результатов тестирования с нормативами, но и на динамике прироста индивидуальных показателей.
Определение уровня физического здоровья необходимо не только в диагностических целях, но и в целях коррекции форм и содержания физического воспитания.
В наше исследование была включена для обучающихся самодиагностика, определения сформированности уровня физической культуры личности студентов. Данному процессу уделяется достаточно внимания, так как с нее начинает вырабатываться навык самооценки, который необходим каждому человеку, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: мониторинг является наиболее продуктивным инструментом наблюдения, анализа и контроля состояния здоровья студентов, позволяющий минимизировать негативные последствия учебной и профессиональной деятельности, а также повышать эффективность применяемых средств и методов обучения.
Литература
1. Волков В.Ю. и др. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: Учебное пособие. – СПб., 1996.
2. Давыдов, В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов : учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. – 92 с.
3. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи : постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 916 [Электронный ресурс]. – Режим доступ:http://www.referent.ru/1/61321.
4. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.:КНОРУС,2011. – 432 с.
Фото: КГБ ПОУ ХПЭТ
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.