- 02.07.2024
- 4874 Просмотра
- Обсудить
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Старооскольский медицинский колледж"
Соавтор: Петракова Елена Васильевна, социальный педагог
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Старооскольский медицинский колледж"
Профилактическая антинаркотическая работа с несовершеннолетними главным образом отведена образовательным организациям. На основании закона об образовании, одной из задач осуществления образовательного процесса является решение проблем воспитания, поэтому для предупреждения вовлечения подростков и молодежи в зависимое поведение, стратегия Российской Федерации предусматривает активное участие учреждений образования всех уровней в реализацию комплекса профилактических программ.
Для успешной реализации системной профилактики наркозависимого поведения в молодежной среде, необходимо принципиальной единомыслие всего педагогического состава и осознание важности проведения профилактической работы, так как эффективное воздействие на сознание студентов при систематическом повторении на учебных и внеаудиторных занятиях способствует полноценному осознанию пропагандируемых понятий.
Основная нагрузка по антинаркотическому воспитанию у студентов стойкого иммунитета и отрицательного отношения к наркотикам должна проводиться всеми звеньями педагогического коллектива образовательной организации на постоянной основе. При этом имеется разграничение функционала среди уровней педагогического воздействия на обучающегося:
- административный состав: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом;
- преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин, а также кураторы учебных групп: благодаря относительно тесному взаимодействию со студенческой аудиторией имеют возможность организации и проведения профилактической деятельности во время учебных занятий или во время проведения внеаудиторных мероприятий, в том числе путем активного взаимодействия с родителями студентов.
В рамках антинаркотической работы психолого-педагогической службы:
- психолог обеспечивает:
• адекватное психологическое сопровождение образовательного процесса (первичное выявление и разведение различных рискованных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных случаев);
• психологическое консультирование и сопровождение семей обучающихся;
• организационно-целостную квалифицированную психологическую помощь студентам «группы риска».
- социальный педагог содействует:
• межведомственному взаимодействию различных заинтересованных
организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
• проведению систематической работы с семьями студентов (особенно из числа семей группы риска).
Многочисленные исследования в области оценки поведенческих особенностей склонности к нездоровому образу жизни показывают, что асоциальные вкусы поведения закладываются с детства, на фоне инстинктивных потребностей во взрослении путем подражания, самоопробации, удовлетворения потребности в групповой принадлежности и самоутверждения. На фоне этого, приоритетное значение в формировании негативных привычек, в частности наркологизации подрастающего поколения, приобретает ближайшее окружение подростка: семья, родители.
При этом в системе образования поддерживается ориентация на приоритет воспитательной функции семьи, борьбу с асоциальными явлениями. Из этого следует, что первостепенное значение в разработке и реализации профилактических мероприятий по предупреждению употребления наркотических веществ в молодежной среде стоит направлять на работу с семьей.
Если обучающиеся школьного возраста, как правило, находятся под полным контролем как родительского, так и педагогического состава, то следующий уровень образования – средне специальное профессиональное образование является промежуточным звеном перед самостоятельной ответственностью совершеннолетнего студента за свои действия и поступки. Именно в период получения среднего профессионального образования в техникумах или колледжах, когда часть студентов для получения образования вынуждены жить в других населенных пунктах, снижается родительский контроль, переходя на дистанционную форму взаимодействия и воспитания. Всевозможные мероприятия, направленные на предупреждение или предотвращение наркотизации студентов учебных заведений, определенную эффективность при взаимодействии коллектива колледжа с родителями обучающихся, так как именно родители, в-первую очередь, заинтересованы в сохранении здоровья своих детей.
Решение многих задач, связанных с профилактикой зависимостей находится в компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений. Качественно организованная и реализуемая система ранней профилактики наркологизации подрастающего поколения доступна, не требует дополнительных затрат, легко применима в любых образовательных учреждениях и приносит хорошие результаты.
Общая система антинаркотического воспитания включает 5 взаимосвязанных направлений работы:
1. Организация управления и контроля системы профилактической работы противонаркотической направленности в образовательной организации.
2. Антинаркотическая пропаганда.
3. Совокупная деятельность педагогического коллектива по формированию отрицательного отношения к употреблению наркотических веществ.
4. Индивидуальная работа с обучающимися, особенно «группы повышенного риска».
5. Работа с родителями.
Основными направлениями взаимодействия с родителями по профилактике наркомании у обучающихся являются:
- формирование активного отношения родителей к антинаркотическому воспитанию обучающего, предупреждение вовлечения студентов в употребление наркотической продукции,
- организация на уровне микросоциума благополучной здоровой, ненаркотической среды, содействующей противодействию распространения наркотиков и других психоактивных веществ.
В системе образования к настоящему времени накоплен значительный опыт организации системной профилактической антинаркотической работы с родительской общественностью, который выделяет приоритетную цель такой работы в формировании у родителей установки непримиримого отношения к употреблению и распространению наркотиков для интеграции противодействия вовлечения в наркозависимое поведения студентов.
Общепринятые задачи работы с родителями по профилактике наркомании у студентов:
1. Дать знания родителям о психологических особенностях подростка-студента, оказываемых эффектах воздействия наркотических веществ, особенностях семейных взаимоотношений, перспективах поведения для преодоления семейных стрессов.
2. Помочь осознать собственные личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.
3. Определить направление и стратегии развития личностных ресурсов у обучающихся подросткового возраста по вопросам внутрисемейного взаимодействия.
4. Обучить навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с детьми-студентами.
5. Выявлять родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической, психотерапевтической, наркологической и психиатрической помощи.
Наиболее распространенными формами взаимодействия с родителями обучающихся по вопросам оказания профилактических мер антинаркотической направленности в современном образовательном пространстве являются:
1. Интерактивная форма: анкетирование и диагностика, дистанционное консультирование специалистов, оценка реакции родителей на информационный материал официальной страницы в социальных сетях, дискуссии родителей в родительских чатах в мессенджерах.
2. Традиционная форма: тематические семейные классные часы, родительские собрания (групповые, отделенческие, общеколледжные), семейные творческие конкурсы.
3. Просветительская форма: использование СМИ для освещения проблемы наркологизации молодежи, организация родительского всеобуча, распространение информационных материалов для родителей.
4. Административная форма: приглашение родителей на заседания колледжных советов по профилактике и заседания учебно-воспитательной комиссии, межведомственные заседания комитетов по профилактике.
Основными средствами антинаркотической работы с родителями обучающегося выступают:
1. Лекционно-просветительская беседа осуществляется путем информирования родителей (или законных представителей) обучающегося на родительских собраниях.
2. Индивидуальное семейное консультирование родителей по предупреждению наркотизации молодежи.
3. Выявление семей «группы риска», в которых родители имеют проблему наркозависимого поведения и оказание им психолого-педагогической поддержки, содействие в оказании медико-социальной помощи.
Наркопрофилактика, проводимая в кругах родительской аудитории, приоритетной формой работы выбирает лекционно-информационную, посредством которой до сведения родителей студентов можно не только донести определенный информационный материал, но и провести дискуссионную беседу. Для организации профилактического мероприятия целесообразно рассмотреть ряд вопросов для обсуждения:
• О чем необходимо знать родителям подростков (возрастные психологические особенности)? Почему обучающиеся подросткового возраста начинают употреблять наркотики?
• В чем заключается роль родителей в предупреждении употребления наркотиков их детьми?
• Настораживающие поведенческие особенности подростка, употребляющего наркотические вещества?
• Адекватное поведение родителей при подозрении на употребление подростком наркотиков?
• Достоверные источники информации о наркомании?
• Куда обратиться родителям для получения квалифицированной психологической и медико-социальной помощи?
Рекомендации по проведению бесед с родителями:
• При беседах с родителями целесообразно пользоваться обычной терминологией при описании клинических признаков наркозависимого поведения.
• Обязательно стоит затронуть тему последствий правового характера: задержание полицией за хранение и распространение, а также употребление наркотических веществ в общественных местах; угроза возбуждения уголовного дела.
• Необходимо информировать родителей о том, что тактика запугивания несовершеннолетних может иметь резонансный эффект. Лучше с профилактической целью родителям использовать аудиовизуализацию.
Таким образом, взаимодействие с родителями по вопросам профилактики наркомании среди студентов, должно быть организованным, комплексным и систематическим. Профилактическая работа по антинаркотическому воспитанию должна строиться в соответствии с рекомендациями по межведомственному взаимодействию с органами управления образованием, образовательными учреждениями, органами внутренних дел и органами по контролю за оборотом наркотических средств, что путем воспитательного воздействия на обучающихся через родительскую аудиторию обеспечит воспитательный эффект по профилактике наркоакцентированных правонарушений.
Список литературы:
1. Приказ №619 от 28.02.2000 Министерство образования Российской Федерации «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»
2. Выбираем жизнь: информационно-методический сборник / [М-во культуры Ом. обл., Бюджет. учреждение культуры Ом. обл. «Гос. центр нар. творчества»]. – Вып. 7. – 2020. – 94 с.
3. Шморина А.С. Методические рекомендации по проведению лекционно-информационных форм работы с родителями в аспекте первичной профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. – 2018. / Электронный источник. https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2018/09/19/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-lektsionno
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.