Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Июль » 28

Модульно-компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста по ФГОС СПО

Павловская Валентина Филипповна
СибГУТИ КТИ, г. Новосибирск, председатель Цикловой комиссии Телекоммуникаций, преподаватель.

В статье рассматривается применение модульно-компетентностного подхода к процессу профессионального обучения студентов СПО, для обеспечения более высокого уровня качественной подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: образовательные технологии, компетенция, модульная структура обучения.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся. В связи с этим актуально стремление повышать качество обучения и переходить от отдельных частных методик на современные педагогические технологии.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры.

В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование является главной целью профессионального обучения. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.

Актуальность рассматриваемого вопроса определяется тем, что реализация ФГОС СПО нового поколения по специальности 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи может быть затруднена как узким пониманием модуля исключительно как учебного, так и объективным требованием значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода [1].

Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями.

В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.

В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений.

В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов профессиональной деятельности, которое позволяет осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся [2].

Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:
1.Предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин,
2.Установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля,
3.Разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы учебного заведения,
4.Повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению;
5.Ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля.

Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.

Общие принципы и правила технологии преподавания разработаны на основе педагогического опыта мастеров-новаторов. Одна из особенностей педагогической технологии заключается в том, что любая технология, её разработка и применение требуют высокой активности педагога и обучающихся. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.

Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2020, https://sibsutis.ru/workgroups/w/group/46/files/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5/instr-avtor.doc
2. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2019.

Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar