Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Август » 3

Особенности выбора оценочных средств для определения уровня сформированности компетенций обучающихся

Бардина Марина Вячеславовна, преподаватель
Станиславский Сергей Анатольевич, преподаватель
Ликино-Дулевский политехнический колледж –филиал ГГТУ, г.Ликино-Дулево, Московская область

Аннотация: В статье рассматриваются особенности выбора оценочных средств для определения уровня сформированности компетенций в процессе освоения образовательных программ. При постановке проблемы отмечена необходимость педагогическим работникам формулировать результаты освоения образовательных программ в форме ожидаемых знаний, умений и навыков по каждой из формируемых у обучающихся компетенций для каждой учебной дисциплины в отдельности.
Ключевые слова: оценочные средства, компетенция, образовательная программа, деловые игры, ролевые игры, кейс-задание, коллоквиум, проект, тест.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования в соответствии с федеральными образовательными стандартами используется компетентностный подход при разработке образовательных программ. Приобретение обучающимся требуемых компетенций осуществляется в процессе освоения учебных дисциплин по выбранной специальности (направлению подготовки), при этом для каждой дисциплины в образовательной программе определяется свой компетентностный состав. Такой подход требует от педагогического работника формулировать результаты освоения образовательных программ в форме ожидаемых знаний, умений и навыков по каждой из формируемых у обучающихся компетенций для каждой учебной дисциплины в отдельности. Сопоставление достигнутых результатов с ожидаемыми составляет основу оценивания успешности освоения обучающимися образовательных программ. Следует отметить, что основной целью оценивания является не нахождение недостатков в освоении дисциплин как таковое, а определение наиболее эффективных путей для улучшения результата. Оценивание обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса и, как следствие, оно должно согласовываться с используемыми технологиями и методиками обучения.

Выбор оценочных средств влияет на адекватность оценивания результатов обучающихся и, как следствие, на эффективность самого образовательного процесса. Создавая оценочные средства, педагогический работник должен помнить, что оценивание обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса и, как следствие, оно должно согласовываться с используемыми технологиями и методиками обучения.

На сегодняшний день имеется большое количество различных форм оценивания успешности освоения обучающимися образовательных программ. Рассмотрим наиболее популярные виды оценочных средств и дадим характеристику их диагностической функции.

Решение комплектов задач. Решение задач представляет собой устную или письменную работу, которая может выполнятся как на занятиях, так и во время самостоятельной подготовки дома (только письменные задания).
Выделяют три уровня дифференциации задач и заданий :
1. Репродуктивный уровень. Задачи данного уровня позволяют определить знание обучающимся фактического материала, а также умение правильно использовать специальные термины и понятия, опознавание объектов изучения в рамках определенной темы. На данном уровне диагностируются знания и умения, опирающиеся только на память.
2. Реконструктивный (продуктивный) уровень. На этом уровне задач определяется умение обучающихся анализировать и обобщать теоретический материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы по результатам решения.
3. Творческий уровень. Задачи и задания данного уровня способствуют самообразованию обучающихся, так как требуют от них самостоятельной оценки ситуации, обобщение знаний из различных областей, умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения по заданной проблеме.

Деловые и ролевые игры. Деловая игра – это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Ролевая игра – это метод группового обучения, в основе которого лежит распределение участников обучающейся группы по ролям, разыгрывание определенной ситуации. Оба метода представляют собой активные (интерактивные) методы обучения, которые способствуют формированию и развитию практико-ориентированных компетенций обучающихся, поскольку в них моделируются условия, максимально приближенные к реальным условиям профессиональной деятельности. Данные методы довольно схожи, а основное отличие деловой игры от ролевой состоит в том, что участникам деловой игры ставится общая цель, в то время как у каждой роли в ролевой игре цель индивидуальна.

С точки зрения диагностической функции, ролевые и деловые игры позволяют оценить насколько хорошо или плохо обучающийся усвоил учебный материал, насколько развиты умения и, главное, сформированы навыки обучающихся, необходимые для решения реальных профессиональных задач.

Кейс-задания. Кейс-задание (учебный кейс, кейс метод) представляет собой специально подготовленный комплект учебных материалов, центральным элементом которого выступает практико-ориентированная задача, отражающая типичные ситуации, с которыми обучающемуся предстоит иметь дело в дальнейшей профессиональной деятельности. Основным отличием кейса от иных практико-ориентированных заданий является то, что кейс чаще всего описывает имевшую место в действительности ситуацию. Использование кейс метода требует от обучающегося анализа предлагаемой для разрешения ситуации, вычленения имеющейся проблемы, поиск возможных путей ее решения, а также выбор и обоснование наиболее оптимального из них.

С точки зрения диагностической функции, кейс-задания позволяют оценить способность обучающихся применять имеющиеся знания, умения и навыки для решения профессиональных задач, их готовность решать профессиональные задачи. Кроме того, кейс-задания позволяют развивать и проводить оценку умений обучающихся анализировать текущую ситуацию, осуществлять поиск необходимой информации, аргументировать принятое решение, а также навыков ведения дискуссии, критического оценивания различных точек зрения и самоконтроля.

Коллоквиум. Коллоквиум (с лат. – разговор, беседа) – это свободное собеседование педагогического работника с группой обучающихся, где превалирует обмен мнениями. В ходе коллоквиума обучающимся предоставляется возможность аргументированно высказать свою точку зрения по рассматриваемому вопросу. Также под коллоквиумом понимают форму контроля знаний обучающихся, проводимую в устной или письменной форме в виде ответов на контрольные вопросы, решения задач, а также тестового опроса, что на наш взгляд не совсем корректно. Достаточно часто коллоквиумы проводятся в качестве подготовки к промежуточной аттестации с целью систематизации знаний обучающихся, а также с целью уменьшения числа вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию.

С точки зрения диагностической функции, коллоквиум позволяет в сравнительно небольшой срок оценить уровень знаний у обучающихся всей учебной группы по отдельным темам или разделам учебной дисциплины. Причем преимуществом коллоквиума является то, что оценка знаний происходит в достаточно раскрепощенной форме в виде обсуждения того или иного вопроса.

Групповые дискуссии. Дискусионные методы в обучении применяются при изучении достаточно серьезных теоретических проблем. Наиболее часто в образовательном процессе находят применение групповые дискуссии в форме круглого стола и дебатов. Круглый стол представляет собой один из методов активного обучения, характерной чертой которого является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. В ходе круглого стола его участники занимаются всесторонним рассмотрением имеющейся проблемы с целью сформулировать касательно нее общее мнение, либо напротив разграничить позиции сторон. Дебаты представляют собой особую форму дискуссии, характерной чертой которой является столкновение различных, как правило, диаметрально противоположных, точек зрения относительно определенной проблематики. Следует отметить достаточно специфическую роль педагогического работника при организации групповых дискуссий: он выступает в качестве ведущего, который должен поддерживать высокий уровень активности всех принимающих в ней участие, подключать к ней пассивных участников, останавливать затянувшиеся монологи, не допускать перехода на личности и т.д.

С точки зрения диагностической функции групповые дискуссии позволяют оценить уровень знаний обучающихся по соответствующей тематике, их умение аргументировать собственную точку зрения, а также навыки критического оценивания различных точек зрения и навыки публичного выступления. Таким образом, применение дискусионных методов позволяет в большей мере оценить уровень сформированности коммуникативных компетенций обучающихся.
Проект. Проект представляет собой комплекс заданий, связанных с самостоятельным планированием, исследованием и получением конченного результата (продукта). Проект может выполняться обучающимися как индивидуально, так и в составе творческого коллектива.

Как оценочное средство проект должен удовлетворять следующим условиям: – тема проекта должна выбираться исходя из будущей профессиональной деятельности обучающихся, быть актуальной и иметь практическую значимость;
– выполняемый проект должен обладать определенной степенью новизны, т.е. он не должен полностью повторять уже имеющиеся результаты;
– задания проекта должны быть распределены между участниками творческого коллектива так, чтобы каждый смог продемонстрировать свой уровень сформированности компетенций в заданной предметной области (если проект выполняется не индивидуально);
– уровень сложности заданий проекта должен соответствовать требованиям, предъявляемым к будущим специалистам;
– выполнение проекта должно осуществляться в установленные сроки;
– проект должен выполняться с использованием основных достижений науки и техники, применяемых в соответствующей отрасли;
– по окончании проекта готовится отчетная документация и проводится публичная защита результатов проекта.

С точки зрения диагностической функции проект позволяет оценить теоретические знания обучающихся в соответствующей предметной области, умения самостоятельно использовать полученные знания в процессе решения практических задач, навыки исследовательской деятельности, практического и творческого мышления.
Тест. Тест представляет собой набор кратких заданий с заранее определенным набором типовых ответов или заданий с поиском конкретного ответа (решения). Главное достоинство тестов состоит в том, что они позволяют провести процедуру оценивания за короткий промежуток времени.

По способу предъявления заданий тесты можно условно разделить на:
1. Бланочные. Обучающийся получает задания и отвечает на бумажном бланке. Удобство данной формы тестирования состоит в том, что оно не требует наличия специального оборудования.
2. Предметные. От обучающегося требуется манипулировать определенными предметами. Тесты данного типа как правило выполняются на скорость.
3. Практические. Данные тесты по форме своего проведения напоминают лабораторные работы. Обучающийся должен выполнить определенное задание на специализированном стенде, оснащенном оборудованием для оценивания.
4. Компьютерные. Применение вычислительной техники позволяет автоматизировать процесс тестирования и оценивания. В рамках компьютерного тестирования можно реализовать тесты всех трех типов: от бланочных до практических в режиме виртуальной симуляции [Бакулин В.М., Жмурин Д.В., 2009, 156] Главное преимущество тестов данного типа заключается в скорости оценивания – результат выдается практически сразу.

Тестирование является простым, быстрым и удобным оценочным средством, которое позволяет оценить знания, умения и навыки (при условии использования соответствующего оборудования). Однако, стоит учитывать, что тесты не в состоянии оценить умение обучающегося логически и доказательно строить свой ответ, проверить правильность логических рассуждений и многое другое.

Представленный перечень оценочных средств является далеко не полным. Однако он дает понять, что конечный выбор средств для оценивания уровней сформированности компетенций у обучающихся зависит от конкретного перечня диагностируемых знаний, умений и навыков. Определение успешности освоения обучающимися образовательной программы должно быть комплексным и всесторонним, а значит и перечень оценочных средств должен включать в себя различные формы диагностики. Кроме того, вне зависимости от выбора того либо иного оценочного средства обязательно следует разъяснить обучающимся применяемые в нем критерии оценивания.

Список литературы
1. Егорова Л.Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №1. С.45-48
2. Ефремова Н.Ф. К вопросу о создании и функционировании фондов оценочных средств в вузе // Высшее образование в России. 2015. №7. С. 63-67
3. Никитина Н.Н., Железнова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие. М.: Мастерство, 2012. 288 с.
4. Переверзев В.Ю. Технологии разработки тестовых заданий: справочное руководство. М.:Е-Медиа, 2005. 271 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar