Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Октябрь » 18

Учебные проекты, как способ развития навыков исследовательской деятельности обучающихся

Винокуров Егор Иннокентьевич
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж» г.Нерюнгри

Исследовательская работа – это вид самостоятельной аналитической деятельности обучающихся в области систематического изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы. Исследовательская деятельность способствует выработке исследовательских навыков, формированию универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных. Исследовательская деятельность в образовании является одним из универсальных способов познания действительности, способствующим развитию личности в современном изменяющемся мире. При изучении предметов естественного цикла появляется реальная возможность приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, наблюдениям, увеличивает интерес к изучению данных предметов. Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, обучающиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам.

Это творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.). Метод проектов можно использовать как на уроках, так и внеурочное время. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Исследовательская деятельность включает следующие этапы:
1. Определение общей темы исследования, выявление и формулирование общей проблемы либо выявление и формулирование общей проблемы, после чего определение темы исследования.
2. Определение предмета и объекта исследования.
3. Формулировка цели и задач исследования, гипотезы исследования.
4. Определение методов исследования.
5. Сбор информации и экспериментальных данных по проблеме исследования.
6. Обсуждение полученных экспериментальных данных, проверка гипотезы, формулировка понятий, обобщений, выводов.

Проект позволяет ученику:
– проявлять инициативу;
– ориентироваться на достижение успеха;
– проявить ИКТ- компетентность;
– сотрудничество с другими учениками и учителями;
– развивать уверенность в себе, умение адекватно оценивать себя и других и оказывать влияние на других;
– получить в результате то, что может принести пользу;
– приобрести опыт;
– внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике;
– это опыт деятельности, который соединил в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Типичными ошибками в работах учащихся являются: – неудачный выбор темы исследования или проекта;
– некорректное название работы;
– неправильная формулировка цели и задач исследования или проекта;
– некорректная интерпретация результатов;
– неграмотная формулировка выводов;
– отсутствие ссылок на литературные источники в тексте работы и оформление списка литературы не по ГОСТу.

Учебно-исследовательская и проектная деятельности дают образовательный эффект, если используются совместно в учебном процессе. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование. Исследование подразумевает обязательное выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет и гипотезы.

При реализации проекта мы продумываем план и стараемся четко следовать ему от начала и до конца. При исследовании мы тоже планируем свои действия, но планы могут меняться в зависимости от результатов исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах могут быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

1. Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Биология в школе, 1999, № 6 – с. 42 – 45.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: ВербумМ, 2002, – 48 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar