Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Июль » 29

Опыт использования технологии деловой игры как формы практико-ориентированного обучения в медицинском колледже

Плешкова Лариса Анатольевна
Бердский филиал ГАПОУ НСО "Новосибирский медицинский колледж"

В основе практико-ориентированного подхода в образовании лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.

Перечень нормативных документов, регламентирующих реализацию практикоориентированного подхода в обучении:
– Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования";
– Приказа Минпросвещения РФ от 04.07.2022г. № 526 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01. «Лечебное дело»";
– Приказа Минпросвещения РФ от 04.07.2022г. № 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. «Сестринское дело»";
– Приказа Министерства труда и соцзащиты РФ от 08.09.2015 года № 608 - н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;
– Приказа Министерства труда и соцзащиты РФ от 31 июля 2020 года N 470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер".

Теоретическим базисом этого метода является положение о решающей роли активной, специально организованной деятельности студентов в процессе усвоения. Целесообразность использования именно активных методов согласуется и с данными экспериментальной психологии, согласно которым усваивается 10 % материала, принятого на слух, 50 % материала увиденного, и 90 % из того, что обучающиеся сделали сами. Деловые игры —определяют три важнейших направления, улучшающих качество обучения в сравнении, как с традиционными, так и другими методами и средствами обучения:
- это оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов;
- оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения;
- моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого - учебные игры как новый эффективный метод подготовки специалиста.

Деловая игра проводится в кабинетах доклинической практики колледжа.

Игровой метод имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами преподавания:
1. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся;
2. Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;
3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению с пациентом и коллегами;
4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучающихся;
5. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более сильной по сравнению с применяемой в традиционных методах;
6. В игре формируются стереотипы поведения в профессиональной деятельности;
7. В ходе деловой игры проявляется вся личность, в то время как традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы;
8. предоставляется возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.

«Деловая игра» в медицинском учебном заведении – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально приближенной к условиям реальной стандартной или нестандартной рабочей ситуации в медучреждении (квазипрофессиональных), с которыми специалист может столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Этот вид обучения наиболее актуален для студентов медицинских образовательных организаций и широко используется за рубежом. В настоящее время расширяется его применение и у нас в стране, поскольку студента невозможно без подготовки допустить к уходу за пациентами. Да и сами пациенты не стремятся доверить свое здоровье практикантам. Это достаточно эффективный метод обучения, поскольку с его помощью снимаются противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

По характеру педагогического процесса в медицинском колледже чаще разрабатываются репродуктивные игры: тренировочные и контролирующие.

Таким образом деловая (ролевая) игра в медицинском колледже обычно проводится на учебной практике, чтобы отработать умения и закрепить знания в ситуации, имитирующей рабочую. Чтобы затем на производственной практике применить их и приобрести первоначальный опыт при уходе за пациентом.

Использование технологии деловой игры при обучении специалистов среднего звена в медицине способствует формированию у обучающихся профессиональных компетенций, а также профессионально-значимых личностных качеств (общих компетенций). В ходе игры студенты учатся планировать, организовывать, осуществлять, корректировать и анализировать свою профессиональную деятельность.

Суть деловой игры состоит в импровизированном создании ситуаций, моделирующих некую типичную профессиональную деятельность медицинских работников, решение проблем, возникающих в ходе этой деятельности с пациентами и их родственниками, взаимодействие с медицинскими службами. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность всем студентам ознакомиться с функциями и рациональным поведением разных действующих лиц.

Таким образом в результате проведения деловой игры при подготовке специалистов среднего звена специальности сестринское дело преследуются следующие цели:
­ формирование соответствующих ФГОС ПК и ОК,
­ отработка осуществления ухода за пациентами с различными заболеваниями,
­ повышение мотивации студентов в овладении профессиональными навыками,
­ отработка навыков профессионального, бесконфликтного общения с пациентами с учетом их особенностей (возраст, социальный статус, интеллектуальный уровень и т.д) и коллегами.

Автором статьи была разработана деловая игра для обучения студентов медицинского колледжа сестринскому уходу за детьми.

На подготовительном этапе был разработан сценарий, оценочные листы для каждой роли, подготовлено материальное оснащение, студенты получили задания, в соответствии с ролью. По сценарию 2 человека оставались экспертами, которые должны рецензировать и оценивать работу игроков.

По легенде игры в приемный покой педиатрического отделения бригадой скорой медицинской помощи доставлена в сопровождении матери, пациентка Н., Ребенок осмотрен педиатром и даны назначения.

«Ребенок» имитирует симптомы заболевания, мама задает вопросы, отвлекая и провоцируя «медиков», а исполнители ролей медицинских работников, несмотря на провокации добросовестно оказывают помощь и «ребенку», и «маме».
Пожалуй, роли экспертов требует хорошей подготовки участников. глубокого знания как клинической картины самой патологии, так и грамотного подхода к уходу и выполнению диагностических и лечебных процедур. Преподаватель оценивает роль каждого участника и достижение целей игры в дискуссионной форме с аудиторией.

Проведение подобных деловых игр, по окончании каждого раздела у студентов стимулирует их на более глубокую домашнюю подготовку к занятиям. Проверка знаний и умений подобным образом более интересна студентам, ведь она подразумевает не только выявление уровня подготовки теоретического материала, и практических умений, но и использование их в реальности в ходе проводимой деловой игры. Для преподавателя, оценивающего студентов, задействованных в деловой игре, также есть свои несомненные плюсы. Зачастую, при письменных либо устных проверках знаний, мы сталкиваемся с проблемой заучивания, при которой обучающийся не вникает в суть материала, испытывает трудности с использованием его в практической деятельности, наконец, может просто переписать определенный материал из шпаргалки при письменном ответе. Что касается, деловой игры, то проблемы с оценкой подготовленности студентов отпадают, более того, преподаватель видит все «слабые места» или пробелы в знаниях учащихся, что может в последующем послужить для организации более детального разбора того или иного материала.

Кроме этого, деловая игра позволяет психологически приблизиться к практической деятельности специалиста.

Таким образом, преимуществами использования деловой игры для студентов являются:
­ возможность выступления в новых для себя ролях;
­ формирует клиническое мышление;
­ способствует быстрому принятию решений;
­ моделирует взаимоотношения с коллегами и пациентом;
­ способствует повышению ответственности за свою работу.

Преподаватель также получает преимущества от игры:
­ объективная оценка подготовленности студентов;
­ возможность одновременной оценки знаний сразу многих студентов;
­ выявление пробелов в знаниях по определенным темам;
­ возможность проверки знаний студентов сразу по нескольким темам;
­ оценка умения применить имеющиеся знания.

Из собственного опыта проведения игры могу отметить, что применять деловую игру можно несколько раз меняя исполнителей. Подобные деловые игры можно использовать для проверки знаний студентов в рамках различных тем и разделов. Очень полезно по нескольку раз повторить после коррекции одну и ту же роль. Кроме этого возможна смена игроков по окончании определенного этапа игры. Очень полезна видеосъемка деловой игры, чтобы участники могли проанализировать свои действия.

Преимущества деловой игры перед другими видами обучения заключаются в том, что деловая игра, имитируя ситуации, реальные в будущей профессии, развивает умение искать и работать с информацией, позволяет значительно активизировать творческие возможности студента. Дает возможность учиться на своих и чужих ошибках, без ущерба для пациента, а также решают задачи формирования коммуникативной составляющей профессиональной деятельности, формирование стереотипов профессионального поведения и его коррекции в общении с окружающими.

Библиографическая ссылка
1. Артюхина А.И., Марымова Е.Б., Македонова Ю.А., Фирсова И.В. ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 4. – С. 122-126;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33338 (дата обращения: 24.07.2024).
2. Журбенко, В. А. Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе / В. А. Журбенко, Э. С. Саакян, Д. С. Тишков. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2 (2). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/7/170/ (дата обращения: 24.07.2024).


Изображение от pikisuperstar на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar