- 10.10.2024
- 823 Просмотра
- Обсудить
преподаватель общеобразовательных и профессиональных дисциплин
ГБОУ СПО ЛНР «Ровеньковский технико-экономический колледж»,г. Ровеньки
«Метод дискуссии как средство активизации учебной деятельности на уроках: особенности применения и эффективность» (из опыта работы по проведению занятий-дискуссий)
Аннотация: в статье рассматривается дискуссия как форма групповой работы.
Ключевые слова: дискуссия, метод дискуссии, виды дискуссий, преимущества метода дискуссии.
1. Определение метода дискуссии и его место среди активных методов обучения
Метод дискуссии — это форма групповой работы, где обучающиеся высказывают и обсуждают различные точки зрения на заданную тему. Этот метод принадлежит к активным формам обучения, так как предполагает не пассивное восприятие информации, а активное участие учеников в образовательном процессе. Дискуссия стимулирует обучающихся не только понимать материал, но и критически осмысливать его, анализировать различные позиции и формулировать собственные выводы.
2. Педагогические цели и задачи дискуссии
Дискуссия как метод обучения решает несколько ключевых задач:
• Развитие критического мышления: обучающиеся учатся анализировать информацию, оценивать разные точки зрения, делать аргументированные выводы.
• Формирование коммуникативных навыков: дискуссия требует от обучающихся умения четко формулировать свои мысли, слушать других и корректно выражать несогласие.
• Повышение мотивации: активное участие в обсуждении вызывает больший интерес к учебному материалу, чем традиционные лекционные формы работы.
• Развитие навыков работы в группе: дискуссия способствует развитию навыков сотрудничества и толерантности к чужим мнениям.
3. Виды дискуссий
Дискуссии могут принимать разные формы в зависимости от целей урока и особенностей учеников:
• Панельная дискуссия: обучающиеся делятся на несколько групп, каждая из которых представляет определенную точку зрения на проблему.
• Круглый стол: все участники имеют равные возможности для высказывания своих идей, обсуждение происходит более свободно.
• Дебаты: это более формализованный вид дискуссии, где стороны соревнуются в аргументации своей позиции, соблюдая определенные правила.
4. Этапы проведения дискуссии на теоретических занятиях:
• Подготовительный этап: преподаватель заранее подбирает тему, вопросы для обсуждения и распределяет роли. Обучающиеся также могут получить предварительные задания для ознакомления с материалом.
• Организация обсуждения: преподаватель начинает дискуссию с постановки ключевых вопросов или проблемы, помогает участникам вовлечься в обсуждение.
• Подведение итогов: важно не просто завершить дискуссию, но и суммировать основные выводы, выделить важные аргументы и стимулировать обучающихся к дальнейшему размышлению по теме.
5. Роль преподавателя в дискуссии
Преподаватель выполняет несколько ключевых функций:
• Модератор: следит за тем, чтобы обсуждение было организованным, корректным и продуктивным, не переходило в конфликт.
• Катализатор обсуждения: преподаватель задает вопросы, которые стимулируют обучающихся к обсуждению, помогает глубже осмыслить проблему.
• Оценщик и консультант: он должен уметь оценивать ход дискуссии, вовлеченность участников и предложенные аргументы, а также помогать тем, кто затрудняется в выражении своих мыслей.
6. Преимущества метода дискуссии
• Развитие критического и логического мышления: обучающиеся учатся взвешивать аргументы, анализировать и сопоставлять информацию, делать логические выводы.
• Развитие коммуникативных навыков: метод способствует улучшению навыков общения, в том числе уважительного выслушивания чужого мнения.
• Мотивация: активное участие в дискуссиях делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим.
• Формирование гражданской позиции: обсуждение социально значимых тем позволяет обучающимся формировать и выражать свою гражданскую позицию.
7. Проблемы и ограничения метода дискуссии
Несмотря на многочисленные плюсы, метод дискуссии имеет свои трудности:
• Контроль за временем: дискуссии могут занять больше времени, чем запланировано, поэтому важно чётко управлять временем.
• Доминирование отдельных обучающихся: некоторые обучающиеся могут брать на себя лидирующую роль, в то время как другие могут оставаться в тени. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы каждый обучающийся имел возможность высказаться.
• Трудности в оценке: оценка участия в дискуссии может быть сложной, так как важно учитывать, как глубину аргументов, так и активность каждого обучающегося.
8. Практические примеры и рекомендации по использованию дискуссий
• Гуманитарные науки: обсуждение исторических событий, литературных произведений, философских проблем. Например, дискуссия на уроках литературы может касаться морали и поведения героев, а на уроках истории — причин и последствий ключевых событий.
• Естественные науки: дискуссии могут использоваться для обсуждения научных гипотез, экспериментов, различных точек зрения на экологические и биологические проблемы.
• Интеграция современных технологий: использование онлайн-платформ для проведения дискуссий может сделать узанятия более динамичными и интерактивными, особенно для дистанционного обучения.
Эти аспекты помогут сформировать цельное представление о методе дискуссии и его эффективном применении на уроках в разных дисциплинах.
Считаю актуальным для дисциплин, которые преподаю – психология и менеджмент, так как эти предметы требуют глубокого анализа, критического мышления и умения работать с различными точками зрения. Вот как метод дискуссии может применяться на уроках по психологии и менеджменту.
Дискуссия на уроках психологии
Цели использования дискуссий в психологии:
1. Развитие аналитических навыков: обучающиеся анализируют различные психологические теории, концепции и практики.
2. Обсуждение психологических явлений: дискуссия помогает обучающимся лучше понимать психологические процессы через примеры из реальной жизни.
3. Формирование эмпатии: обсуждение сложных психологических ситуаций способствует развитию эмпатии и эмоционального интеллекта.
Примеры тем для дискуссий:
• Этические дилеммы в психологии: обсуждение вопросов конфиденциальности, информированного согласия и профессиональной ответственности.
• Теории личности: например, сравнение психоаналитического подхода Фрейда и гуманистической теории Маслоу. Обучающиеся могут обсуждать преимущества и недостатки каждой теории, их применение в практике.
• Психологические эксперименты: дискуссии о моральной стороне знаменитых экспериментов, таких как эксперимент Милгрэма или Зимбардо, позволяют критически осмыслить их влияние на развитие науки и общественное мнение.
• Влияние медиа на психику: обсуждение того, как социальные сети, реклама и СМИ могут влиять на психическое здоровье и восприятие себя.
Этапы проведения дискуссии:
• Вначале преподаватель может предложить обучающимся несколько противоречивых ситуаций или исследований, связанных с темой занятия.
• Обучающиеся делятся на группы, каждая из которых защищает определённую точку зрения, обсуждая её с другими участниками.
• В конце дискуссии подводятся итоги, где обсуждаются наиболее сильные аргументы каждой стороны.
Дискуссия на уроках менеджмента
Цели использования дискуссий в менеджменте:
1. Развитие навыков принятия решений: дискуссии по менеджменту помогают обучающимся учиться анализировать ситуации и принимать управленческие решения на основе различных факторов.
2. Анализ кейсов: использование реальных бизнес-ситуаций или кейсов способствует развитию практических управленческих навыков.
3. Работа в команде: дискуссии помогают развивать умение эффективно сотрудничать в коллективе, что является ключевым навыком в менеджменте.
Примеры тем для дискуссий:
• Стратегический менеджмент: обсуждение различных стратегий роста компании, таких как вертикальная интеграция, диверсификация или международная экспансия. Обучающиеся могут анализировать плюсы и минусы каждой стратегии в контексте конкретной компании.
• Лидерство и типы управления: дискуссия о различных стилях лидерства (авторитарное, демократическое, либеральное), их преимуществах и недостатках в зависимости от конкретных ситуаций.
• Мотивация сотрудников: обсуждение теорий мотивации (например, теория Маслоу, теория Герцберга, теория X и Y МакГрегора) и их применения в реальных управленческих ситуациях.
• Управление изменениями: дискуссия о том, как компании могут адаптироваться к изменениям на рынке или внутри организации, какие методы сопротивления изменениям существуют и как с ними бороться.
Этапы проведения дискуссии:
• Преподаватель может предложить кейсы или задачи, основанные на реальных бизнес-ситуациях. Например, обучающиеся могут анализировать кейс компании, столкнувшейся с кризисом.
• Обучающиеся делятся на группы, каждая из которых предлагает свои управленческие решения и аргументирует их.
• Итогом дискуссии становится выработка общего решения или анализа каждого предложенного варианта.
Общие рекомендации для проведения дискуссий на уроках психологии и менеджмента:
1. Используйте актуальные примеры: в обоих предметах важно применять к обсуждению примеры из реальной жизни, будь то актуальные психологические исследования или бизнес-кейсы.
2. Поощряйте критическое мышление: обучающиеся должны уметь не только озвучивать свою точку зрения, но и анализировать и аргументировать её с использованием доказательств.
3. Вовлекайте всех участников: для эффективности дискуссии важно, чтобы каждый студент, ученик был вовлечён, даже если он играет роль стороннего наблюдателя или модератора.
4. Используйте технологии: онлайн-дискуссии или виртуальные кейсы могут сделать процесс более интерактивным и интересным для обучающихся, особенно в условиях гибридного или дистанционного обучения.
Использование дискуссий в преподавании психологии и менеджмента развивает у студентов важные навыки, такие как принятие решений, анализ, критическое мышление и командная работа, что особенно важно для их будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979
2. Библер В.С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). - М.: Политиздат, 1975
3. Валицкая А.П. Диалог в образовании. // Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 22. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
4. Дебаты: Учебно-методический комплект. - М.: Изд-во "Бонфи", 2001 - 296 с.
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.