- 16.10.2024
- 1657 Просмотров
- Обсудить
СПбГБПОУ "Колледж метрополитена"
В настоящее время происходят стремительные изменения на рынке труда, появляются новые профессии, а другие уходят в прошлое, меняются требования работодателей, которые они предъявляют к сотрудникам, и выпускникам учебных заведений приходится адаптироваться к изменяющейся ситуации в бизнес-среде, быстро реагировать на эти изменения и ориентироваться в новых условиях. В связи с этим становятся важными не только профессиональные навыки человека, но и его гибкие навыки (soft skills).
Все навыки, формируемые системой образования, можно разделить на две категории: hard skills - жесткие навыки, и soft skills - гибкие навыки. Жесткие навыки легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, это умение решать математические задачи, умение читать или работать в компьютерной программе. Жесткие навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Сюда же включаются и профессиональные навыки. Гибкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как жесткие, но именно они помогают эффективно продемонстрировать жесткие навыки. Гибкие навыки необходимы человеку в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.
В Оксфордском словаре гибкие навыки определяются как «личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми». В. Давидова считает гибкими навыками «приобретенные навыки, которые получил человек, через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности» [1]. Существуют и другие определения этого понятия, однако, можно считать их взаимосвязанными. Нельзя не признавать того факта, что гибкие навыки необходимы любому человеку как в профессиональной деятельности, так и в его повседневной жизни. Ведь гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков, являются сквозными, т.е. они не связаны с конкретной предметной областью.
Директор специализированного центра занятости «Моя карьера» Ирина Швец также отмечает, что развитые гибкие навыки дают преимущество при трудоустройстве: «Выбирая между несколькими претендентами на должность с примерно одинаковым набором hard skills, работодатель примет решение с учетом soft skills. И если в вашем резюме не будет указано ни одного, шансы заполучить вакансию окажутся значительно ниже: научиться работать в незнакомой компьютерной программе можно за несколько дней, а вот приобрести лидерские качества за то же время невозможно» [2].
В 2015 году Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) провела исследование «Навыки для социального прогресса. Сила эмоциональных и социальных навыков», в результате которого, в частности, был сделан вывод о том, что для того, чтобы добиться успеха в жизни в наше время, человеку необходимы гибкие навыки.
В. Шипилов, бизнес-тренер и автор исследований, посвященных развитию гибких навыков, предлагает следующие правила развития soft skills [3]:
• Необходимо сделать самообучение и саморазвитие непрерывным процессом: получать новый опыт, знакомиться с новыми профессионалами, брать на себя более сложные задачи, использовать новые инструменты в жизни.
• Следует научиться эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.
• Нужно подходить к собственному развитию комплексно: использовать разные форматы развития и обучения.
• Важно относиться к окружающей информации с любопытством: изучать окружающие процессы, узнавать о новых трендах, интересоваться достижениями в областях интересов.
• Необходимо развивать навыки постепенно: выбирать именно те направления, которые действительно помогут добиваться успеха в работе, учебе или бизнесе.
• Следует каждый день читать литературу и информационные ресурсы не только в профессиональной области, но и в области персональной и личной эффективности.
• Очень важно найти людей, у которых захочется учиться и брать пример как в личностном, так и в профессиональном плане.
• Важно также эффективно использовать поступающую обратную связь и определять ее ценность.
Индивидуальный план развития, по В. Шипилову, содержит следующие элементы:
• Составить свой план развития на три месяца, полгода, год.
• Грамотно поставить цель, при этом нужно определить необходимые для достижения цели навыки и инструменты развития soft skills.
• Четко спланировать процесс и выделить точки промежуточного контроля.
• Взять на себя ответственность за собственное развитие.
• Построить процесс освоения новых навыков soft skills таким образом, чтобы была возможность отработать каждый из них.
В. Шипилов обращает внимание на важные моменты, которые помогут совершенствовать навыки: нужно ставить измеримые цели, в соответствии с методикой SMART; крупные задачи необходимо делить на этапы; на каждый навык следует выбрать не один, а минимум 2-3 инструмента развития; совмещать способы развития навыков - собирать обратную связь, брать новые задачи и выходить из зоны комфорта, читать книги; развивать эрудицию, читая литературу, слушая классическую музыку и просматривая фильмы.
Используя эти рекомендации, человек может развить любой навык soft skills.
Выпускники СПО, по мнению автора, должны обладать такими гибкими навыками, как коммуникация, самопрезентация, креативность, самоконтроль, критическое мышление, умение работать в команде. Каким же образом помочь обучающимся СПО в формировании этих навыков?
Очевидно, необходимо создать условия, в которых проявится индивидуальность обучающихся, раскроется их потенциал. Для этого среди множества актуальных педагогических технологий имеет смысл выделить игровую технологию, кейс-технологию и технологию проектной деятельности. Ведь, именно эти технологии дают больше всего возможностей для развития гибких навыков у обучающихся. Применение игровой технологии – очень интересный инструмент, дающий целый спектр возможностей. Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике в системе СПО являются деловые, организационно-деятельностные, ролевые, имитационные, инновационные и дидактические игры. Кейс-технологии – также замечательная интерактивная технология обучения, посредством которой можно формировать у обучающихся знания, умения и личные качества на основе анализа и решения проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности.
Очень действенный инструмент развития гибких навыков – применение технологии проектной деятельности. Как преподаватель спецдисциплин, входящих в профессиональные модули, хочу особо отметить важность проектов, которые обучающиеся создают группами. Ведь, работая в команде, ребята должны учитывать интересы всех, кто задействован в создании проекта, уметь формулировать требования к работам и результатам проекта, планировать работу, выстраивать эффективную коммуникацию и уметь презентовать созданный проект.
В ходе освоения МДК 02.02 «Управление проектами» обучающиеся сначала выбирают тему проекта (это может быть ресторан, автосервис, спортивный клуб, гостиница и т.д., либо IT-проект). При постановке целей и задач, выявлении целевой аудитории проекта происходит активное обсуждение, и здесь студенты учатся работать в условиях ограниченного времени, слушать друг друга, принимать решения.
Далее, для выбранного проекта ребята определяют бизнес-цель, разрабатывают устав проекта, план управления проектом, составляют матрицу ответственности и план коммуникаций, рассчитывают риски и сроки окупаемости проекта, а также делают презентацию своего проекта. В процессе работы над проектом «проигрывается» множество ситуаций, которые могут случиться в будущей профессиональной деятельности обучающихся. Данная дисциплина дает возможность применения любимых обучающимися технологий обучения: это деловые и ролевые игры, всевозможные кейсы, различные варианты презентации проекта. Ребятам нравятся деловые игры «Проведение переговоров», «Производственное совещание», «Собеседование», «Конфликтный клиент», «Руководитель и подчиненный» и многие другие.
На этапе рефлексии происходит совместная оценка полученных результатов и всего проекта в целом. За основу оценивания берутся критерии, выбранные на начальных этапах работы. На завершающем этапе обучающиеся учатся детально анализировать созданные ими проекты, выявлять сильные и слабые места, делать выводы. Нужно заметить, что если грамотно использовать инструменты управления проектами, ориентируясь на баланс качества результата, затрат и сроков, можно достичь хорошего результата в любой деятельности.
В заключение хочется еще раз отметить важность совместной проектной деятельности для развития гибких навыков у обучающихся СПО. Проектная деятельность позволяет студентам наряду с профессиональными навыками успешно развивать навыки soft skills. В процессе работы над проектом ребятам нужно не только выстроить эффективную коммуникацию, поставить цель, сформировать требования к результатам и работам проекта, спланировать работу по проекту, выявить возможные риски и способы их минимизации, но и качественно презентовать результат проекта. В процессе создания общего проекта происходит развитие у обучающихся навыков работы в команде, коммуникации и self-менеджмента, решения проблем и творческого мышления, умения анализировать информацию и разрешать конфликтные ситуации.
Литература
1. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills.37/ (Дата обращения: 19.04.2020).
2. Праведная К. Иногда лучше быть мягким. Как soft skills помогут вам построить карьеру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://snob.ru/moskva-i-moskvichi/soft-skills/ (Дата обращения: 20.04.2020).
3. Шипилов В. Мини-книга. Навыковый коктейль. Soft Skills and Business Administration, 2015. – 46 с.
Изображение от rawpixel.com на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.