- 19.11.2024
- 101 Просмотр
- Обсудить
Колледж информатики и программирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации , г. Москва
На сегодняшний день все более актуальным становится смешанное обучение, в том числе, в системе среднего профессионального образования. Смешанное обучение – это подход, сочетающий разнообразные форматы очного и дистанционного взаимодействия между обучающимися, педагогами и образовательными ресурсами. Учебные занятия частично проходят в учебных кабинетах, лабораториях, полигонах и мастерских, остальная часть программы реализуется онлайн, синхронно или асинхронно.
В ряде случаев педагогам бывает сложно перестроиться на новый формат взаимодействия с обучающимися с использованием дистанционных образовательных технологий, особенно если применяется смешанное обучение. Поэтому образовательным организациям необходимо выстраивать четкую политику реализации учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий, которая фиксируется в методических указания, рекомендациях и локальных нормативных актах. Это касается как внешнего, так и внутреннего порядка урока.
К внешнему порядку урока с применением дистанционных образовательных технологий относится точное начало и окончание урока – требование, основанное на финансовой дисциплине образовательного учреждения. Урок в формате видеоконференции должен начинаться и заканчиваться в соответствии с расписанием звонков, установленным в образовательной организации. Важным организационным моментом является постоянное присутствие обучающихся и преподавателя в онлайн конференции. Участники не должны выходить из онлайн встречи до окончания занятия. Также важно проводить контроль посещаемости студентов на каждом занятии, в том числе применяя функции платформ для организации ВКС. (например: функция –контроль присутствия, отправка стикеров, поднятие руки и т.д.)
Преподавателю и студентам рекомендуется включать камеру, особенно во время лекции, инструктажа, беседы, обсуждения материала. Это позволяет компенсировать недостаток очного взаимодействия участников образовательного процесса, способствует созданию благоприятной психологический атмосферы урока, активизации деятельности обучающихся.
Урок должен быть целесообразно распределен этапы, преподавателю необходимо соблюдать структуру урока, согласно его типу: комбинированный урок; урок приобретения новых знаний; урок закрепления знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок учебной практики; урок комплексного применения знаний: практическое занятие, лабораторное занятие. На каждом занятии, как очном, так и с применением дистанционных образовательных технологий, перед студентами должна ставиться четко определенная цель, которую они достигают в процессе учебной работы. Это также обеспечивает формирование мотивации обучению, поддерживает рабочую атмосферу урока.
Мотивация - необходимая составляющая урока с применением дистанционных образовательных технологий. В течение всего занятия необходимо поддерживать интерес студентов, создавать мотивы активизации их деятельности. Для этого используются разнообразные формы взаимодействия с аудиторией, смена видов деятельности:
– Обсуждение материала лекции, «перевернутый класс», моделирование ситуации;
– Проведение дискуссии по проблемным вопросам;
– Совместная работа на онлайн доске;
– Интерактивные упражнения: задания, игры, тренажеры, видеоуроки, тесты, созданные с помощью различных цифровых образовательных сервисов;
– Проектная работа. Решение кейсов.
Если на занятии планируется групповая работа (в том числе над проектом, кейсом, упражнением) можно воспользоваться онлайн доской, а также функцией разделения участников онлайн встречи на группы (сессионные залы), которая присутствует у многих платформ для организации видеоконференцсвязи, например: МТС Линк, Сферум, ВК Звонки.
При разработке занятия с применением дистанционных образовательных технологий следует принимать во внимание изолированность обучающихся. Учебные материалы, ссылки, пояснения и инструкции целесообразно размещать в чате видеоконференции. Объяснение материала преподавателем должно сопровождаться визуальным контентом - слайд презентацией, демонстрацией экрана, работой на онлайн - доске и т.п.
Если на занятии демонстрируется видео или аудио контент, его можно сопроводить заданием, перечнем вопросов, которые предварительно выдаются студентам, а после просмотра или прослушивания материала обсуждаются совместно с преподавателем. Возможно использование интерактивного видео, созданного с помощью цифровых образовательных сервисов, включающее вопросы и тесты. (например, сервисы УДОБА, Joyteka и другие)
Качественные электронные учебные и исследовательские материалы (в т.ч. видеолекции и онлайн-курсы), находящиеся в открытом доступе или выпущенные по открытой лицензии – это открытые образовательные ресурсы, их можно найти на крупнейших открытых образовательных платформах: «Открытое образование», «Российская электронная школа», «Московская электронная школа» и других.
Во время занятия с применением дистанционных образовательных технологий, педагогу необходимо обеспечивать постоянную дистанционную связь с обучающимися, своевременно отвечать на вопросы и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом. Контроль и оценка знаний должны производиться на каждом уроке. Для организации предварительного, текущего, тематического, итогового контроля можно использовать различные цифровые образовательные сервисы. Преподаватель может организовать оценивание с помощью онлайн тестирования, отправки выполненных заданий в сообщениях через мессенджер или загрузки их на выбранное образовательное пространство, например Яндекс Диск , Облако Мail, а также с помощью Яндекс-форм, УДОБА (Домашнее задание) и других платформ для сбора обратной связи. Помимо этого, можно проводить проверку знаний в игровой форме с помощью таких сервисов, как Joyteka и других.
На каждом занятии с применением дистанционных образовательных технологий должен быть предусмотрен коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой), где студенты могут задавать вопросы. (в чате, на онлайн-доске, через микрофон в прямом эфире).
Таким образом, соблюдение внешнего и внутреннего порядка урока с применением дистанционных образовательных технологий, при реализации смешанного обучения в СПО, позволит добиться выполнения всех требований ФГОС и Профессиональных стандартов, не зависимо от формы взаимодействия участников образовательного процесса.
Литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 года № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
2. Цифровая дидактика в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие / Н.В.Вознесенская, И.Б.Готская, Е.М.Иванисова, Е.В.Лавренова, О.А.Потапова, Т.Н.Романова, А.Ю.Теплякова – ФГБОУ ДПО ИРПО — М., 2024 — 192 с.
Изображение от tonodiaz на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.