- 20.11.2024
- 705 Просмотров
- Обсудить
преподаватель СПО предметной (цикловой) комиссии
общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
(ОмГУПС (ОмИИТ)) СП СПО «Омский техникум железнодорожного транспорта» (СП СПО ОТЖТ)
На начальном этапе трудовой деятельности успех молодого специалиста зависит, во многом, от его умения адаптироваться в новой среде, быстро и качественно заявить о своих компетенциях. Эффективное взаимодействие бывшего выпускника с профессиональным коллективом станет возможным при реализации универсальных и профессиональных способностей к деловой коммуникации, разработке и реализации проектов, определению своей роли в команде и др. Но одна из важнейших позиций заключается в умении наладить межкультурное взаимодействие с членами коллектива и стать его частью [2, с.7].
Как известно, производственный коллектив – это объединение людей для осуществления общественно-полезной трудовой деятельности в рамках определенной организации. Каждый производственный коллектив имеет ряд основных признаков:
1. Цель и задачи. Производственный коллектив имеет общую цель, которая определяется производственной деятельностью предприятия. Коллектив работает совместно для достижения общей цели через коллективное решение поставленных задач.
2. Организационная структура. В производственном коллективе существует определенная организационная структура, в которой каждый работник имеет должностные обязанности и занимает своё место.
3. Взаимодействие. Работники производственного коллектива взаимодействуют друг с другом по вертикали и горизонтали для выполнения общих задач.
4. Солидарность и взаимная поддержка. Производственный коллектив строится на принципах профессионального взаимодействия и взаимовыручки для достижения общей цели.
5. Общая ответственность. Члены производственного коллектива несут общую ответственность за результаты своей работы.
Поэтому успех коллектива зависит от эффективности деятельности каждого работника [6]. Выстраивание производственных отношений в коллективе происходит с учётом ряда аспектов, а именно: пол, возраст, уровень образования, семейный статус, национальный состав специалистов. Так, например, социологические исследования подтверждают, что разнополый коллектив более эффективен, чем однополый. Уровень образования и практический опыт оказывает основное влияние на результат деятельности организации. Социальная ответственность работника перед семьёй стабилизирует профессиональный коллектив. Национальная структура коллектива взаимно обогащает культурное пространство.
Одним из самых актуальных вопросов в формировании профессиональных коллективов в условиях нестабильности и изменчивости современного мира является вопрос возраста коллег. Специалисты утверждают, что преобладание людей старшего возраста характеризуется высокой трудовой дисциплиной, но при этом проявляются элементы консерватизма и растут потери рабочего времени из-за повышенной заболеваемости работников. Преобладание молодежи в коллективе приводит не только к быстрой ответной реакции на нововведения, но и к повышенной текучести кадров [4]. При этом стоит вопрос и о качестве владения профессиональной информацией, методами её получения и применения.
Таким образом, коллектив предприятия является сложным социально-экономическим объединением и требуют решения вопросов межкультурного взаимодействия, которое понимается в производственных коллективах как равноправное сотрудничество представителей различных культур на основе взаимного уважения.
Как не допустить конфликта поколений специалистов и создать условия для создания сплоченного и работоспособного коллектива, используя лучшие профессиональные качества работников? На Петербургском экономическом форуме 2023 года, первый зампред Правительства РФ Андрея Белоусова (министр обороны с 14.05.2024 г.) дал интервью, в котором заявил, что в России должен быть выстроен диалог внутри общества и диалог между государством и обществом по выработке основных концептов, основных идеологем: «Могу сказать, что точно должно быть у страны, обладающей суверенитетом, — это обладание собственными смыслами. <…> Кто мы, откуда мы, куда мы идем? <…> У нас есть огромные ресурсы, у нас есть талантливое население. Это всё правда. <…> Но самое главное необходимое условие для нашей самости — это огромная культура. У нас есть собственный культурный код. Собственная культурная идентичность, которой нет у подавляющего большинства стран и народов. <…> Вот это наш главный ресурс, нам надо его вытащить. Нам надо, чтобы люди почувствовали, что они являются носителями этого культурного кода. Через механизмы, через патриотизм, через воспитание людей, через опыт отцов и дедов». Вывод, который сделал А.Р. Белоусов, заключается в том, что единство смыслов существования нации позволит успешно решить и экономические вопросы [1].
Разница в мировосприятии поколений определялась ещё русскими классиками как проблема «отцов и детей». Но в начале 1990-х годов ученые всего мира заговорили о теории поколений. Сейчас российские специалисты обращают внимание на необходимость изучения основных положений данной теории с целью практического применения знаний для успешного взаимодействия людей во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономике.
Теория поколений предполагает наличие у каждого поколения уникальных характеристик, ценностей, убеждений и поведенческих особенностей. Чтобы понять, как формируются и эволюционируют общественные представления из поколения в поколение, предлагаем обратить внимание на главный показатель принадлежности к тому или иному поколению – общность культурных ценностей [5].
Пять представленных поколений имеют как общие, так и различные черты. Поколения X, Y и Z представлены в профколлективах наиболее активно. Именно у молодых специалистов (зумеров) возникают проблемы с вхождением в профессиональную среду, в которой традиционно поддерживаются идеи коллективизма, деловой направленности личности, профессиональной самоотдачи, созидания.
Обратим внимание на некоторое обстоятельство: впервые за длительный период своего теоретического обучения: в школе, колледже, университете, – молодой специалист попадает в группу разновозрастных людей-практиков, чьи позиции более устойчивы. Условия его социальных взаимоотношений резко меняются. Эти люди уже не опекают, не наставляют, не «прощают» ошибок, как это делали родители, педагоги, общественность. Трудовые коллективы представляют собой единое профессиональное пространство, а соответственно, выбрать малую группу внутри коллектива по принципу «удобно и интересно», как это было ранее, невозможно. Новизна и непривычность ситуации порождает стресс. Как показывают исследования, для людей, рожденных на стыке тысячелетий позитивная обстановка на рабочем месте важнее, чем уровень зарплаты. 57 % опрошенных будут при устройстве на работу, в первую очередь, смотреть на отношения в коллективе [3].
Зададимся вопросом: «Как создать гармоничные отношения в коллективе и организовать эффективную деятельность всех его членов?» Ядро коллективности строится на традиционных ценностях, которые следует воспитывать у будущего специалиста. Такие качества, как ответственность, способность добиваться результата, готовность идти на компромисс, восприимчивость к критике, коммуникабельность, аккуратность, стремление к сотрудничеству, готовность профессионально выполнять свои обязанности и желание дальнейшего профессионального развития должны стать социальными маяками. Однако, помимо традиций необходимы и инновации. Рабочее место молодого специалиста должно быть оснащено современным технологичным оборудованием. Профессиональные задачи должны ставиться с учётом индивидуальных особенностей. Контроль наставников должен быть регулярным. Движение от простого к сложному, от желания получить «быстрый» результат к долгосрочным проектам должно происходить планомерно.
Использование навыка успешного поиска информации может стать основной задачей бывшего выпускника. Учёт данных особенностей в профдеятельности специалистов Y и Z может позволить им реализовать свои компетенции и обеспечить эффективность производственных коллективов [7].
Успешное взаимодействие с коллегами влияют на удовлетворенность работой всех сотрудников компании. Люди в этих условиях чувствуют себя более мотивированными, счастливыми и здоровыми. Они дольше работают, реже выгорают и увольняются. В компанию с благоприятной атмосферой проще нанимать новых сотрудников, можно привлекать лучшие кадры на рынке труда. В результате, производственные коллективы эффективно решают любые производственные задачи.
Список литературы
1. Белоусов А.Р. «Ядро устроено не из экономики, оно устроено из смыслов» // РБК : сайт. – URL: https://www.rbc.ru/business/13/06/2023/6482d3389a79473805ee8978 (дата обращения: 17.11.2024)
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. – Омск, 2021. – https://www.omgups.ru/sveden/education/programms/OOP_23.03.01_lvts_2021.pdf
3. Общение на работе: как наладить отношения с коллегами // COMPASS | Журнал : сайт. – URL: https://getcompass.ru/blog/posts/obshchenie-na-rabote (дата обращения: 17.11.2024)
4. Социальная структура коллектива - задачи социологов // vuzlit.com : сайт. – URL: https://vuzlit.com/2130004/sotsialnaya_struktura_kollektiva_zadachi_sotsiologov (дата обращения: 17.11.2024)
5. Теория поколений: Чем отличаются зумеры, бумеры, миллениалы, поколения X и альфа // RGRU Специальный проект : сайт. – URL: https://rg.ru/2024/03/01/teoriia-pokolenij-chem-otlichaiutsia-zumery-bumery-millenialy-pokoleniia-x-i-alfa.html (дата обращения: 17.11.2024)
6. Хасанова, Г. Б. Психология управления трудовым коллективом / Г. Б. Хасанова, Р. Р. Исхакова. – Москва : БИБКОМ, 2012. – 420 с. – ISBN 978-5-7882-1334-7.
7. Черкасова, О. В. Коллектив как важная составляющая менеджмента / О. В. Черкасова, Б. М. Мусаева, А. О. Лыкова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 1(45). – С. 444-447. – EDN SPFTCM.
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.