- 25.11.2024
- 354 Просмотра
- Обсудить
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж»
В 2022 году был запущен флагманский проект «Профессионалитет», направленный на реструктуризацию системы подготовки профессиональных кадров. Перед образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, стоит задача подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов в условиях стремительного изменения рынка труда, быстрой смены квалификаций и технологий в эпоху цифровизации экономики и общества, а также новых условий трудоустройства.
Решение данной задачи необходимо реализовать и через формирование профессиональной направленности личности выпускников, где особая роль отводится системе среднего профессионального образования, которая формирует профессиональные компетенции, мировоззрение и культуру.
Таким образом, можно утверждать, что в основе профессиональной направленности личности лежит соответствующая ориентация обучения в целом и курс общеобразовательных дисциплин в частности. Именно общеобразовательные дисциплины в системе СПО в большей мере формируют у обучающегося профессиональную мобильность, социально-адаптивные компетенции и гражданскую активность.
Южно-Якутский технологический колледж является Федеральной площадкой по апробации нового содержания общеобразовательных дисциплин на основе новой образовательной технологии «Профессионалитет». Основной подход, используемый в Южно-Якутском технологическом колледже в рамках изучения общеобразовательных дисциплин - профессионально-ориентированный, направленный на обновление профессионального образования путём внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Профессиональная направленность общеобразовательных дисциплин предполагает целенаправленное применение педагогических средств, обеспечивающих не только формирование у обучающихся знаний, умений, навыков по дисциплине, но и развитие интереса к выбранной профессии или специальности, формирование личности будущего специалиста.
Приведем примеры тем и форм проведения учебных занятий для формирования профессионально-ориентированного мышления студентов в рамках изучения общеобразовательных дисциплин на примере специальности 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых.
Приступая к обучению, первокурсники уже на первых занятиях получают первичное представление о своей будущей специальности или профессии, о том производстве, на котором им предстоит в дальнейшем работать, об оборудовании, которое они будут обслуживать.
Например, изучение физических процессов, явлений, законов физики осуществляется в разрезе получаемого образования. Так, обучающиеся по специальности Обогащение полезных ископаемых, разбирают виды движения и их характеристики, опираясь на то, где в реальном производстве они столкнутся с данными видами.
Профессиональная направленность обучения математики осуществляется через специально подобранную систему прикладных задач по профессиям/специальностям производственного содержания, что в итоге повысит мотивацию студентов к обучению.
В дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины» внесены изменения не только в название, в соответствии с Федеральным законом №618 от 19 декабря 2023 г., но и введен прикладной модуль, во время изучения которого студенты приобретают профессиональные компетенции, связанные с управлением и контролем за соблюдением требований охраны труда, включая состояние рабочих мест и оборудования предприятий по обогащению полезных ископаемых.
На занятиях русского языка важной становится работа над профессионально-ориентированными текстами. Обучающиеся получают новую информацию и систематически пополняют терминологический словарный запас. Тексты берутся из учебников и учебных пособий по специальности Обогащение полезных ископаемых. Связь текста с будущей специальностью повышает мотивацию к обучению русскому языку.
Применение на практике технологий профессионально-ориентированного обучения способствует постижению будущей профессии, помогает узнать особенности, осознать практическую значимость конечного результата труда.
С помощью технологий профессионально-ориентированного обучения происходит становление личности современного конкурентоспособного специалиста сред¬него звена, готового к полноценной профессиональной деятельности.
Реализация технологии профессионально-ориентированного обучения формирует у студентов среднего профессионального образования систему ценностей к собственной профессиональной деятельности, внедряет образовательные программы и достигает качественного уровня подготовки будущего специалиста, развивает творческий потенциал, готовность к самореализации в обществе.
Доля профессионально-ориентированного содержания в рамках изучения общеобразовательных дисциплин варьируется от 30 до 70%.
Таким образом, изучая общеобразовательные дисциплины по программам, входящим в «Профессионалитет», студенты первых курсов погружаются в свою будущую профессию или специальность. Кроме того, осваивая дисциплины в разрезе получаемого образования, студенты имеют представление для чего им нужны те или иные знания, тем самым повышается их мотивация к обучению и, соответственно, качество образовательного процесса в целом.
Изображение: ru.freepik.com
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.