- 16.12.2024
- 189 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства
Современное время формирует и современное образование. В первую очередь это формирование личности, которая будет успешной и вне стен учебного заведения. Конкурентоспособность, готовность к решению проблем, самообразованию, к адаптации в постоянно меняющихся условиях – вот главные качества, которыми должен обладать современный выпускник СПО. В условиях реализации новых образовательных стандартов, принципиально меняются цели образования. В соответствии с ними обучение не должно ограничиваться сообщением готовых знаний, а должно формировать и развивать навыки и способности к самообразованию, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Организовать такую деятельность помогут ключевые компетенции, к которым относятся: социальные, правовые, коммуникативные, профессиональные и базовые. Перед образованием стоит задача: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь.
Таким образом на первый план выходит системно – деятельностный подход и большие возможности в этом плане открывает метод проектов. Метод проектов позволяет обучающимся находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания; развивает исследовательские и творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора; позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и со сверстниками.
Проектные технологии обеспечивают успешность социализации и конкурентоспособность студентов СПО в будущем.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО в учебном плане предусмотрен новый предмет – «Индивидуальный проект». Несмотря на то, что метод проектов нам многим знаком давно, в этом учебном году в соответствии с требованиями ФГОС СПО впервые студенты 1 курса приступили к подготовке индивидуальных итоговых проектов. Его основным результатом должен быть проектный продукт. В ходе работы возникло много вопросов: Что такое «индивидуальный проект»? В чем отличие проектной деятельности от других форм работы? Каковы этапы проекта? Как меняется роль преподавателя и студента в проектной деятельности?
Что же такое проект? Проект – одна из форм исследовательской работы; совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности; совокупность документов (расчетов, чертежей, и др.) для создания какого-либо продукта (сооружения, изделия и т.д.). Стандарт разграничивает проектную и исследовательскую деятельность, т.к. они имеют принципиальные отличия.
Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные.
Проект направлен на создание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. Общими чертами проектной и исследовательской деятельности являются цели и задачи, структура, творческая активность, целеустремленность, высокая мотивация, итоги.
Проектная и исследовательская деятельность неразрывно связаны друг с другом и осуществляется по двум уровням:
1. Учебно-исследовательская работа, которая предусматривает работу в рамках учебной программы (индивидуальные проекты, курсовые и дипломные работы)
2. Научно-исследовательская работа (во внеучебное время): - это работа студентов в предметных кружках, семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах.
Этапами проектной деятельности являются постановка проблемы, планирование и организация исследования, сбор и анализ информации, обработка результатов, представление результатов в виде презентации и доклада, рефлексия и оценка. В результате выполнения проекта студент и преподаватель активно взаимодействуют друг с другом, причем у каждого имеются свои роли. Так преподаватель является руководителем, наставником, организатором, мотиватором, консультантом, оценщиком. Студент - активный участник исследовательской деятельности, самоорганизатор, коллега. Причем у каждой из сторон имеются свои права и обязанности. Например, студент имеет право получать консультации и информационную поддержку на любом этапе выполнения работы, использовать ресурсы техникума. Обязан посещать занятия и консультации, ответственно относиться к требованиям и рекомендациям преподавателя, подготовить публичный отчет в виде доклада и презентации.
Обучающиеся могут выбрать любой вид проекта.
1. Исследовательский (Предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений)
2. Информационный (Направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении, например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.)
3. Творческий (Результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно прикладного искусства, видеофильмов)
4. Социальный (Предполагает работу над социально-значимой проблемой)
5. Прикладной;
6. Инновационный;
7. Конструкторский (практический) (Направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.д.)
8. Игровой (Предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.)
Выполнение и защита итогового индивидуального проекта представляет собой систему индивидуальной работы обучающегося по выбранной теме за пределами программного материала, под руководством педагога в соответствии с образовательными потребностями обучающегося, является частью промежуточной аттестации – переводным экзаменом в соответствии с профилем обучения. В течение одного учебного года студент обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно, под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного учебного предмета. Проект — это пять «П»: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация.
Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон:
- продукт как материализованный результат,
- процесс как работа по выполнению проекта,
-защита проекта как иллюстрация образовательного достижения, обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
В ходе проектной работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся.
Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть мультимедийные продукты, альбомы, буклеты, презентации, сайты, информационные сообщения и т.д.
Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.
Оформление работы содержит следующее:
1. Титульный лист;
2. Содержание (план);
3. Введение (с указанием проблемы, цели, задач, методов);
4. Основная часть;
5. Список информационных источников;
6. Приложение.
Одной из проблем введения предмета «Индивидуальный учебный проект» является оценивание результата. Ведь оценивается не только продукт, но и деятельность обучающегося. Что может выступать критериями для оценивания? Ведь на выходе проверяются личностные, метапредметные и предметные результаты (среди которых познавательные коммуникативные, регулятивные и личностные УУД).
Среди методов оценки чаще всего выделяют:
1. Оценку учебной работы в процессе проектной деятельности;
2. Оценку полученного результата;
3. Оценку презентации работы.
Ну и в заключение хотелось ознакомить всех с советами руководителю проекта:
- Подходите к проведению работы творчески.
- Не сдерживайте инициативу обучающихся.
- Поощряйте самостоятельность обучающихся, избегайте прямых инструкций.
- Помните о главном педагогическом результате - не делайте за обучающегося то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
- Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
- Старайтесь обучать обучающихся умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
- В процессе работы не забывайте о воспитании обучающихся.
Технология проектного обучения очень трудна для студентов. Он попадает в стрессовую ситуацию, у него возникают психологические и коммуникативные проблемы. В то же у этой технологии есть свои преимущества. Она формирует навыки самообразования и самоконтроля ориентирует на самостоятельную деятельность, позволяет обучить студентов умению получать знания через свою деятельность.
Подводя итог всему вышесказанному, можем сделать вывод о том, что проектная деятельность однозначно является неотъемлемой частью современного образования, и только в наших руках – руках преподавателей, находится подготовка выпускника, как мобильного, высококвалифицированного, инициативного и творческого специалиста.
Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.