Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2024 » Декабрь » 18

Условия развития личности студентов в учебной деятельности

Смирнова Ильмира Камильевна
Пугачевский гидромелиоративный техникум им. В.И. Чапаева – филиал ФГБОУ ВО Вавиловский университет

Основная цель образования и воспитания личности есть ее всестороннее и гармоничное развитие. Проблемы развития и формирования личности изучаются в философии, психологии и других науках. Несомненно, огромное внимание уделяется аспектам развития личности и в педагогике. Проблемы развития личности рассматривали А. Макаренко и В. Сухомлинским, современные исследователи Д. Белухин, А. Бойко, В. Рыбак и др.

Однако данная проблема остается актуальной и исключительно важной, так как существует запрос общества на формирование и развитие целостной гармоничной личности.

Прежде всего необходимо определить, что подразумевается под понятием «личность». Процесс развития человека как биологического существа проходит в глубокой взаимосвязи с его социальным развитием и усвоением социальных свойств, которые позволяют характеризовать его как общественное существо. Понятие личность содержит именно социальные качества и свойства человека, а не его физические характеристики. Таким образом понятие личность отражает социальную сущность человека и подразумевает комплекс выработанных им социальных качеств и свойств.

Значимым признаком личности является способность анализировать собственные поступки и нести за них ответственность, а также способность к самостоятельной деятельности. Качества личности не даются человеку при рождении, они развиваются и формируются в течении его жизни. Развитие личности – это сложный процесс изменений, происходящих в человеке, его психике, познавательной и творческой деятельности, нравственной сфере, мировоззрениях, ведущий к его совершенствованию. Результат процесса развития личности есть ее формирование. Формированием личности становится приобретение ей устойчивых качеств, индивидуальной системы ценностей. Именно от них будут зависеть дальнейшая деятельность и поведение человека.

Формирование и развитие личности студента в высшей степени сложный процесс, который должен осуществляться последовательно и непрерывно. На его реализацию оказывает влияние множество факторов, среди которых выделяют социализацию, воспитание и саморазвитие.

Социализация – это процесс вхождения индивида в социальную среду, путем освоения социального опыта.
Первоначальная социализация происходит в семье.

Воспитание есть целенаправленный процесс развития и формирования личности и подразумевает оказание воздействия на личность другими индивидами. Воспитание осуществляется непрерывно через образование. Необходимо понимать, что воспитание действенно только в случае наличия ответного позитивного отклика в сознании и чувствах личности. То есть, социализация и воспитание работают лишь в той степени, в которой они вызывают ответную положительную реакцию, переживание и активизируют собственную деятельность личности, направленную на самосовершенствование.
Таким образом, воспитание должно осуществляться с учетом мотивов, интересов, потребностей, убеждений каждой отдельно взятой личности и быть направленным на развитие ее потенциала, способностей и природных задатков.

Самовоспитание возможно с момента созревания сознания личности и представляет собой воздействия на себя самой личности. Оно требует от личности постоянной работы над собой с использованием высокоэффективных приемов и методов. Самообразование является важнейшим методом самовоспитания. Современные образовательные стандарты предъявляют требования к выпускникам в части их способности самостоятельно приобретать необходимые новые знания.

Личность развивается и формируется путем взаимодействия с предметной и внешней средой посредством усвоения социально сформированного опыта. В ходе этого усвоения образовываются новые мотивы, потребности, происходит их переосмысление и преобразование. Это процесс совершенно различен с процессом освоения знаний, умений и навыков, так как подразумевает не просто освоение, запоминание, а эмоциональное переживание, проживание нового опыта и зачастую творческую составляющую.

Развитие личности студента в учебном заведении есть сложный процесс организации и планирования, создания условий, направленных на формирование качественных изменений, приводящих к проявлению и закреплению необходимых качеств, особенностей, свойств, обогащению знаний, навыков и умений обучающегося.

Условия пребывания студентов в учебном заведении безусловно находят отражение в развитии и формировании их личности. Учебное заведение имеет следующие группы влияния: социально-психологические и социально-педагогические, учебного процесса, воспитательного процесса, собственной активности студента.

Каждый педагог обязан создавать условия для полноценного всестороннего развития личности студента в учебной деятельности. Для этого ему необходимо понимать какие качества личности (нравственные, мировоззренческие, культурные, профессиональные…) должны быть сформированы у студента в соответствии с получаемым профилем образования. Педагог должен своевременно оказывать воздействие на мотивацию студентов к получению выбранной профессии. Необходимо на постоянной основе проводить анализ изменений личностных качеств студентов и уровня их профессиональной подготовленности, а также оценивать степень их сознательной саморегуляции в создаваемых экстремальных ситуациях, способность проводить самооценку собственного поведения. Для достижения образовательных целей педагог должен учитывать в учебном процессе особенности студентов (возрастные, социальные, психологические, индивидуальные) и подбирать наиболее эффективные меры воздействия на обучающихся.

Развитие и формирование активной, самостоятельной, творческой личности, способной к адекватной оценке окружающей действительности и самооценке, ставящей перед собой амбициозные, но достижимые цели и выбирающий оптимальные решения для их претворения в жизнь есть цель любого образовательного заведения. В настоящее время в учебных заведениях активно внедряется интерактивная образовательная среда, способствующая созданию наиболее благоприятных условий для развития полноценной личности. Интерактивная модель обучения способна решить задачи, стоящие перед современной педагогикой. Она меняет модели поведения участников педагогического процесса, повышает мотивацию студентов, способствует их адаптации к будущей профессиональной деятельности, а также позволяет развить и закрепить необходимые качества, особенности, убеждения, социальную активность и принципиальность студентов, и обогатить из знания, умения и навыки.

Большую роль в эффективной реализации интерактивной модели обучения играет педагог, его способность продуктивно применять интерактивные методы в своей педагогической практике с целью создания условий для всестороннего развития личности студентов в учебной деятельности. Именно педагог, организуя, помогая, поддерживая и своевременно интенсифицируя процесс развития и саморазвития обучающегося создает условия для его личностного роста. стимулируя проявление активности, самостоятельности и ответственности.

Реализуемые педагогом стили и методы преподавания способны значительно улучшить условия развития личности студента, их профессионального мышления. Положительный эффект дают:
• способность организовывать взаимодействие в режиме диалога, беседы, действия;
• донесение информации с ориентацией на осмысление, а не на запоминание, то есть использование манеры логично-обоснованных рассуждений, а не информационного повествования;
• умение создавать учебные ситуации, в которых студенты самостоятельно во взаимодействии друг с другом и обучающей средой получают знания, при этом оставаясь «в тени», но активно направляя обучающихся;
• побуждение студентов к решению учебно-творческих задач, активизация не только учебной, но и творческой деятельности;
• умение создать учебную обстановку максимально приближенную к условиям реальной профессиональной деятельности;
• увлеченность педагога преподаваемым предметом, способность к интересному, страстному, убедительному преподнесению информации;
• грамотная активизация, подлежащих развитию, качеств личности студента;
• непрерывный анализ изменений, происходящих в личности студента для осуществления своевременной корректировки образовательного процесса;
• готовность оказать поддержку и помощь при возникновении такой необходимости;
• позитивная оценка развития способностей студента, подчеркивание значимости его успехов;
• чуткость и тактичность;
• регулярный контроль результатов как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности студента.

Это лишь небольшая часть факторов, способных значительно улучшить условия развития личности студентов в учебной деятельности. Безусловно огромную роль имеют личностные качества педагога, его талант. Однако создание интерактивной обучающей среды, максимально раскрывающей потенциал личности студента, сродни искусству и для этого необходима высокая квалификация педагога, его мастерство и опыт.

Применение интерактивной модели обучения способствует созданию максимально благоприятных условий для выявления внутреннего потенциала студента, развития и формирования его личности, и эффективной подготовки к дальнейшей трудовой деятельности. Интерактивные методы обучения способствуют развитию таких качеств как инициативность, активность, критичность мышления, требовательность к себе и окружающим, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, способность принимать эффективные решения и нести за них ответственность, готовность к дальнейшему личностно-профессиональному самосовершенствованию и к активной профессиональной деятельности.

Список литературы
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: изд-во КГУ, 1988. – 238 с.
2. Орехин-Рыжина В.А., Тоштемирова Д. Инновационные педагогические технологии и обучение иностранным языкам // Ученый XXI века. 2022. №5-2 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii-i-obuchenie-inostrannym-yazykam (дата обращения: 05.12.2024).
3. Рыбаков Н.С. Развитие личности в образовательном процессе. Общие проблемы гуманитарной подготовки // Развитие личности в системе непрерывного гуманитарного образования. – Екатеринбург, 2001. - С. 14-19.

Изображение от gpointstudio на Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar